Продюсер Михаил Кукушкин: «Как сделать нормальное кино? Берешь режиссера из Уфы!»
«Когда на «Кинотавре» мы озвучили бюджет, нам аплодировали»
- Михаил, на какой стадии вы начали работать над фильмом вместе с командой?
- Когда были готовы кастинг и сценарий. Я особенно не лез, высказывал свои мысли, что-то Вадим принимал, что-то – нет. Все решал Вадим, и снимали они все сами. Хотя мы были знакомы еще до начала фильма, войти в его команду было непросто. Я говорил, что мне интересно, это хороший проект. Мне отвечали, что особенно ничего не надо, пока просто деньгами скидываемся. Потом я все-таки убедил, что могу помочь.
- Чем помогали?
- Опытом. Несколько раз мы обсудили особенности съемок, чисто организационные проблемы. Плюс кое-что по сценарию. Больше всего мой вклад был, когда уже появился монтаж, и мы начали разговаривать с прокатчиками, когда нам нужно было сделать звук 5.1, а в Уфе его не сделать, надо было привлекать ребят из Москвы. Та же история и с цветокоррекцией, поскольку материал специфичный.
- Чем вас привлек этот фильм?
- Классные персонажи, классные диалоги. Как ни странно, этого мало – хорошей актерской игры и хорошо прописанных персонажей. Несмотря на то, что мне нравится грайндхаус и трэш, зацепило именно это. Бывают, конечно, яркие визуальные решения и истории, но диалог, от которого смешно и грустно одновременно, – это мастерство достаточно высокого уровня.
- Как «Мертвым повезло» добрался до проката?
- Мы попали на «Кинотавр», что стало определенным признанием качества. Из 75 присланных фильмов в конкурс попало 11, и мы в том числе. При этом 75 – это нормальные работы, а не те, которые были сняты на телефон, где ничего не происходит и просто слышны голоса. То есть мы оказались среди фильмов, снятых за 100 миллионов рублей. Почему бы не пойти в прокате, если нас показали на большом экране главного фестиваля страны?
- То есть именно попадание на этот фестиваль закрепило решение?
- «Кинотавр», отзывы - все в совокупности. Я точно не помню, но, по-моему, все фильмы, которые проходят в фестивальный конкурс, так или иначе прокатываются в стране. Хотя «Мертвым повезло», конечно, выбивается из общей программы.
- Не страшно было браться за фильм такого маргинального жанра – в том числе и в коммерческом смысле?
- Это смелое кино, которое делается не за 30 государственных миллионов с кучей обязательств, а за свои деньги. Здесь и рисков особых нет. Когда на «Кинотавре» мы озвучили бюджет, люди аплодировали, потому что были уверены, что бюджет - хотя бы миллионов десять.
- А сколько в итоге составил бюджет? Кажется, полмиллиона рублей?
- Да, но это съемочный период. Когда начался постпродакшн, добавилось еще тысяч 200.
- Премьера фильма в Уфе – официальная точка отсчета?
- Да. До этого были фестивальные показы – в Казахстане, во Владивостоке на «Меридианах Тихого». Плюс отдельные показы для фокус-групп. Например, в Екатеринбурге мы показывали фильм местным кинематографистам, чтобы половить фидбэк. Там же был представитель компании «Кинологистика» Анатолий Сергеев, с которым мы обсуждали дальнейший прокат. Но сама по себе прокатная история начинается здесь. Планируем пойти дальше, но через Уфу, посмотрев на реакцию аудитории. В зависимости от этого будем выстраивать работу дальше.
«Для нас и отрицательные отзывы – это тоже классно»
- Ориентироваться будете на эмоции зрителей или на сборы?
- В первую очередь, будем смотреть на финансовую сторону. Ты же понимаешь, что это такое кино… Для нас и отрицательные отзывы – это тоже классно! Если зритель говорит, что фильм ужасен и никогда не стоит на него не ходить, то всегда есть те, кто обязательно пойдет именно из-за таких отзывов. Я сам ходил на подобное кино – только прочитав, что там полный ужас. Это же интересно - что там такого?
- А что жюри «Кинотавра» говорило о фильме?
- Были частные беседы Вадима. Среди них - как восторги, так и поучения - в смысле, зачем вы это делаете, это чернуха и жесткач. И когда этим людям приводишь фильмы, на которые мы ориентировались, понимаешь, что им они не близки и не интересны, и разговор можно дальше не продолжать. Ты им - «Грайндхаус» Тарантино и Родригеса! А они говорят, мол, нет, это же фигня. И как-то сразу все становится понятно. У нас все-таки не универсальный фильм. Хотя был смешной случай во время показа в Екатеринбурге. «Мертвым повезло» стоял финальным показом в субботу, так что народ шлялся между залами. Нам рассказали, что в какой-то момент в кинотеатр вошли ребята с пивом, увидели, что зал открыт и зашли, где-то на середине. И они сразу врубились, ржали там, где нужно!
- Так вот она, целевая аудитория.
- Почему бы и нет? Один серьезный сценарист, автор сценарной теории сказал, что ему этот фильм зашел под пиво. Я не знаю, хорошо это или плохо. Мне кажется, нормально. Не все же кино надо смотреть с умным видом.
- Вы работали с Каримовым, сейчас - с Валиуллиным…
- У меня стандартная шутка: «Как сделать нормальное кино? Берешь режиссера из Уфы и снимаешь фильм!»
- У уфимских кинематографистов есть узнаваемый почерк?
- При том, что Каримов и Валиуллин – разные режиссеры с разными подходами, я еще раз повторюсь: персонажи и диалоги. Не знаю, как в Уфе это прививается и через что. Я понимаю, что делать вывод по двум людям трудно, но тем не менее.
- Много ли изменилось в фильме с весеннего показа в Уфе для фокус-группы?
- Смотря что считать изменением, - говорит режиссер Вадим Валиуллин. - В техническом плане - мы полностью свели звук, сделали графику, выровняли цвет. И по монтажу кое-что.
- Первая версия была длинная, потом ее урезали до 1 часа 40 минут, сейчас фильм идет 1 час 26 минут, если не считать титры, - добавляет Михаил.
- В сюжетном плане много отрезали?
- Сократили некоторые провисы, которые были очевидны для зрителей, и завершили некоторые линии.
- Публика не переварила первоначальный вариант?
- Зная эту проблему, мы постарались улучшить фильм за счет пояснений и устранения сложностей. «Мертвым повезло», конечно, не «Горько!», если сравнивать по народности, хотя там много пацанских специфических тем. Женя Махарашвили, который делал трейлеры для «Гоголь. Начало», «Салют-7» по дружбе сделал нам трейлер, и получилось достаточно стильно. А потом попробовали ребята из Екатеринбурга – и они эту пацанскую тему правильней почувствовали. Женя выкидывал это потому, что ему это было неинтересно, а простой парень из Ебурга понял, что это классно, что это часть истории. И в этом плане кому-то зайдет именно эта тема, а кому-то – тот слой, который мы уже накрутили в виде киноаллюзий. Если зрителю такое нравится, фильм ему зайдет. Если же это какие-то девочки, которые ожидают «50 оттенков серого» – хотя там есть сцена в стиле «50 оттенков»! – им все-таки будет трудно это смотреть.
«Нужно такое кино или нет, решит уже новое поколение»
- У подобного маргинального кино в России есть будущее?
- Никто не знает, нужно оно или нет, потому что сейчас все прокатчики, жюри и прочие – это люди старше 35 лет, они из другого поколения, - размышляет Вадим. - Сейчас растет новое поколение, и оно решит, нужно такое кино или нет. То есть это такой плевок в неизвестность. А попасть может абсолютно любой жанр. Для молодых «Фарго», в котором кондиционер падает человеку на голову и голова взрывается, – это уже нормально.
- Дело не в жести, а в том, что у молодежи есть интернет, где нет табуированных тем, там можно найти все что угодно, - говорит Михаил. - И в итоге зритель выбирает то, что ему нравится. В этом смысле подобное кино имеет право на существование и, я уверен, имеет свою аудиторию. Святослав Подгаевский, который снял «Невесту», говорил, что та же ситуация была с «Пиковой дамой: Черный обряд». Он приходил со сценарием и ему говорили, что сейчас популярны комедии. А назови хоть один хоррор, который собрал кассу? Сейчас такой пример есть – это «Пиковая дама» и «Невеста».
- Но просить у минкульта деньги на подобные проекты смысла все еще нет?
- Минкульт на это деньги не даст, но сейчас есть Фонд Кино, - говорит Михаил. - Кстати, последний питчинг Фонда был очень смешной – можно посмотреть видеозапись, это открытая информация. Если три года назад там были сплошные комедии, то после «Невесты» и «Пиковой дамы» сейчас сплошные ужастики. Если кассово выстрелит черная комедия, например, наша, то побегут все в эту сторону. И это классно. Я к тому, что не существует таблиц, где сказано, что сейчас смотрят, а что не смотрят. И Вадим прав, что новое поколение к этому совершенно иначе к этому относится, чем прокатчики.
- В этом контексте коммерчески успешное кино в России – это больше правило или исключение из правил?
- Пока исключение. Но даже если мы – благодаря тому, что у «Мертвым повезло» небольшой бюджет – не пойдем в кинотеатры, за счет продаж в интернет мы уже этот бюджет окупим. Да, мы всего лишь вернем эти деньги, а хочется заработать. Но и это уже неплохо. С коммерческой точки зрения, это не успех, но это рентабельность. Вот когда ты снимаешь фильм за 80 миллионов на историю, не слишком интересную массовой аудитории, – тогда да, у тебя проблемы.
- Планируете продавать фильм в интернете?
- В любом случае продаваться он будет, но не в ближайшее время.
- Вадим, над чем-то сейчас работаешь?
- Над новыми комедийными фильмами.
- Работа идет в Москве? То есть зацепиться в столице все-таки удалось?
- К сожалению да, решается все в Москве, - отвечает Михаил.
- Почему к сожалению?
- Пример якутского или забайкальского кино показывает, что в регионах все нормально. Тот же Анатолий Сергеев, прокатчик из Якутии, рассказывал, что они сейчас выпустили какой-то фильм, который там собрал 10 миллионов. Он предложил прокатать его, на что ему сказали, что такое в России не особо интересно. Представляешь, 10 миллионов – в Якутии? Посмотри якутский фильм «Мой убийца», просто как он по картинке выглядит. У них там какая-то школа возникла. Я спрашиваю - откуда такие операторы. Говорит, они так чувствуют.
- Вадим – дебютант. Как к таким новичкам относятся российские продюсеры?
- Нормально. Сейчас все ищут дебютантов. Не секрет, что представители всех крупных компаний – ТНТ, ТВ3 и других каналов приезжают на «Кинотавр», чтобы посмотреть короткометражки. И потом, не дожидаясь решения жюри, делать какие-то предложения тем, чьи работы им показались интересными. Хорошие режиссеры – штучный товар.