Арт-объект

Не дождавшись госфинансирования, башкирские киношники организовались в оппозиционный профсоюз

04.09.2017 Игорь САВЕЛЬЕВ
День российского кино, профессиональный праздник, о котором почти никто ничего не слышал, прошел совсем уж незамеченным. Если в прошлом году о нем упоминали хотя бы в связи с Годом кино, то сейчас кинематографической общественности, оглушенной посадкой Кирилла Серебренникова, стало вовсе не до праздников. Что касается Башкирии, то любопытно, что именно в этот день ради киносъемок перекрыли весь центр Уфы.

Началось производство криминальной драмы «И это всё Роберт», которую снимает приглашенный москвич Андрей Линич. Один из инициаторов проекта и оператор ленты Рияз Исхаков ранее выступал в местных СМИ с манифестами о том, что башкирское кино должно отойти от тотального госфинансирования, имея в виду как минкульт, так и госканал БСТ. В итоге «И это всё Роберт» снимает канал UTV, и, получается, это первый коммерческий кинопроект в регионе. Создатели ленты надеются на прорыв в истории башкирского кино. Правда, такие прогнозы звучат не в первый раз.

В последние несколько лет официальная пресса уже много твердила о революционном прорыве башкирского кино. Сначала это было связано с фильмом Булата Юсупова «Визит», посвященным Уфе 70-х годов и событиям вокруг опальной семьи перебежчика Рудольфа Нуреева. Несмотря на все достижения, у «Визита» была одна серьезная проблема: 30-минутный хронометраж. В системе координат кинематографа – это непонятно что. Для короткометражного кино, которым «Визит» формально является, он, мягко говоря, великоват – значит, это закрывало для фильма все серьезные конкурсные перспективы. Для проката – маловат. То есть (это важно), вопрос о коммерческом прокате, а значит, о какой-либо финансовой отдаче в принципе не стоял. Башкирское кино все эти годы существовало в привычном формате стопроцентного госфинансирования. Если и прокат, то сугубо «целевой», например, несколько показов в «Родине» по разнарядке для школьников. Как венец творения - показ по БСТ. История успеха – это история локальных фестивалей, которых очень много. В последние годы есть такой и в Уфе – «Серебряный Акбузат».     

В этом году о прорыве заговорили с утроенной силой. Во-первых, башкирская киноиндустрия родила два полных метра – исторически-политический «Бабич» того же Булата Юсупова и легкомысленно-молодежный «Из Уфы с любовью» Айнура Аскарова. Во-вторых, индустрия впервые покусилась на коммерческий прокат. Создатели «Бабича» ругались с кинотеатрами малых городов Башкирии, которые не последовали примеру уфимской «Родины», устроившей довольно много сеансов с приличной загрузкой. Создатели «Из Уфы с любовью» заявили, что их детище стало первым окупившимся (то есть коммерчески успешным) башкирским фильмом и первым же отправилось во всероссийский прокат. Ну, тут нужно пояснять, что оба достижения предполагают оговорки, хотя от этого не меньше, разумеется, достойны уважения. Окупился фильм не целиком, а только «коммерческая» часть его бюджета (если не ошибаюсь, это в пределах двух из пяти миллионов); прокат пошел не по федеральным сетям, а по отдельным кинотеатрам-энтузиастам отечественного кино, с которыми работали «вручную». Но, тем не менее, конечно, и этот поворот к рынку – прогресс.

Появился и ещё один признак прогресса. В башкирском кино сформировалась оппозиционная сила, полемика, конкуренция - как угодно. Профсоюз тех, кому не дали денег, активно поддержанный политически-оппозиционными СМИ. Во всяком случае, эта сила начала действовать.

Сначала чемпион мира по кикбоксингу Хабир Сулейманов, вдруг проявивший интерес к кино, если не сломал, то основательно потрепал систему госфинансирования кинематографа в регионе. В последние годы все сколько-нибудь основательные по бюджетам башкирские фильмы финансировались через гранты главы республики, распределяемые минкультом. Хабир Сулейманов подал заявку на грант в 13,5 млн на съемки фильма «Нелегал», ожидаемо не выиграл, но неожиданно для правительства Башкирии обратился по этому поводу в ФАС, прокуратуру и арбитражный суд. Нарушения, разумеется, нашлись, хотя бы потому, что систему грантов никто никогда не проверял, и с соблюдением всех формальностей чиновники, похоже, не особо заморачивались. Кто-то кого-то письменно не уведомил, кто-то где-то отсутствовал, но протокол подмахнул. Дело понятное. Случился скандал, потому что постановления о распределении грантов отменили. Властям пришлось проводить новый конкурс, чемпион снова добивается его отмены, СМИ жуют попкорн, потому что история превратилась в затяжной сериал.

Затем группы недовольных фактически сорвали выделение денег - 9 и 4,5 млн - на новые фильмы уже упомянутых и, видимо, зарекомендовавших себя знаменосцев башкирского кино – Булата Юсупова и Айнура Аскарова. Выяснилось, что минкульт намерен профинансировать их картины «Первая Республика», посвященного 100-летию БАССР, и «Буран» - в документах он туманно именуется фильмом «о событиях зимы 2016 года, произошедших в Зауралье». То есть, можно полагать, речь снова будет идти о проектах, в той или иной степени позиционируемых как «визитная карточка Башкирии». Сейчас чиновники еще пытаются отстоять эти целевые миллионы, но юристы считают, что позиции минкульта шаткие: эти деньги попытались выделить без конкурса, вне существующей системы грантов и как-то, можно сказать, по-тихому.

Наконец, одна из газет, близкая к «протестным» кинематографистам, начала кампанию за снятие фильмов «Бабич» и «Из Уфы с любовью» с конкурса на соискание госпремии Башкирии. И здесь тоже – как ни относись к этой активности «протестующих» – следует признать, что чиновники опять подставились сами. Оба фильма, вышедшие на экраны в 2017 году, прошли отбор на соискание государственной премии за 2015 – 2016 годы, а значит, хотят этого в ведомствах или нет, снимать их с конкурса придется – просто по формальным основаниям. Все необходимые официальные запросы для этого мгновенно сделаны и, для надежности, опубликованы. И это не набор случайностей, а целенаправленная кампания. И на здоровую конкуренцию, увы, не очень похожая – своей однонаправленностью (при всей моей любви к законности).

Главное – хотелось бы за всей этой мишурой, запросами, исками различить смыслы. Одна группа борется с другой за что? За другое кино, или за госфинансирование, то есть, по сути, за то же кино? Этот вопрос должен стать ключевым, когда скандальные подробности улягутся. Все-таки если у башкирского кино есть будущее, то оно за конкуренцией разных школ, разной эстетики. Если же всё так и будет вертеться вокруг стопроцентного госфинансирования кино сугубо этнографического, исторического, краеведческого – без «шаг влево, шаг вправо», – то не всё ли равно, кто получит доступ к грантам и премиям.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты