Фотограф Руслан Исхаков: «Моя задача – соврать: показать красивее, веселее, массовее, чем было на самом деле»
«В Уфе я жил расслабленно, доходы от съемок не считал»
- В Петербурге фотографу выгоднее, чем в Уфе?
- Фотография изначально была моим увлечением, сейчас - переросла в профессию, я зарабатываю только съемками и мастер-классами. В Питере денег больше, само собой. Другое дело, что я не так давно там живу, а работа фрилансера подразумевает большое количество клиентов – их у меня пока еще немного. В Уфе за 5-7 лет я сделал себе имя, проблем в поисках работы не было, заказы постоянно приходили по «сарафану». Когда я переехал в Петербург, выяснилось, что там работу давать никто не спешит. Сейчас приходится регулярно мониторить паблики в соцсетях, наизусть выучил сайты с биржами заказов. Но это дело наживное. И получается, что в Питере заказчиков меньше, но в среднем за съемку денег приходит больше.
- То есть ты работаешь меньше, но получаешь больше. Это же идеально.
- Выходит так. В Уфе я жил расслабленно, доходы от съемок не считал. В Питере, когда начал жить один, когда расходы увеличились, я понял, что нужно вести статистику. Пока у меня не получается достаточно хорошо пролезть в свадебный бизнес Петербурга, поэтому больше занимаюсь репортажной работой. С весны прошлого года я фотографирую для питерской «Геометрии». Первое время после переезда я кривил нос, не хотел туда идти – деньги там небольшие, да и в Уфе я этого уже наелся. В итоге сдался и не зря. Так, по долгу службы фотографирую самые разные городские события – от открытия бара и экономических конференций до концертов и спектаклей.
- Ценовая сетка по свадебной фотографии в Уфе и Петербурге сильно разнится?
- Конечно, чем город крупнее, тем все дороже. В Уфе примерный ценник – от 2-3 тысяч за час. В Питере ценовой потолок повыше. Есть, например, фотограф Леша Гайдин – у него 10 тысяч в час. Это хороший, нестыдный результат. В Питере, может быть, человек 10, которые снимают на таком ценовом и качественном уровне. Я беру за съемку 5 тысяч в час. Кстати, если у вас нет денег, всегда можно найти бесплатного фотографа, который только начинает работать в этой сфере и ему нужно портфолио. Правда, результат тут неизвестный и рискованный.
- На твоем сайте указано, что ты - репортажный фотограф, который снимает свадьбы. Такое позиционирование для тебя принципиально важно?
- Да, определение должно быть узко заточенным. Так клиент понимает, что фотограф делает не все подряд, а что-то конкретное. Когда записываешься к врачу, ты же не думаешь, что он и пятку почешет, и зубы вылечит.
- Клиент всегда прав и часто из-за этого капризничает. Заказчики понимают, что они хотят?
- Сложный вопрос. Ты знаешь, как сейчас работает реклама. Взять тот же Apple. Они настолько эффективно себя рекламируют, что сами создают потребность. Если бы не было свадебных репортажников, а были бы те, кто делает обычные фотооткрытки, все были бы довольны. Но фотография развивается, появляются новые жанры. Соответственно, и у людей возникает желание это попробовать.
- Какие последние тенденции успели появиться в привычных свадебных фотографиях?
- Появляются совсем свежие взгляды типа Вани Трояновского. Это такой самородок, который взялся непонятно откуда и снимает непонятно как, но он умеет создать свой определенный мир. Когда он, скажем, снимает какую-нибудь лавсторьку, то на фотографиях оказывается только мир этих двух людей, существуют только они, а все снаружи их не касается.
- Вообще-то звучит вполне обычно.
- Дело в необычном визуальном языке. В 60-х годах в Америке появилось такое направление Snapshot Aesthetic - буквально «любительская эстетика». Не уверен, знает ли Ваня про них, но я понимаю, что он пользуется этими наработками. Снэпшот – кадр, снятый на мыльницу без какого-либо высокохудожественного намерения. То есть щелкнул «как есть»: небрежное кадрирование, где-то что-то не в фокусе, заваленный горизонт, главный объект может быть в углу... Да, это не очень хорошо с точки зрения академической фотографии, но зато это выглядит очень искренне и богато с эмоциональной точки зрения. Возникает ощущение, что это «настоящая» фотография. И ты понимаешь, что здесь не было фотошопа, вымученной постановки, что это было реальное случайное мгновение. Вот эта категория правды в фотографиях сейчас очень важна.
«В репортаже всегда есть элемент сюрприза»
- Когда обычные фотографии-открытки стали менее востребованы, чем такие инновации?
- Лет десять назад. Раньше зазор между тем, что происходит в России и на Западе, был довольно большой. Могло пройти несколько лет, прежде чем до нас доходила та или иная зарубежная тенденция. Сейчас этот зазор сокращается за счет интернета. Плюс ситуация изменилась с появлением нормальных цифровых камер. С ними стало возможно снимать много – для репортажника это главное. Если снимаешь репортаж, то ты снимаешь по-настоящему много. С одного свадебного дня я приношу примерно 5000 фотографий. При этом клиенту уходит около 10 процентов, если не меньше. И это не я такой раздолбай, который делает много лишнего, такова съемка. Ты ловишь моменты и не можешь снимать по одному кадру в 10 минут. Ты лупишь, как ненормальный, входишь в поток, драйв, и в этом драйве у тебя получается кое-что уловить. И неважно, что потом большую часть ты потом выкинешь, главное – что тебе удалось выловить то ценное, что ты потом отдашь.
- Свадьбы для фотографа чем-то отличаются друг от друга?
- Конечно. Люди разные, послевкусие. С некоторых уходишь выжатый, как лимон, и жить не хочется, и снимать, и фотоаппарат закидываешь в угол. А бывают эмоционально приподнятые свадьбы, когда ты сразу бежишь к компьютеру обрабатывать сырье.
- От чего это зависит?
- От людей, от их настроения. Насколько люди в семье открыты друг к другу, общаются между собой.
- В каком городе интереснее снимать репортаж?
- Везде случаются такие задания, что не остается никакого пространства для творчества. Когда каждую секунду ты занят и нужно отснять какие-нибудь конкурсы один за другим, всех победителей с подарками, брендированные вещи. Радости такая работа не приносят. Но бывает, что нужна в кадре именно атмосфера, настроение, сюжеты. Тут не угадаешь, когда и где случится открытие. Я поэтому и занимаюсь репортажной съемкой – в ней есть элемент сюрприза, удачная неожиданность. Снимаешь, дома сливаешь сырье, начинаешь просматривать и вдруг видишь – вот оно, ай да Пушкин, ай да…! Таких моментов в последнее время бывает все меньше, начинаю утыкаться в потолок того, что могу снять. Но – все еще бывает. Такие удачи подогревают интерес к профессии. Если бы их не было, я бы завязал с фотографией. Превращать ее в механическое зарабатывание денег я не хочу.
- Результат зависит от уровня события?
- Что такое результат, с чьей точки зрения? С моей – нет, в каком бы городе это ни происходило. Я занимаюсь коммерческим репортажем, а это съемка за деньги для конкретного заказчика. В этом смысле моя задача – соврать. Показать красивей, веселее, массовее, чем это было на самом деле.
- Значит, разгуляться особенно негде и смена городов тут ни при чем?
- Ну да, есть определенный тупик, приходится лавировать, чтобы и задание выполнить, и что-то для себя снять. Конечно, во время съемки я себя не ограничиваю. Уже потом, за компьютером, я отбираю только то, что соответствует техзаданию. Все зависит от заказчика. Есть люди с самоиронией, которым нужно что-то такое, настроенческое. Но таких попадается мало. Чаще всего курьезы оказываются никому не нужны, кроме самого фотографа. Радуют съемки на крупных фэшн-мероприятия вроде Mercedes-Benz Fashion Week. Там можно отрываться вовсю, потому что снимаешь подобные статусные мероприятия, как правило, бесплатно.
«Съемка циркового закулисья – очень избитая тема»
- Есть какая-то съемка, которая запомнилась всерьез и надолго? Мне на ум сразу приходит закулисье «Цирка Дю Солей».
- Тут надо понимать, что это был пресс-тур для журналистов, где шаг влево или шаг вправо карались расстрелом. Тебе дают специального сопровождающего, ты не можешь никуда отойти и снимаешь там, куда тебя поставили. Картинка, конечно, прикольная, но это так скучно!
- С позиции зрителя получившиеся кадры воспринимаются совсем иначе.
- Сергей Максимишин, известный российский фотожурналист, в интервью как-то рассказал шутку о конкурсе World Press Photo. Что каждый раз там выигрывает какая-нибудь кубинская школа музыки или бокса и какой-нибудь цирк. В любой шутке есть доля шутки, но вы посмотрите на победителей. Это к тому, что съемки циркового закулисья – очень избитая тема. Это очень легко снимать и это визуально довольно интересно, причем от тебя требуется минимум работы. Получается ярко, но тема пережеванная сто раз и тут ничего нового сказать нельзя. В стрит-фотографии тоже есть такие шаблоны, которые считаются дурным вкусом: съемка бомжей или работников ЖКХ.
- То, что не попадает к заказчику, идет куда-то дальше твоего рабочего стола?
- Да, сейчас не те времена, чтобы куда-то складывать, этим надо делиться. Я выкладываю в «Инстаграм».
- Это адекватная площадка для такого материала?
- Других применений я не вижу. Никто не будет делать выставку из этих хлебных крошек.
- В Уфе делают.
- Крицкого имеешь в виду? Он называет это стрит-фотографией, но это шлак. Визуальный язык журнала «Советское фото» 60-70 годов. Сейчас этот жанр гораздо сложнее и многограннее, там сложная форма, работа со светом и цветом, необычная геометрия, абсурдные сюжеты, сюрреализм. А что у него? Стоит девочка, ветер задрал ей платье до трусов. Ну что это такое?
- А что должно произойти в Уфе, чтобы люди поняли, что вот это – красиво и интересно, а это – старье и мусор?
- Образование нужно. Чтобы узнать, например, что такое настоящая стрит-фотография, нужно посмотреть, скажем, Мартина Парра, Шина Ногучи… Люди не понимают, что такое современное искусство, современная фотография. В школах этому не учат. Возможно, тут сыграл роль железный занавес. Мы ведь до сих пор отказываемся понимать «Черный квадрат», хотя 100 лет прошло. Публика худо-бедно воспринимает Возрождение, но все, что было после, – с трудом. Развивается и фотография, с 70-х в ней тоже немало произошло.
- А кто твой кумир? На что стоит ориентироваться в море современной фотографии?
- Кумиров нет, но есть интересные люди. Пинхасов. Никишин. У Никишина как раз есть интересные статьи про постмодернистский барьер, который препятствует пониманию современного искусства. Максимишин хорош как преподаватель, а как фотограф сейчас немного отстал, он сам это понимает и не спорит. Сам шутит, что он всем надоел, но борозды не испортит. Если интересует фотожурналистика, то нужно смотреть агентство Magnum Photos, победителей World Press Photo, если фэшн-съемка – зарубежный Vogue, Марио Тестино, Энни Лейбовиц. Вообще, у Курта Воннегута в «Синей бороде» было отличное определение, как отличить плохую картину от хорошей: нужно просто посмотреть миллион картин.