Арт-объект

Директор студии «Муха»: «Талантливый аниматор заставит зрителя и смеяться, и плакать»

22.07.2018 Вика ЗВЕРЕВА
Первый полнометражный мультфильм уфимских мультипликаторов «Садко» вышел в прокат в мае. За это время лента собрала более 70 млн рублей. Оправдала ли картина ожидания зрителей и самой команды? Об этом директором студии "Муха" Артур Абдрахманов рассказал в эфире канала «Россия-24-Башкортостан».

«Лучших голосов, чем уфимские, нельзя было придумать»

 

- В одном из интервью вы сказали: "Я удивлен, что "Садко" собрал столько". Почему? Ведь эта работа заняла у вас более пяти лет.

- Ну, я, конечно, ревностно ждал проката. Это большая часть нашей жизни, пять лет - это не мало. Мы просто видели то, что промоушена мультфильма в общем-то особо не было. Генеральный продюсер принял решение в минимальных размерах, с минимальным пакетом рекламы выдвигать его в прокат. Мне казалось, что он вообще ничего не должен собрать, поскольку об этом мультфильме никто ничего не знал. Наверное, фильм собрал, потому что в начале летних каникул его поставили в прокат и в кинотеатрах были хотя бы небольшие афишки - этого оказалось достаточно, чтобы две-три недели дети смотрели этот мультфильм. Нас это порадовало.

- В первом трейлере, который появился в 2017 году, было указано, что в прокат мультфильм выйдет в октябре. В итоге он вышел только спустя полгода.

- Несколько раз дата релиза мультфильма сдвигалась, потому что в процессе производства возникали какие-то новые идеи, новые желания, переписывался сценарий и соответственно срок окончания работы сдвигался.

- В мультфильме задействовано много известных актеров - Михаил Ефремов, Екатерина Варнава. Но все-таки голос главного героя - это уфимский артист Тимур Гарипов. Сразу несколько героев озвучил Константин Бережной. Такое количество уфимцев в проекте - это принципиальная позиция студии?

- Это просто великолепные актеры, великолепные голоса. У генерального продюсера не было других возможностей, кроме как сказать "да, они годятся". И лучших вариантов, наверное, нельзя было придумать.

- Во время премьеры "Садко" уже произошел небольшой конфликт, связанный с прокатом еще одного мультфильма "Распрекрасный принц". Американский мультфильм перенесли в прокате, объяснив это тем, что не могут одновременно выходить две аналогичные ленты. Как к этой ситуации относитесь?

- Я, честно говоря, не очень ситуацию понял, потому что "Распрекрасный принц" - не такой уж и топовый и не так много собрал. Что самое удивительное, через неделю после выхода в прокат "Садко", вышел в прокат мультфильм "Два хвоста" нашего хорошего московского знакомого - продюсера Василия Ровенского, с которым мы сейчас налаживаем сотрудничество на других его проектах. Так вот "Садко" начал прокатываться, собирал каждый день определенную сумму денег. Когда появились "Два хвоста", "Садко" начал собирать чуть меньше денег. Тем не менее два детских российских мультфильма прекрасно работали. Поэтому историю с нероссийским мультфильмом я просто не понял. А когда "Суперсемейка" в прокат вышла после того, как перестали работать "Садко" и "Два хвоста", то за первый уик-энд собрала столько, сколько "Садко" собирал за все две-три недели своего проката. Ситуация с мультфильмом про прекрасного принца для меня необъяснима и непонятна.

 

«Актеру невозможно достичь пластики нарисованного персонажа»

 

- Как считаете, почему зрители больше идут на зарубежные фильмы, нежели на российские? Нашим мультипликаторам совсем не верят?

- "Суперсемейка" - это великолепный мультфильм. У него есть история, это даже не сиквел, по-моему. Уже выходило несколько мультфильмов "Суперсемейки", и вполне возможно, что сейчас на этот мультфильм детей привели те люди, который сами смотрели первую "Суперсемейку". За давностью лет это уже родной проект для всех. Это первое. Второе - он великолепно выполнен - в художественном и в техническом плане. Так что это хороший проект, и люди идут его смотреть.

- "Садко" - это не первый полнометражный фильм "Мухи". До этого был "Попугай Club", но в широкий прокат он не выходил. Почему?

- "Попугай Club" - это был наш первый полнометражный мультфильм, который мы начали и закончили. У нас он назывался "Московская сказка", а в прокат его стали готовить с названием "Попугай Club", поскольку инвестировал в проект "Камеди клаб". Он планировался для показа в кинотеатрах, но в тот момент, когда мы заканчивали этот мультфильм, "Камеди клаб" продали телеканалу ТНТ, а потом у "Газпром медиа" поменялся генеральный руководитель. Там у них была такая буря, что наш маленький мультфильм замело куда-то на полки. Фактически через год после того, как мы сдали мультфильм, его просто показали на телеканале ТНТ в рамках воскресного телепоказа. До кинотеатров он не дошел.

- Не обидно? Такой труд остался незамеченным.

- Удивление было, обиды, наверное, нет. В принципе они готовили большую рекламную кампанию, в ютубе гуляли ролики с Галустяном, Логиновым, Ревой - они специально сделали ролики, где актеры общаются с теми персонажами, которых озвучивали. Встречается, допустим, Галустян с попугаем, которого он озвучил, и разговаривает с ним. Смешные, хорошие ролики были. Но паровозный гудок случился, а паровоз не поехал. По независящим от первоначальных продюсеров причинам.

- Одна-две секунды мультфильма делаются целый день одним мультипликатором.

- Да, это крайне трудоемкий процесс. На съемочную площадку художественного фильма приводят актеров, одевают, гримируют их, режиссер объясняет задачу, звучит команда "Мотор!" и все происходит в режиме реального времени. В трехмерной компьютерной графике, по сути, то же самое, но только актеры сами не движутся, а двигают их художники-аниматоры и это кропотливый труд. Но с другой стороны талантливый художник-аниматор может заставить двигаться персонажа так, что зритель будет и смеяться, и плакать. И живому актеру зачастую невозможно достичь той пластики и выразительности, которой может достичь трехмерный анимационный персонаж.

- Во время работы над "Садко" студия потеряла своего создателя Виталия Мухаметзянова. Как после этого удалось команду настроить и завершить проект?

- Беда была страшная, непостижимая, и до сих пор я живу с этой бедой. Но Виталий за долгие годы сумел и вырастить, и воспитать всех, кто был вокруг него. Наверное, и меня в том числе. Коллектив остался, остался дух, который Виталий на студию принес. Дух творчества, сотрудничества. Пока он в наших сердцах, студия будет жить. Я так надеюсь.

 

«Российские аниматоры вольются в мировую систему»

 

- Первый мультфильм "Алеша Попович и Тугарин Змей" вышел в 2004 году. С тех пор все популярные мультфильмы у нас - про богатырей. Мультипликаторы боятся отойти от шаблонов и сделать что-то принципиально новое?

- Это было какое-то чудо. Совладельцам студии "Мельница" Сергею Сельянову и Александру Боярскому как раз в те годы пришла вот такая идея. И на удивление такой в общем-то двухмерный мультфильм без суперанимации стал так популярен. Причем не сразу. Если поднять интернетовскую память, то первый мультфильм "Алеша Попович" в  кинопрокате сработал в минус. Второй мультфильм, который шел следом, тоже сработал в минус. Третий мультфильм сработал в ноль. И только с четвертого мультфильма - франшизы про богатырей - началась прибыль. С пятой-шестой серии кинокомпания СТВ и студия "Мельница" приучили всю страну на Новый год помимо бани ходить еще на трех богатырей. Видно сумели на студии найти какую-то струнку в общероссийской душе и приучить смотреть и ждать мультфильм каждый Новый год. Наверное, нельзя сказать, что в нашей анимации только богатыри. Есть великолепная, очень крутая студия в Воронеже Wizart Animation. У них есть великолепный мультфильм "Снежная королева", который собирает и который любят. У них же выходили "Волки и овцы". Они готовят новые проекты, и у них будет все хорошо.

- Как мультипликаторы понимают, что сейчас будет пользоваться спросом у зрителей, а что нет? Есть какие-то тренды на этом рынке?

- Я думаю, таких нет, которые понимают. Есть, которые говорят, что понимают. Если бы был, кто понимает, он бы, наверное, уже в каком-нибудь 123-этажном небоскребе жил. Есть храбрые люди, которые ищут деньги, последние или не последние - не важно. Они могут найти деньги и рискнуть вложиться в проект. И принять на себя результат - как провалы, так и выигрыши по этому проекту. У нас на студии никогда такой возможности не было, поэтому мы с волнением и трепетом глядим на этих небожителей, которые могут выкатить бюджет производственный, а мы стараемся изо всех сил сделать, чтобы красиво и круто было. А попрет - не попрет, будет продаваться - не будет продаваться... Тот кто скажет "я знаю заранее", тот врет.

- У российского зрителя очень популярны мультфильмы студии "Дисней" "Пиксар", а зарубежный зритель российские мультфильмы поймет?

- Это надо говорить не в будущем времени, а в настоящем. Пример же есть - "Маша и медведь". Это же тот самый случай, когда ребята из Москвы ситуацию поломали, и российская анимация стала востребована во всем мире. Так же ситуацию ломает и студия Wizart Animation. Все свои проекты они изначально готовят для универсального зрителя. У них нет богатырей, а есть вненациональные истории. Ну, скажем, "Снежная королева". И изначально сценарий писался и приглашались в творческий коллектив люди с того рынка, с того мира. У него есть специальный отдел, который занимается продажами проектов зарубеж. Поэтому, наверное, если мы будем жить, будем работать, даст бог, будет мир, то рано или поздно продукт российских аниматоров вольется в эту мировую систему - в телеканалы, кинотеатры.

- То есть со счетов нас сбрасывать нельзя?

- Уже сейчас на счетах есть и будет увеличиваться, судя по той динамике, которая сейчас есть.

- Тогда какие у студии "Муха" планы на будущее?

- Ой, мы ищем. Мы пять лет работали над этим долгим проектом и из-за этого перестали видеть. Сейчас снова окунулись в этот большой, бескрайний, волшебный мир и начинаем искать проекты, партнеров. Так что у нас процесс поиска.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты

заказать перевозку лежачего больного в Москве