Арт-объект

Центр современной драматургии Башкирии: «Мы не гонимся за количеством, мы ищем самородки»

10.12.2017 Андрей КОРОЛЁВ
Молодым режиссерам и драматургам пробиться в основные уфимские театры непросто: узнаваемый классический репертуар и необходимость выдерживать определенный финансовый план не глядя оттесняют неизвестные имена с современными пьесами и трактовками. За три года существования Центр современной драматургии и режиссуры РБ сформировал мостик между молодняком и сценой. Так, например, семинары драматургии и режиссерские лаборатории способствовали постановкам пьес Шауры Шакуровой «Олюшкино счастье» и «Муравейник» Дамира Юсупова в Салавате, в Стерлитамаке - «Пока ездил в Люксембург» Мунира Кунафина. Пьесы воспитанников ЦДР - уфимских драматургов Ангизы Ишублдиной и Игоря Яковлева – показали себя на знаковых федеральных конкурсах и читках в МХТ и «Коляда-театре». При этом в ЦДР обещают, что это только начало.

Лабораторные работы в городских джунглях

 

По словам худрука ЦДР Зиннура Сулейманова, Уфе жизненно важно сформировать своеобразную театральную биржу:

- Любой драматург может прислать пьесу напрямую в театр и ждать, пока она дойдет до режиссера. Кто-то ждет дольше, кто-то меньше – это все воля случая. Мы предлагаем работу более практическую – в виде читок, эскизов. То есть режиссер может увидеть качество текста на определенном этапе воплощения. При этом у нас нет коммерческих фильтров - принимаем всех, кто способен заниматься драмой.

- Это, по сути, театральная ярмарка, - добавляет директор ЦДР Алия Яхина. - Не все театры имеют возможность «прицениться» и увидеть молодых режиссеров в деле, а это как раз апробация творческих ресурсов, причем не на местечковом уровне. На показе сразу видно кто как работает.

Зиннур Сулейманов отмечает, что лабораторные работы приносят хорошие результаты. Так, например, только в этом году пьеса Ангизы Ишбулдиной «На кисельном берегу» прошла в виде читки в МХТ им. Чехова и была поставлена в «Коляда-театре» в Екатеринбурге. На подходе постановки в Набережных Челнах и Башкирском театре драмы. Удачно показывают себя пьесы Игоря Яковлева: в этом году они вошли в длинные и короткие списки конкурсов драматургии «Ремарка», «Любимовка», «Исходное событие – XXI век».

- Николай Коляда регулярно проводит подобные семинары – собирает своих студентов, устраивает читки, обсуждения, а после решают, что делать с пьесой, - рассказывает Ангиза. - Меня Николай Владимирович поддержал, потому что «На кисельном берегу» вошла в десятку лучших пьес года в конкурсе «Кульминация». Поставила ее Эльвира Мухутдинова - студентка уфимского Института искусств, это ее дипломная работа. Она проходила в «Коляда-театре» практику, предлагала поставить «Лысую певицу» Ионеско, но Николай Владимирович сказал, что не надо, ставь лучше свою землячку.

Этими именами молодые драматургический потенциал Уфы и Башкирии не исчерпываются. В частности, в Салаватском театре поставили пьесу Шауры Шакуровой «Олюшкино счастье», там же при поддержке минкульта - «Муравейник» Дамира Юсупова, в Стерлитамаке - «Пока ездил в Люксембург» Мунира Кунафина. В уфимском Молодежном театре прошла сказка Ангизы Ишбулдиной «Как Колька двойку исправлял».

- Молодым режиссерам всегда трудно попасть в театр. Практически невозможно, если говорить честно, - откровенничает Зиннур Сулейманов. - Поэтому самый простой путь – предложить эскиз на подобной лаборатории. Ильшат Хуснутдинов, Александр Марьин, Руслан Абраров – выпускников, постоянных участников семинара целая плеяда, они жаждут попасть в театр, но это сложный и длительный процесс.

Руководители ЦДР с оптимизмом смотрят в будущее и говорят, что перспектива - есть. Театровед и театральный критик Айсылу Сагитова особо подчеркивает одного из участников ноябрьского семинара – пьесу Мунира Кунафина «Изи-пизи лимон сквизи»:

- Это бомба в башкирской драматургии, такого еще не было! Черная комедия в духе братьев Пресняковых. Пьеса начинается словами: «Хорошо, я согласен убить своего друга».

 

Пусть будет меньше, но качественнее

 

По словам Зиннура Сулейманова, еще в середине 90-х в Башкирии проводились подобные семинары, собиравшие молодых авторов и режиссеров более 10 лет. Они случались и незадолго до начала работы Центра в 2014 году, только проводились в «закрытых пространствах» – так сказать, для внутреннего пользования.

- В Русдраме проходила режиссерская лаборатория по современной драме, после лучшие пьесы довели до спектаклей, - отмечает Алия Яхина. - Башкирский академический театр несколько лет назад презентовал цикл творческих экзерсисов с режиссерами и молодыми авторами. В прошлом году Туймазинский татарский драмтеатр провел для себя лабораторию и в качестве результата получился спектакль Антона Бутакова по пьесе Валерия Шергина «Колбаса. Фрагменты». Но все это не было консолидировано.

Алия Яхина уточняет, что ЦДР выступает своеобразным агрегатором подобной деятельности, являясь детищем республиканского союза театральных деятелей – СТД РБ.

- Если бы в свое время мы не получили одобрямса от СТД России и Башкирии, то ничего бы этого не было. Мы взяли на себя эту функцию, и все это проходит в рамках уставной деятельности Союза. Был период безвременья - видимо, пришел момент, чтобы кто-то восстановил эту работу. Мы ничего нового не придумали, просто возродили эту практику, но уже в городских джунглях.

По словам Зиннура Сулейманова, сейчас около 20 драматургов разного возраста постоянно находятся в контакте с Центром драматургии и режиссуры.

- Постоянно работаем со всеми, проводим обсуждения. К нам приходят разные люди, которые пробуют себя, уходят - и часто возвращаются. Некоторые из давних участников семинаров сейчас пишут, что когда-то полученный творческий заряд созрел только сейчас и они готовы показать свои тексты. Конечно, хотелось бы больше хороших качественных произведений. Одно имя Флорида Булякова, открытое в свое время в ходе таких семинаров, прозвучало на всю страну и спектакли по его пьесам идут до сих пор. Даже если удается открыть одно имя – это огромная радость. «Открыть» - наверное, слишком пафосно сказано. Мы помогаем, даем некий старт. Мы не хотим, чтобы рядом с нами сидело 50 человек – пусть будет меньше, но качественнее.

По словам Алии Яхиной, Центр не гонится за количеством авторов, при этом сейчас на лаборатории приходит от 30 до 50 пьес.

- Если видим, что написано неинтересно, но есть над чем поработать, есть драматургическое зерно, мы берем. Конечно, хотелось бы больше. Понятно, что половина жителей Башкирии не будет писать пьесы. Мы занимаемся штучным товаром – что режиссеры, что драматурги. Их попросту не может быть много, это не массовый психоз. Другое дело, что мы не гонимся за количеством, мы ищем самородки.

Сейчас ЦДР готовит режиссерскую лабораторию для трех театров Стерлитамака и Салавата – казалось бы, близких к Уфе, но не имеющих возможности регулярно сюда приезжать. В ближайшем будущем нечто подобное планируется провести в Сибае.

 

Театральный ренессанс в формате 9D

 

Один из проектов ЦДР – «ДрамКвадратик» для детей и юношества, на котором в качестве драматургов выступили ребята 11-16 лет. Этой осенью первыми его участниками стали ученики гимназий №1 и №91, школы из Шамонино и литлагеря «Корифеи». Руководитель проекта, драматург Ангиза Ишбулдина считает, что проект прошел успешно, и готовится к его продолжению – следующий набор будет после Нового года.

- Сначала - недельный интенсив по основам драматургии: разбираем, что такое конфликт, главный герой, исходное событие, сюжет. В ходе специальных игр по шотландской методике «Class act» выявляются темы, которые больше всего волнуют ребят. На эти темы мы предлагаем им написать маленькие пьесы. Профессиональные режиссеры ставят их в формате лаборатории. Одна из участниц проекта – 11-летняя девочка написала сказку, которую поставила режиссер-педагог Рима Харисова со своим курсом. Эту сказку они сейчас возят по уфимским школам, даже билеты продают. Детям нравится.

По словам театроведа Айсылу Сагитовой, подрастающее поколение волнуют те же темы, что и взрослых, но поданы они иначе: другой взгляд.

- В основном, пишут то, что видят. Понимаешь, что это дети, которые не нужны родителям, школам, учителям. Поднимаются социальные проблемы – одиночество ребенка, непонимание социума. Был, например, отрывок, в котором мальчик заходит в автобус и старики некрасиво с ним начинают разговаривать: молодежь, мол, такая-сякая. Или об одиночестве среди ребят, которые постоянно заняты своими гаджетами. Немного больно после этих отрывков, потому что понимаешь, таких ребят вокруг очень много.

- Мы увидели много интересного, поняли – вот оно, наше зерно, - говорит Алия Яхина. - «ДрамКвадратик» - это такой задел на будущее. Мне кажется, дети не остановятся на этом, если они один раз по-настоящему почувствуют, что такое театр, увидев свои произведения на сцене. Как минимум, они заинтересуются театром.

Рассказывая о проблемах работы в рамках проекта, Ангиза подчеркивает, что не только дети, но и взрослые слабо представляют, кто такие театральные драматурги.

- Нет заинтересованности, трудно привлечь к участию. Вот есть объявление – оно не прочитывается: какие-то буковки, какой-то семинар, какие-то драматурги. Чем они занимаются - не ясно, кто должен быть в этом заинтересован - тоже непонятно.

В этом контексте интересен и вопрос зрителя на мероприятиях пока еще малоизвестного Центра. Алия Яхина подчеркнула, что когда речь идет о спектаклях, поставленных по итогам семинаров, - «Песнь о Трое», «Наши», то кассовый успех все-таки обязывает к отработке вложенных денег и получению хотя бы легкого финансового удовлетворения. На читки и лабораторные работы вход свободный, но уфимский зритель на них идет с трудом – не привык еще, не расчувствовал.

- Театр не может быть только коммерчески ориентированным, мы не ставим целью заработать на читках. Конечно, хотелось бы найти своего зрителя. Как его искать? Мы против добровольно-принудительного приглашения публики, которая мучилась бы два часа, а потом говорила, что это бредятина. А цель в том, чтобы собрать аудиторию, которая могла бы рефлексировать на эти тексты. Без обратной связи никуда. Тогда зачем все это, кому это надо? С другой стороны, если уж книги не читают, то пусть хоть на читки ходят. Здесь и сейчас, формат 9D, если говорить современными терминами. Словом, будем пробовать. Это в любом случае веселее индивидуальных разборов с экспертами один на один. Радует одно – общий театральный ренессанс. Кто-то сказал: чем больше занимаются театром, тем меньше воюют. Поэтому - занимайтесь театром. Вот мы и занимаемся.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты