Арт-объект

Даниил Спиваковский: «Я никогда не был маменькиным сынком»

04.03.2018 Лада ВОЛКОВА
Один из самых харизматичных, неординарных и востребованных отечественных артистов, сыгравших около сотни ролей в театре и кино, привез в Уфу постановку «Диалоги» для рояля и актера. Обычно подобные постановки именуют моноспектаклями, но Даниил Спиваковский предпочитает другое название.

«Интерес к живому слову надо воспитывать с детства»

 

- Вы видели, что на сцене передо мной стоит пюпитр с текстами? - уточняет актер. - Я не учу тексты наизусть, как в обычном спектакле, а читаю. В «Диалогах» музыка и тексты равноправны. Пианист не подыгрывает мне - он такой же полноценный участник постановки.

Программа, которую Даниил Спиваковский представил в башкирской столице, - один из его последних «чтецких», как он сам их называет, проектов: премьера состоялась только в прошлом году. Со сцены концертного зала «Башкортостан» звучали тексты русских классиков - Куприна, Довлатова, Зощенко и американского писателя Курта Воннегута. А за роялем был известный джазовым пианист и композитор Евгений Борец, написавший музыку к десяткам театральных постановок и кинофильмов. Кроме рояля, пюпитра и небольшого столика с двумя огромными кружками пива на сцене ничего не было - ни декораций, ни модного видеоряда - только черный задник, чтобы ничего не отвлекало. По ходу постановки, правда, появилась еще связка сушеной бутафорской рыбы и самая настоящая луковица - ее актер смачно жевал в одной из своих сценических интерпретаций литературных произведений. А вот пивные кружки так и остались полными - актер только отхлебнул пару глотков. Впрочем, мастерство перевоплощения Даниила Спиваковского было настолько совершенным, что, кажется, можно было вообще обойтись без любого реквизита. А вот пианист, действительно, не просто подыгрывал актеру, а стал полноправным участником «диалога» - музыкальная нить концерта-спектакля была переплетена с сюжетными линиями литературных произведений.

- Музыка - это сильнейший по воздействию вид искусства, направленный непосредственно к чувствам, и именно благодаря ей мы можем ставить особые атмосферные акценты, - пояснил актер журналистам.

Спиваковский признался, что не хотел бы ограничиваться одними «Диалогами» и планирует показать уфимцам и другие свои «чтецкие программы», которых у него, как выяснилось, целая серия. Он читает пушкинскую «Метель» под музыку Георгия Свиридова, Шекспира - под Чайковского, сказки Андерсена - под Бетховена, Бизе, Мендельсона и даже Вагнера. В московском Доме музыки есть целый абонент «Классика с Даниилом Спиваковским» - актер сотрудничает со многими известными музыкальными коллективами, в том числе с Национальным филармоническим оркестром России, художественным руководителем которого является Владимир Спиваков. Говорят, маэстро и «сосватал» Спиваковского ГКЗ «Башкортостан», выступившего организатором «Диалогов», во время ежегодного музыкального фестиваля, который проводит на этой же площадке. И хотя аншлага собрать в этот раз не удалось - театралам пришлось выбирать между «Диалогами» и «Пушкиным», которого в этот же день давал Сергей Безруков, Даниил Спиваковский хочет продолжить знакомить жителей башкирской столицы со своими «чтецкими программами».

- Это ведь многосерийный литературно-музыкальный проект, - рассказал Спиваковский. - Нам есть, что показать в Уфе. Например, очень хотелось бы привезти сказки - и Андерсена, и «Конек-горбунок» Ершова. Я читаю их своим детям на ночь, чтобы лучше запоминались. Конечно, они и в Доме музыки, где есть целый абонемент «Классика с Даниилом Спиваковским» бывают. Ходили даже на «Федота-стрельца» Леонида Филатова, хотя в силу возраста им еще, конечно, не все понятно в этой иронической сказке. Но я с удовольствием все объясняю. Интерес к живому слову надо воспитывать с детства.

 

«Психолог я, к сожалению, только на бумаге»

 

Спиваковский рассказал, что с детства любил декламировать стихи, а в школьные годы играл в Театре юного москвича.

- Мы даже на гастроли ездили по стране, - вспоминает Даниил. - А в школе, бывало, кривлялся на уроках, когда мне становилось скучно - тот еще был артист, маму в школу из-за этого вызвали.

Но несмотря на очевидный актерский талант, после школы Даниил поступил в МГУ на психологический факультет - пошел по стопам мамы. Правда, поступил не сразу - с первой попытки не набрал баллов и год проработал санитаром в психиатрической клинике.

- Через год я поступил в МГУ, но с первого же курса меня забрали в армию - тогда как раз отменили льготы для студентов вузов, - вспоминает Спиваковский, два года прослуживший в войсках связи в городе Шуя Ивановской области. - Конечно, была возможность закосить, но я об этом даже не думал. Мой дед-фронтовик Семен Давыдович Спиваковский сказал: «Я воевал, служил - и пускай он идет!» - я и пошел. Я рад, что там побывал - два года в чисто мужском коллективе пошли на пользу. Хотя я никогда не был «маменькиным сынком», но по-своему был избалован мамой и бабушкой. А армия меня укрепила, я стал более жестким, более мужественным. В моей части служили ребята из Афганистана, как раз в 1989 году оттуда были выведены наши войска. Не знаю, принимали ли они участие в боевых действиях, но отпечаток Афгана на них точно был виден.

Когда Даниил Спиваковский сыграл главную роль в драме Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн», принесшей ему широкую известность, многие были уверены: чтобы достоверно сыграть искалеченного войной афганца Павлика Захарова с посттравматическим синдромом, актеру пришлось посещать специальные клиники, где лежали те, кто прошел горячие точки.

- Нет, никаких клиник я не посещал, - уверяет актер. - Другое дело, что армейский опыт обращения с разного вида оружием очень пригодился - мне посчастливилось сниматься в целом ряде отечественных картин о Великой Отечественной войне. А вот психолог я, к сожалению, только на бумаге, несмотря на имеющийся диплом МГУ. Я не обладаю теми знаниями, какие есть у моих однокурсников. Вернувшись из армии, я не только восстановился в МГУ, но и поступил в театральный вуз. Как удалось? А я просто пошел в школу, сказал, что потерял аттестат, и мне выдали дубликат. Учился сразу в двух вузах, причем на дневных отделениях. Было, конечно, нелегко - зато и стипендий было сразу две. Кстати, я еще студентом начал играть в Театре Маяковского и нередко приходил на экзамены в МГУ с пригласительными билетами на  премьеры, так что ко мне там относились с пониманием.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты