Арт-объект

Мелодраматичный мюзикл «Лед» изобрел новый формат старых песен о главном

19.02.2018 Андрей КОРОЛЁВ
Принято считать, что в России мюзиклы публику в кино не собирают. Кто и по какой причине это решил – непонятно, но новый продюсерский проект Федора Бондарчука «Лед» достаточно крепко следует американским канонам, чтобы развенчать этот миф. И хотя эта комедийная мелодрама с песенной инкрустацией больше про любовь, чем про спорт, в нем оказалось гораздо больше от успешных отечественных спортивных драм последних лет, чем можно подумать.

«Фром май харт»

 

«Лед» рассказывает про девочку Надю из Иркутска, которая с самого детства мечтала стать фигуристкой. Кажется, что скоропостижная смерть матери развеет детскую мечту, но ей удалось юрким банным листиком прилипнуть к суровому тренеру местного спортивного интерната. После многолетних изнурительных тренировок, уподобленных армейской муштре, она пробилась в пару к популярному фигуристу Владимиру Леонову, под напором которого одинаково быстро сдаются как женские сердечки, так и кубки масштабных чемпионатов. Между ними завязывается роман, медали сгребаются лопатой, как блины в Ставрополе. Казалось бы, вот он – успех, но в пиковый момент из-за ошибки своего партнера Надя ломает позвоночник и теряет способность ходить. Возлюбленный оставляет ее ради новых побед, а Надю пытается реабилитировать обаятельный байкальский гопник – хоккеист среднего пошиба и фанат «Звездных войн». В конце концов Наде удается обрести свое счастье, которое может и связано с карьерой фигуристки, а может и нет.

Фильм по мере возможностей играет  с образами, то обнаруживая в герое Александра Петрова хоккеиста из старого советского мультика, то вкладывая в уста тренера ироничное «фром май харт», которое передает привет известным цитатам Виталия Мутко. Вынесенный в заголовок лед проходит красивую череду реинкарнаций от буквальной до архетипической – из сказки «Снежная королева». Одно из главных достоинств фильма – крепкие актерские работы. Если к Аглае Тарасовой, для которой «Лед» стал первой главной ролью в кино, еще есть претензии, то к остальным быстро и незаметно проникаешься оглушительной симпатией. И это несмотря на то, что главный магнит фильма – Александр Петров – чуть более романтично сыграл все того же гопника из «Притяжения», а Мария Аронова временами давала Марию Бочкареву из «Батальона». 

В целом, «Лед» - как ручка с кучей цветных стержней, которая в нужный момент может писать то романтичную комедию, то трогательную мелодраму, а то и ни к чему не обязывающий мюзикл. В определенной степени фильм пересказывает сюжет «Легенды №17»: молодой талант шлифуется неординарным тренером, потом сталкивается с травмой, после которой может попрощаться с любимым видом спорта. Олег Трофим идет по упрощенному пути Николая Лебедева: героиня возвращается в строй благодаря любви и немножечко случаю, недаром же фильм вышел аккурат к 14 февраля. Легкость сюжетного движения вполне адекватна выбранному жанру, поэтому нет смысла придираться к тем или иным логическим переходам. К примеру, один из них и вовсе происходит «с легкой руки продюсера» - в кадр из ниоткуда входит обросший Бондарчук бомжеватого вида и спаивает героя.

Стоит отдать должное лидеру группы Therr Maitz Антону Беляеву, который выступил композитором и аранжировщиком вместе с Дмитрием Селипановым. Песни, которые исполняют актеры в фильме, привлекают внимание, хоть и порой внутренний вес песен гораздо больше, чем это позволяет сама вставка. В их числе хиты «Кино», Земфиры, Дорна, Титомира и даже 5’nizza. С одной стороны, жаль, что к удачной попытке одолеть жанр не решились специально написать что-то новое, с другой – был бы результат так же хорош без зарекомендовавших себя песен? Номера работают – чего стоит один только боевик «Делай как я», исполненный Петровым в качалке. Но эти старые песни о главном выглядят примерно так же противоречиво, как и постер к фильму, который содран с «Вечного сияния чистого разума» Мишеля Гондри чуть менее, чем полностью. Впрочем, остается только догадываться, знает ли современная публика, которая по своему желанию пойдет на «Лед», о творчестве всех этих музыкантов.

 

Между ними тает лед

 

Почти одновременно с фильмом Олега Трофима на широких экранах России оказалась черная комедия «Тоня против всех» Крэйга Гиллеспи, которая не так уж и комично рассказывает о загубленной карьере фигуристки Тони Хардинг. «Тоня» - бесшабашная драма с лихим ударом по зубам, «Лед» - сказка с музыкальными номерами. Фильмы - не ровня друг другу, что уж говорить про Аглаю Тарасову и Марго Робби, но из-за подобных совпадений в прокате руки сами чешутся поставить их рядом и посмотреть, что будет.

Обе героини – выходцы из далеких городов, где максимум карьерного роста для девочек – торговать бананами в ларьке или обслуживать народ в кафе. У каждой есть невыносимый человек, заставляющий их покорять новые вершины. Для Тони таким вечно раздражающим двигателем становится мать, для Нади – тренер Шаталина. Обе героини целятся высоко, но при этом – больше из-за жанра, чем из-за менталитета – одна идет вопреки, а другая – благодаря. Тут очень показательно отношение фигуристок к толпе. Надя видит в толпе свою мать, однажды даже в буквальном смысле – как пелось в песне, наши мертвые нас не оставят в беде. Тоня одновременно любит и ненавидит публику, из недр которой может прилететь как угроза и ругань, так и легко читаемое обожание. Финальные песни подводят черту – каждая свою. «Лед» резюмирует душеспасительная песня на каждый день «Лететь» растворившейся в истории рокапопса группы «Амега». История про Тоню Хардинг заканчивается кавером Siouxsie And The Banshees «The Passenger» про яростный и сиюминутный дзен, который всегда проповедовал автор песни Игги Поп, чудом выживший в кутерьме шоу-биза.

 

Тотальное единение народа

 

За последние несколько лет отечественное кино, кажется, нащупало струнки, которые нужно дергать для создания положительного эффекта у публики. Яркий пример - «Легенда №17» и «Движение вверх» которые сделаны примерно по одинаковым правилам и побили рекорды, в первую очередь  - по положительным отзывам. Очевидно, простой зритель устал от историй, которые демонстрируют современную боль, не предлагающих взамен какого-либо лекарства, пусть и выдуманного. Поиск вдохновения, кассы и патриотического контента вдруг сошлись в двух темах: Вторая мировая война и спорт. Действительно, зачем изобретать сомнительный велосипед, когда есть столько историй про то, как бились бивнями «наши» и «ненаши»? И дело даже не в неосознанной романтизации советского прошлого, а в позиционировании героической страны, которая вполне реально была в состоянии холодной войны с Западом. История ведь, как известно, развивается по спирали.

Фильмы Лебедева и Мегердичева уже сейчас стали «народными». «Лед» ненавязчиво следует некоторым их лекалам. Вот условные «они» - англоязычное жюри, которое, как и всякий сытый, не способен понять голодного, а потому отказывает героям во взаимопонимании и объединяющей композиции для выступления. Вот условные «мы» - трибуны, которые уже не делятся на хороших и плохих, плюс настоящая армия теле- и кинозрителей, которая хором смотрит трансляцию и не может не сопереживать героям после всего, что произошло на экране и за его пределами. И «мы» в едином порыве затягиваем русскоязычный поп-хит конца 90-х, который объединяет всех настолько, что чуть ли не строит дорожку из желтого кирпича для главных героев. Сила? Сила! Именно это тотальное единение заставляет стоя аплодировать экранным баскетболистам и хоккеистам, чувствовать окрыляющее вдохновение вместе с героями «Льда». Да и как тут не аплодировать, когда вся страна негодует из-за скандала вокруг недопуска российской команды на Олимпиаду и прочих санкций, обильно освещаемых в телевизоре.

Не последняя черта этих спортивных фильмов, которые только начинают свой победный марш по стране, - образ неординарного, но харизматичного, сурового, но справедливого тренера. Даже главные герои работают исключительно в паре: Тарасов-Варламов, Гаранжин-сборная, теперь вот и Шаталина-Лапшина. В апреле в эту плеяду вольется еще один образ – «Тренер» Данилы Козловского, премьера которого пройдет в преддверии Чемпионата мира по футболу. А если вспомнить, какое еще мероприятие запланировано на эту весну, мелькающий образ волевого руководителя приобретает новые оттенки значения. 

Другие новости

АвтоКар +
Фронтальный погрузчик NEO 300, новый, в Уфе
Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе