Арт-объект

Сергей Никоненко: «Недавно сыграл татарина, теперь очередь за башкиром»

22.10.2017 Андрей КОРОЛЁВ
В Уфу на встречу со зрителями приехал актер и режиссер Сергей Никоненко. Известность к актеру пришла после картины Сергея Герасимова «Журналист» 1967 года. Затем было масса других удачных ролей. Всего в фильмах и сериалах актер сыграл свыше 200 ролей, что говорит о нем как об одном из самых востребованных актеров отечественного кино. Как режиссёр Никоненко снял 15 кинокартин и сериал «Аннушка».

«У меня накопилось штук шесть чугунных Салаватов»

 

В Башкирии Сергей Никоненко далеко не первый раз – с премьерами кино и спектаклей, творческими встречами артист приезжает сюда примерно с 70-х годов. Уфу всегда вспоминает добрым словом за гостеприимство. 

- На каждой такой встрече мне или Салавата Юлаева чугунного подарят, или статуэтку кураиста. Так, за эти годы, у меня этих музыкантов накопилось штук восемь и Салаватов – штук шесть. Очень трудно было с ними справиться, неподъемные. Я и в этом году у вас уже бывал – весной играли спектакль-шутку «Следствие ведут дураки».

Сергей Никоненко рассказал, что совсем недавно сыграл свою 223-ю роль – в грядущем фильме про строящийся мост через Керченский пролив.

- То, что я там видел, – неописуемо, такое только в фантастических книжках можно прочитать. Когда все эти громадные сооружения приходят в движение, становится даже страшновато. В этом фильме я играю татарина. Вообще мне доводилось играть людей разных национальностей: француза, испанца, в одном фильме играли с Джигарханяном евреев. Наконец, думаю, скоро сыграю и башкира.

При этом, по словам актера, в школе он хотел быть фокусником: даже показывал одноклассникам чудеса собственного сочинения.

- Был один фокус, я сам его придумал, он всех ребят сводил с ума. Сначала я просил сто рублей – огромную по размерам купюру. Конечно, ни у кого не было, поэтому обходились тремя рублями. Номер купюры записывали на доске. Я засовывал ее в конверт, брал спички, поджигал, конверт сгорал. После этого я кидал ребятам коробок со спичками, его ловили и там, на дне, находили  три рубля с тем самым номером.

И хотя Никоненко твердо решил стать актером, с 70-х годов он проявлял себя и как режиссер. Среди своих режиссерских работ он особенно выделяет фильмы по рассказам Шукшина, с которым Сергей Петрович крепко дружил.

- «Елки-палки» – мой первый фильм по рассказам Василия Шукшина. Потом была картина «А поутру они проснулись». Отлично помню первый съемочный день этого фильма, когда я только увидел всех своих артистов. Они должны были играть алкоголиков, которые просыпаются в вытрезвителе: Игорь Бочкин, Вася Мищенко, Игорь Христенко, Сережа Гармаш, Александр Абдулов, Женя Стычкин. Ребята, говорю, задача перед вами сложная, роли все, так сказать, на сопротивление. Некоторые имели выговоры за алкоголь из театров, где работали…

Третий фильм Никоненко по шукшинским рассказам «Охота жить» вышел в 2014 году – это его 16-й фильм. Сергей Петрович добавил, что снимал его специально к 85-летию со дня рождения Шукшина.

- В этой картине удалось собрать замечательных артистов – Валерия Баринова, Станислава Любшина, Нину Усатову. Ну и сам, конечно, сыграл. В 2015 году получил за него на пяти кинофестивалях главные призы. А где картина сейчас? Я хотел бы прийти в кинотеатр и посмотреть ее, но не знаю, где и как это сделать. Что у нас с прокатом происходит? Мы его потеряли, а свято место пусто не бывает.

 

«Я и свое кино толком не могу посмотреть»

 

Никоненко сыграл у множества известных режиссеров, а коллегами по съемочной площадке были не менее знаменитые артисты. В частности, Сергей Петрович вспомнил о работе с Евгением Евстигнеевым.

- Невероятно тяжелый партнер! Но фантастически заразительный. Даже на репетициях он все время играл по-разному. Он всегда проживал то, что играет, и никогда не повторялся. Это было удивительно. Например, на съемках «Странных людей» Евгений Александрович каждую минуту импровизировал, сочинял на ходу, отступал от текста Шукшина. Я даже пожаловался Василию Макаровичу: «Разве он не знает роли? Он же переставляет реплики местами! То ли путает, то ли изобретает». А Шукшин же был мастер диалогов! На это замечание он мне ответил: «Это неважно, знает он текст роли или нет. Лучше посмотри, как Евстигнеев живет в кадре, как дышит и смотрит. Какие могут быть советы?».

Также Сергей Петрович отметил свои актерские работы у Никиты Михалкова:

- Я даже могу сказать, что сыграл главную роль в становлении этого ныне всемирно известного режиссера. Поскольку я буквально играл главную роль в его дипломной работе «Спокойный день в конце войны». Очень дорожу небольшой, но хорошей ролью в его фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Этот фильм - абсолютный шедевр! Также вместе с Никитой Михалковым мы сыграли в известном фильме «Инспектор ГАИ».

Кроме того, в фильмографии Никоненко немало и военных ролей, хотя во время победных салютов 1945 года ему было всего 4 года.

- Я много воевал на экране: оборонял Москву, Ленинград, Сталинград. Был на Курской дуге, форсировал Днепр, воевал в горах Кавказа, освобождал Венгрию, Болгарию, был контужен. Для меня эти роли, эта память священна. В Великую Отечественную мой отец воевал на легендарной «Катюше» шофером. Очень хорошо помню дядю Андрюшу, он приехал к нам на побывку в середине апреля 1945 года на три дня. Потом он вернулся на фронт и за два дня до окончания войны погиб.

Рассказывая о своих ролях, Сергей Петрович отметил Чапаева, которого он сыграл в фильме Юлия Гусмана «Парк советского периода».

- Там мне такой комплимент отвесил недавно ушедший из жизни Мухтарбек Кантемиров! Вот финал картины, когда бандиты окружили наших героев, а мы спешим им на выручку: я в образе Чапаева - впереди на лихом коне, шашкой кручу, бурка развевается, а за мной 20 конников-джигитов и столько же конных милиционеров. Раз дубль, два дубль, три дубль - Гусман с оператором Игорем Клебановым говорят: «Что ж это такое, у нас на экране один Никоненко, почему отстаете?» Мухтарбек Алибекович подъехал и говорит: «Петрович, ничего не понимаю, попридержи коня!». Ни одна актерская работа не приносила мне таких комплиментов.

Что касается современного российского кино, Сергей Петрович отметил, что в нем есть хорошие идеи и мысли, но в целом за индустрией следить не удается.

- Я и свое кино толком не могу посмотреть. А уж тем более, когда кинотеатры превращают в склады. Вы знаете, что «Мосфильм» был складом до 1996 года? В свое время там снималось 42 фильма по плану, а в 1996 году – всего один, «Время танцора» Абдрашитова, я там играл одну из ролей. Тогда я как раз и пришел в «Мосфильм». Это было печальное зрелище: в производственном корпусе паркет весь вздулся от постоянных протечек, двери были выбиты, стекла разбиты, а на одном из этажей бегали собаки. Я думал, что это уже пепелище. Но пришел, слава богу, Карен Шахназаров, с которым «Мосфильм» постепенно стал возрождаться, и сегодня там музей, регулярно проходят экскурсии, а поток посетителей впечатляет. А ведь Карен Георгиевич успевает и кино делать. Мне, например, очень понравилась его « Анна Каренина», она показалась очень убедительной. 

 

«Музей Есенина содержу за свои средства»

 

В 1971 году Сергей Никоненко сыграл Сергея Есенина  в фильме «Пой песню, поэт…», с тех пор, по словам артиста, образ великого русского поэта не покидает его. С 1994 года Сергей Петрович является директором Есенинского культурного центра в Москве.

- В 90-е я нашел в руинах одну квартиру, где боялись ночевать даже бомжи. Пол там был выломан, можно было упасть в подвал, окна выбиты. Но я обнаружил, что именно в этой квартире часто бывал Есенин – там проживала жена поэта Анна Изряднова с сыном. Я решил, что надо бы устроить здесь есенинский уголок. Год специальная экспертная комиссия исследовала этот адрес и выдала документ, что квартира №14 в доме 44 в переулке Сивцев Вражек является новым выявленным памятником литературы и истории. Года полтора я ходил по чиновникам, они говорили, что ничего не получится, просто здоровье угробится. Но у меня все получилось и, по-моему, здоровье я не потерял, а наоборот, оно еще крепче стало.

По словам Сергея Петровича, сейчас в этом музее около 2000 объектов, связанных с жизнью Сергея Есенина, - личные вещи, прижизненные издания произведений, полотна, скульптуры. При этом государство Центру не помогает.

- Все хочу написать открытое письмо Сергею Собянину, предложить принять этот музей в дар Москве. Квартира находится в уникальном  московском дворике, такого двора больше нет. Здесь в разные времена проживали Пушкин, Андрей Белый, Александр Блок, историк Сергей Соловьев, его сын поэт Владимир Соловьев, Петр Чайковский, составитель словаря русского языка Ушаков, поэт Тихомиров. Если бы у французов нашелся такой уголок, где в разные времена жили Мольер, Стендаль, Беранже, Бодлер, они бы его берегли. А мне еще приходится сражаться и все содержать на свои средства. Ну, как-то выживаем.

Сергей Петрович поделился одной необычной историей об уникальном автографе великого поэта.

- Но там одно словцо будет такое, вы уж меня простите, из песни слова не выкинешь. Поэты пользовались рифмовниками – специальными словарями рифм. Один такой рифмовник принадлежал поэту Евгению Соколу. В нем разными почерками поэты добавляли свои рифмы. Руку Есенина я хорошо знаю, как он писал каждую букву в разные годы. Словом, Сергей Александрович, там карандашом тоже поучаствовал, написал такое напутствие: «Я и сам когда-то, Сокол, лоб над рифмами раскокал. Нет алмазов среди стекол, не ищи вокруг да окол». На последней странице рифмовника кто-то написал: «Учитесь, братья, у Маяковского». Тем же карандашиком Есенин тут же добавил: «Ну уж хера!». 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты