Арт-объект

Башкирская опера пополнила репертуар комическим мюзиклом 18 века

22.05.2018 Лада ВОЛКОВА
В юбилейный сезон Башкирский театр оперы и балета, отмечающий 80-летие, продолжает радовать меломанов новыми постановками, отдавая предпочтение подзабытым шедеврам, крайне редко появляющимся в афишах не только российских театров, но и на мировой сцене. Вслед за одноактными операми русских классиков Николая Римского-Корсакова и Цезаря Кию «Моцарт и Сальери. Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» Пушкина в Уфе осуществили постановку оперы австрийского классика Йозефа Гайдна - «Лунный мир».

Раритет эпохи барокко

 

Уфимская постановка вернула на сцену музыкальный раритет эпохи барокко, пребывавший в забвении два столетия. Авторы новинки назвали забытый оперный шедевр «мюзиклом XVIII века». Башкирская труппа признается, что ее вдохновил тот факт, что постановки этой оперы во всем мире можно пересчитать буквально на пальцах. А в России до уфимской постановки  «Лунный мир» вообще привлекал к себе внимание лишь однажды - в 2013 году ее поставили на сцене московского Камерного музыкального театра им. Покровского. Хотя спектакль  имел немалый успех у публики и получил множество одобрительных рецензии  музыкальных критиков, в настоящее время в афише театра эта опера по каким-то причинам отсутствует. Так что сцена Башкирского театра оперы и балета сейчас - единственное место, где можно познакомиться с наследием великого австрийского композитора.

- О том, что Йозеф Гайдн, известный, прежде всего, как «отец симфоний», создатель  сонат и струнных квартетов, еще и автор опер, вообще мало кому известно. Поэтому «Лунный  мир» станет открытием даже для меломанов, - справедливо рассудила постановочная группа.

Своим появление на уфимской сцене «Лунный мир» - самая известная из 24 написанных Гайдном опер – обязана, прежде всего, худруку и главному дирижеру театра Артему Макарову, выступившему в качестве дирижера-постановщика новинки. Стоит отметить, что Макаров не в первый раз обращается к забытым творениям  классиков и, кстати сказать, немало в этом преуспел. Так, в прошлом году еще один барочный шедевр - опера Генделя «Геракл», всероссийская премьера которого прошла именно на башкирских подмостках, принесла уфимскому дирижеру самую престижную национальную театральную премию «Золотая маска». Но если в качестве режиссера-постановщика в генделевской опере выступал один из самых известных и успешных российских театральных деятелей, маститый Георг Исаакян, то постановку «Лунного мира» худрук Башкирского оперного осуществлял уже на пару с его ученицей – студенткой-пятикурсницей ГИТИСа Елизаветой Корнеевой.

Право дебютировать на уфимской сцене ученица Исаакяна получила в качестве награды, став в прошлом году победителем ежегодного конкурса по поддержке молодой режиссуры при минкульте РФ. А в качестве художника-постановщика в Уфу пригласили еще одно молодое дарование из Москвы - тоже выпускницу ГИТИСа Екатерину Агений, уже успевшую выпустить ряд премьер в разных городах страны. Как выяснилось, прежде девушкам уже доводилось творить вместе. Правда, пока это было только на сцене студенческого театра того же ГИТИСа, где они поставили спектакль «Новелла 9» по мотивам оперы Винченцо Беллини I Capuleti ei Montecchi. Тем не менее дебют москвичек на большой сцене, судя по реакции уфимских зрителей на премьерных спектаклях, можно считать вполне успешным.

 

Веселая драма

 

Сам композитор называл свое творение, написанное на либретто знаменитого итальянского комедиографа Карло Гольдони, drama giocosa, что в переводе означает «веселая драма». В «Лунном мире» удачно сочетаются реальность и вымысел,  комическое и лирическое. Она вобрала в себя все лучшее, что включало оперное искусство второй половины XVIII века: великолепные арии, изящную оркестровку, не слишком замысловатый, но довольно увлекательный сюжет, наконец.

- Мне было очень интересно работать над этой оперой. Это вообще-то моя дипломная работа и первый опыт обращения к барочной музыке, - призналась режиссер-постановщик Елизавета Корнеева накануне премьеры. - Хотя я прежде отдавала предпочтение трагедиям, а «Лунный мир» - опера комическая, музыкальный материал Гайдна настолько меня захватил, что я полностью погрузилась в работу. Эта опера - подлинная оперная жемчужина, дающая особое пространство для существования актеров. Я бы даже назвала ее мюзиклом XVIII века. Мы постарались найти баланс между классикой и современностью - нам не хотелось совсем уж скатываться в оперетту или полностью погружаться в современность.

В интерпретации московской дебютантки «Лунный мир», действительно, ничуть не напоминает традиционный оперный спектакль. Это не «скучная классика», а вполне себе современный музыкальный спектакль, призванный привлечь в академический театр прежде всего молодое поколение, не слишком жалующее классику. В итоге длинные речитативы, которыми изобиловала опера в оригинале, авторы сократили, а текст для лучшего восприятия зрителем решили перевести с итальянского языка на русский. Вместо кринолинов и напудренных париков героев оперы нарядили во вполне себе современную одежду. Центральный персонаж оперы - прижимистый богатый купец Буонафеде, больше смахивающий на современного олигарха, одержимый страстью не только к деньгам, но и к астрономии, не расстается с ноутбуком. Его мечтающие поскорее выйти замуж дочки носят кожаные косухи и лосины. По сюжету прижимистый и властный папаша во что бы то ни стало хочет найти дочкам богатых женихов и не дает согласия на брак с теми, кого они выбрали сами. Чтобы вырвать согласие упрямца, изобретательные женихи решают использовать страсть эксцентричного богача к астрономии и предлагают стать «космическим путешественником» - отправиться в «дивный новый мир», на Луну.

Опоив несговорчивого богача наркотическими средствами, заговорщики подговаривают его домочадцев разыграть для него настоящий спектакль и убедить, что он действительно находится на Луне. В итоге одураченный богач вынужден дать согласие на свадьбы дочек с их избранниками, ведь в противном случае ему не избежать позора - все узнают, что он, деловой человек, мог позволить так себя обмануть.

 

Дивный новый мир

 

В новой постановке задействованы в основном молодые актеры театра, среди которых есть и обладательница «Золотой маски» Диляра Идрисова, исполняющая партию одной из строптивых дочек - Фламинии. В партии эксцентричного богача Буонафеде наряду с опытным Владимиром Копытовым вполне убедителен совсем молодой артист Рим Рахимов, которого вместе с еще одним молодым солистом, занятым в опере - Салаватом Киекбаевым (партия жениха Эрнесто), выбрал для гала-концерта своего первого  фестиваля Ильдар Абдразаков.

- Артисты Башкирского театра стали для нас настоящим открытием. Они обладают не только великолепной техникой, но и несомненным драматическим талантом, - нахваливали представителей уфимской вокальной школы москвички, признавшись, что получили удовольствие, работая с башкирской труппой.

Молодые постановщики быстро нашли общий язык и со своими ровесниками, и с их более опытными коллегами - тем же Владимиром Копытовым или Алимом Каюмовым, которому досталась роль слуги Чекко, изображающего «лунного императора». Кстати, во втором действии, когда «космический путешественник» просыпается в «дивном новом мире», «лунного императора» облачили в футуристический костюм и поставили на котурны. Некоторые «лунные жители» напоминали мультяшных монстров. Они кувыркались на сцене под барочную музыку, вызывая приступы смеха даже у вполне солидной публики.

- Прежде мне не доводилось принимать участие в постановках оперных спектаклей на большой сцене - я ставила только драматические спектакли, - призналась художник-постановщик «Лунного мира» Екатерина Агений. -  Комическая опера - жанр вообще довольно редкий, и мы очень надеемся, зритель оценит нашу работу.

Поскольку в опере задействовано два основных состава, она, судя по всему, не скоро покинет афишу театра. Ближайшая постановка «Лунного мира» на сцене Башкирского театра оперы и балета состоится 13 июня.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты