Арт-объект

Французский художник Эдмон Бодуэн: «Когда я рисую, то разговариваю сам с собой»

17.12.2017 Андрей КОРОЛЁВ
Эдмон Бодуэн – известный французский художник и иллюстратор – приехал в Уфу в честь выхода в России своей новой книги «Пьеро». До 30 лет Бодуэн работал бухгалтером, а свою первую книгу выпустил лишь в 39 лет. Эдмон участвовал в создании около 80 книг. Это не только комиксы – он занимается иллюстрациями как для детских, так и для взрослых изданий. Сейчас он - признанный классик авторского комикса, чей уникальный стиль оказал мощное влияние на творчество многих современных художников.

«Береза похожа на женщину, которая танцует»

 

На встрече с уфимцами Эдмон рассказал, что именно благодаря рисунку ему удалось объездить весь мир. Такие встречи, как в Уфе, в свое время прошли по всей Латинской Америке. Перед поездкой в Россию художник успел побывать в Лондоне. Грядущей весной его путь лежит в Анголу.

- Сейчас я с вами, и это тоже путешествие. Я никогда раньше не был в России. Для меня это детская мечта - увидеть такие пространства, как в вашей стране. Мне понравилось гулять по Уфе. Хотел бы прогуляться и по уральским горам – я обожаю горы.

Рассказывая о своих впечатлениях о Башкирии и Уфе, Эдмон Бодуэн даже нарисовал небольшой пейзаж: березы на холме, у которого течет замерзающая река.

- Страна, как живой человек, у нее есть характер. В вашей республике он тоже есть. Сам я родом с юга, поэтому для меня удивительно видеть березы. Я читал книги, где рассказывалось о березовых лесах, но смог увидеть их только здесь. Видите это дерево? Оно похоже на женщину, которая танцует. Да, березы тоже умеют танцевать. Все, что я сейчас рисую, я увидел позавчера. Это совсем не много, но мне понравилось. Это заставляет меня мечтать. Я бы хотел пройти туда, в этот мир, и зайти глубоко-глубоко, затеряться в нем. Здесь очень красиво.

Эдмон Бодуэн родился в 1942 году в Ницце на юге Франции. У него пять детей и восемь внуков.

- Так что на Рождество лучше быть богатым - это плохой период для дедушек, - смеется он. - Уже 15 лет я живу в Париже. Рисовать начал еще в детстве. Я всегда получал удовольствие от рисования, сейчас мне 75 лет и мне все еще нравится это занятие. Большинство комиксов, которые я выпустил, подобны «Пьеро»: это автобиографические комиксы, нечто вроде романа, в котором я рассказываю свою жизнь. Сейчас я немного опасаюсь выпускать новые автобиографические книги, потому что не хочу повторяться. Зачем говорить то же самое, что уже сказал лет 30 назад?

Тем не менее Эдмон признался, что все-таки готовит еще одну книгу, работа над которой продолжается уже три года.

- Эта книга о старении. Об этом процессе можно немало рассказать словами. Но когда вы рисуете, образы порой сильнее слов. Вы спросите: зачем рисовать тело, которое становится все более некрасивым? Любой автор пишет книгу для себя. Когда я пишу, то разговариваю сам с собой. Когда этот разговор превращается в книгу, когда другие люди видят в ней вопросы, которые задает себе старик, размышляющий о проблемах своего тела, тогда читатели понимают, что ничем не отличаются от автора. Что он такой же человек со своими радостями и горестями. Проблема старения универсальна, она общая для России и Франции, США и Японии. Надеюсь, я успею выпустить ее.

 

«Культура – универсальный ключ к человеку»

 

Художник подчеркнул, что культура – универсальный ключ к человеку. В качестве примера он привел «Пьеро» - книгу о французском мальчике, которая была издана в самых разных странах на разных языках.

- В этой книге я рассказываю о детстве, которое провел с братом в деревне недалеко от Ниццы. Представьте 50-е годы: у нас не было телевидения и интернета, но были бумага и карандаши. Из глины мы делали человечков. Есть ли сейчас дети, которые будут искать глину и лепить из нее человечков? Если вы будете писать о городе, в котором живете, написанное может нести послание для всех. В этом смысле автор похож на крестьянина, который возделывает землю, пытается понять себя и свое окружение, которое его сформировало.

Художник добавил, что сейчас работает над еще одной книгой вместе с французским математиком. И у того есть вполне реалистичный прогноз касательно смартфонов и интернета, которые стали приметами современной эпохи.

- Однажды в разговоре он сказал, что через 40 лет все будет имплантировано в тело, а наши привычные телефоны исчезнут. Поэтому если вы напишете книгу, в которой будут фигурировать смартфоны, в будущем она будет восприниматься примерно так же, как и моя история про детей с глиняными фигурками. Но если вы ее хорошо расскажете, она будет кое-что значить для всего мира, независимо от контекста, даже если все читатели на тот момент будут ходить с имплантантами.

Эдмон поделился историей о первых опытах в рисовании. По его словам, рисовать он начал примерно в пять лет – в 1947 году.

- Это было время, когда Европа открыла для себя существование нацистских лагерей смерти. У нас дома не было рисунков, но были газеты с фотографиями из этих лагерей. Это были страшные фото. Все дети очарованы насилием и смертью, потому что они вдруг понимают, что когда-нибудь умрут. Это может показаться безумным, но я научился рисовать, копируя эти фотографии из газет. В пять лет я рисовал смерть. Сейчас, конечно, этого не надо делать, к счастью, в XXI веке дети учатся рисовать другими способами. Хотя это не значит, что нынешний мир лучше прежнего. Так или иначе, я - тот, кто я есть, ребенок своей эпохи. Я обожаю жизнь - возможно, именно потому, что с детства знаю, как выглядит смерть.

 

«Я видел в глазах беженцев целый мир»

 

Эдмон уточнил, что родился в Ницце – городе на юге Франции, который выходит к Средиземному морю. В последние годы через Ниццу беженцы из Африки пытаются перебраться в Европу. Нередко их судна тонут в открытом море, из-за чего пассажиры гибнут в большом количестве.

- Беженцы высаживаются в Италии и прибывают во Францию - как раз через те места, что я описывал в «Пьеро». В Ницце есть люди, которые помогают беженцам, и есть полиция, которая отправляет их обратно. Меня заботят эти люди, которые пытаются переместиться из одного мира в другой. Думаю, моя страна должна была бы их принять.

Этим летом художник отправился на юг Франции, к границе с Италией, и там сделал ряд портретов беженцев.

- Я садился перед одним из них, рисовал портрет и тут же дарил его. Потом фотографировал этого человека вместе с портретом. Эти фотографии и составили одну из моих последних книг. Если удавалось, я спрашивал у тех, кто помогает беженцам, почему они это делают. Эти ответы записаны рядом с фотографиями этих людей. Похожую работу я проделал на границе Мексики и США, а также в Колумбии, где из-за войны тоже есть свои беженцы – около 6 из 47 миллионов общего населения.

По словам Эдмона, порой путешествие мигрантов из Африки во Францию могло занимать несколько лет: нужно пересечь Ливию, попасть в Италию, перебраться во Францию.

- В один из дней я оказался перед чернокожим беженцем. Вообще в африканской культуре невежливо смотреть в глаза старшим. А тут я – белый старик! – просил его смотреть мне прямо в глаза, чтобы я мог его нарисовать. Иные беженцы по два-три года добирались до Европы и все это время не могли смотреть кому-либо в глаза. Я пытался объяснить им жестами, чего прошу. И в конце концов они смотрели на меня. Это было фантастически – и в то же время ужасно. Я видел в их глазах целый мир. Они не говорили по-французски, но своими глазами рассказывали печальные вещи. Им было всего по 20 лет, но они успели увидеть тысячи лет истории. И моя кисть становилась очень тяжелой. Сейчас с помощью комиксов можно рассказывать и такие вещи.

Там же с помощью активистки по защите мигрантов, которая говорила по-арабски, Эдмон узнал, что за время создания этих портретов беженцы даже писали посвященные ему стихи. Часть из них также вошла в книгу.

- Я искренне рад этому опыту. Это – жизнь, - подчеркнул художник.

Отвечая на вопрос, сердце или разум движет художником, когда тот рисует, Эдмон сказал, что разум есть повсюду в человеческом организме – в ногах, руках, сердце. Поэтому когда он рисует, то рисует всем своим существом.

- Когда я пишу ваш портрет, у меня есть только бумага, кисточка и ваша маска. Я вижу ваши глаза, рот, тени на щеках и над глазами, прическу. Это все, что у меня есть. Тот, кто пишет портрет, использует вашу маску, но это всегда автопортрет. Я всегда изображаю себя. Конечно, изображение не имеет фотографического сходства. Но если ваша маска позволяет мне найти что-то в самом себе, то это и есть искусство.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты