Александр Сидякин: «Научно-образовательный центр - это формирование экосистемы»
Г-жа Касамара отметила, что в России больше тысячи вузов, и в мировой практике вклад вуза в валовый региональный продукт более 2–3 процентов считается нормой.
- Но для России это пока сложно достижимые показатели, - полагает она. - Потенциал университетов сегодня недостаточно используется для задач развития страны. Вузы способны и могут взять на себя ряд функций институтов развития в регионах, реализуя тем самым свою «третью миссию», которая прежде всего характеризуется социальной ответственностью университета, его позицией и ролью не только в обществе, но и в регионе и стране.
В своем выступлении Александр Сидякин обратил внимание на важность вовлечения региона в вопросы развития науки и образования.
- На первоначальных этапах в Башкирии научно-образовательный центр запускался в основном представителями научно-образовательного сообщества, - рассказал Александр Геннадьевич. – Это вызвало ряд проблем, в том числе непонимание требований реального сектора экономики, инвестиционных циклов предприятий, перекос в сторону только «образовательной» деятельности НОЦ. При этом, практически более половины показателей НОЦ зависят от результатов работы с реальным сектором экономики. И именно сейчас, происходит осознание необходимости активного внедрения научных разработок в деятельность предприятий реального сектора экономики.
В состав уфимского центра вошли 20 компаний крупного бизнеса, институты развития – Российская венчурная компания, Центр урбанистики МГУ имени Ломоносова и «Иннопрактика». Эксклюзивным партнером стал Сколковский институт науки и технологий, академические структуры РАН, Академия наук РБ и ведущие университеты республики.
— В ходе работы над стратегией нашего научно-образовательного центра, стало понятно, что НОЦ - это вообще не про науку, - пояснил г-н Сидякин. - Это про формирование экосистемы. Потребности региона должны отражаться в образовательных программах всех вузов, которые присутствуют на территории республики. Изменения, которые происходят в университетах, это изменения самого региона, его экономики, это улучшение связей между командами университетов.