Нон-стоп

Эксперт: «Не стоит торопиться выращивать из детей вундеркиндов»

13.04.2018 Юлия ЛЕЖЕНЬ
Известно, что многие родители перекладывают свои амбиции на детей, пытаясь вырастить из своих отпрысков если не вундеркиндов, то, по крайней мере, всесторонне развитую личность. Кто-то мечтает сделать из сына знаменитого спортсмена, из дочери - будущую топ-модель, а кто-то вкладывает в дитя энциклопедические познания и знания иностранных языков. Однако президент «Ассоциации родителей и педагогов РБ» Ирина Бесчаскина считает, что не стоит торопиться давать ребенку все возможные навыки, а предоставлять детям знания по мере их развития.

По мнению Ирины Владимировны, малышей следует развивать соответственно возрасту. 

- Мама может предъявить такую претензию воспитателю: «Почему вы моего Ванечку поругали за то, что он не умеет завязывать шнурки, хотя он знает четыре языка и играет на скрипке?» А ведь это очень плохо, что ребенок в четыре года не умеет завязывать шнурки. И если он не получил необходимый по возрасту навык вовремя – то это «пробел». Очень полезно с детьми в этом возрасте заниматься музыкой или танцами, петь песенки вместе с родителями. И нельзя пренебрегать элементарным навыками обслуживания самого себя – дошкольник просто обязан этому научиться. Уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, кушать, умываться – это фундаментальные навыки. А скрипку можно освоить потом.

- Но разве плохо, что ребенок в раннем возрасте получит знания иностранного языка?

- Это зубрежка, которая со временем попросту сотрется - у детей до шести лет память поверхностная. Это еще не осознанное понимание, поэтому оно не садится на «подкорку». Молодые мамочки сегодня торопятся найти в интернете студию раннего развития и думают, что из их детей воспитают гениев. Действительно ребенок сможет запомнить и рассказать огромное стихотворение на пяти страницах. Но он это будет делать автоматически и в будущем ему это не пригодиться.

По словам Ирины Владимировны, «развитие ребенка должно происходить постепенно в свои сроки». 

- Очень вредно как опережать эти сроки, так и отставать от них. Попытки сдвинуть даже на год раньше начало обучения в школе приводит к срыву учебной деятельности некоторых детей. Это происходит потому, что ребенок по своим физическим и силам, и уровню своего психического развития не готов к таким нагрузкам. Год в жизни ребенка значит очень много, поскольку за этот период происходят существенные изменения в его психике. Интеллектуальные или физические перегрузки детей приводят к нервным срывам. Кроме того, слава вундеркинда способствует формированию у ребенка завышенной самооценки. Они теряют порой чувство реальности. Им начинает казаться, что они самые лучшие, что весь мир навеки у их ног. Столкновение с реальной жизнью в более старшем возрасте приводит к разрушению этой иллюзии.

- Но чем плохи ранние знания? 

- Все умиляются учености маленького ребенка, но ученость студента считается обычным делом. К 18 годам вундеркинд не отличается существенно от обычных одаренных детей, которые не спеша освоили тот же объем знаний. Более того, есть данные о том, что вундеркинды редко достигают в зрелом возрасте существенных успехов. В советские годы была известна всей стране семья Никитиных. Глава этой семьи, будучи педагогом, на своих родных пятерых детях опробовал свою систему выращивания вундеркиндов. Дети поражали своими способностями. Но, став взрослыми, они сравнялись по интеллекту обычными людьми, а многие из них и вовсе стали асоциальными личностями. Тщеславным родителям стоит задуматься, что они уродуют психику своих детей, не давая пройти все этапы развития. 

- В этом году 24 юных воспитанника детских садов Башкирии приняли участие в конкурсе робототехники. Их можно назвать вундеркиндами?

- Я бы не стала так говорить. Это нормальное развитие ребенка согласно его возрасту. Моего сына Илью, например, не интересует простой робот, которого ты собрал по определенной схеме, и он ходит. Его интересует творческое конструирование – создание действующего механизма из проводочков и каких-то подручных материалов.

- Получается, многие родители не знают, как развивается мозг ребенка?

- Совершенно верно, поэтому на помощь должны прийти специалисты, нейропсихологи, например. Они с научной, психологической и педагогической точки зрения могут объяснить родителю многие моменты в воспитании - даже правильность подбора игрушек. Ведь купленной наобум игрушкой можно навредить ребенку. Даже безобидная погремушка может нести опасность, если она ядовитого и неестественного цвета. Зеленый заяц или красный медвежонок может исказить восприятие ребенка. Тем более, родитель должен обеспечить безопасное использование игрушки – малышам свойственно понюхать цветочек, попробовать лепесток на зуб.

- Получается, родителей следует образовывать и воспитывать не меньше, чем детей?

- Действительно, сегодня сложилась ситуация, когда педагогам приходится воспитывать не трехлетних малышей с их чистым сознанием и восприятием, а родителей. Приходится даже учить их здороваться. Например, заходя в группу, ребенок кричит: «Здравствуйте, Марьиванна!» А его папа или мама молча толкают чадо в дверь и – ни здравствуйте, ни до свидания. С такими проблемами чаще всего приходится сталкиваться именно в детском саду.

- А каких родителей больше: молчаливых или очень активных, порой стремящихся занять место учителя?

- Возможно, в равной степени. Но мне кажется, следует перенимать опыт у тех родителей, которые стремятся понимать педагога, слушать и, прежде всего, любить своего ребенка.

Сегодня едва ли не каждый ребенок имеет свой личный мобильный телефон, в любой момент может записать на видео «нестандартные» методы воспитания педагога. Да и сами родители привыкают контролировать учебный процесс с помощью видеокамер в классах. И ответственность здесь лежит, прежде всего на родителях. Ребенок ведь не может пойти и сам себе купить гаджет. Телефон ему дает родитель, и важно понять - для чего, для каких целей он это делает.

- Для контроля, прежде всего?

- Но это ведь совершенно не мирная цель. Вот диалог – это мирная цель. Хорошо, когда две стороны могут сесть и поговорить, обсудить возникшую конфликтную ситуацию. А в данном случае, я считаю, гаджет – это зло.

Но ведь сегодня, в высокотехнологичное время, подрастает поколение детей с другим мышлением. 

- Само собой, веяния времени никто не отменяет. Привычная картина: когда ребенок в коляске, еще не умеющий ходить, уже уверенно листает пальчиком страницы в интернете и даже может самостоятельно найти себе там развлечение. В это время мама говорит по своему телефону или тоже «сидит» в интернете. Но ведь это тоже неэкологично для ребенка дошкольного возраста.

- А вы, как мама, своим детям разрешаете пользоваться гаджетами?

- Сейчас – да. Сейчас они используются в мирных целях. Я знаю, что мой ребенок посещает познавательные ресурсы, увлекается робототехникой и самостоятельно пытается узнать о ней больше, а не «путешествует» по развлекательным сайтам. Родитель, ответственен за круг интересов и навыки своего чада. Взрослый должен внимательно наблюдать за ребенком и понимать, что ему интересно. Нельзя требовать от трехлетнего малыша навыков чтения, только потому «Ванечка из соседней квартиры читает и цитирует Пушкина и Лермонтова». Неверно сравнивать одного малыша с другим.

Эксперт уверена, что «для детей дошкольного возраста крайне важно развивать эмоциональное восприятие».

- На примере двух своих сыновей скажу – мы попробовали все. Сначала младший заявил, что грезить бальными танцами – и на танцы пошли оба ребенка. Причем старший, как оказалось, не хотел танцевать, но ему пришлось только потому, что его не с кем было оставить. Потом старший увлекся рисованием, и художественные навыки снова стали развивать оба. Подросткам полезны самые разнообразные увлечения. Если у ребенка есть стремления, то родитель просто обязан поддержать их. Понятно, у всех работа, мало времени, и все может упираться в финансы. Но очень важно дать ребенку попробовать себя в том, что ему интересно.

- А если родители убеждены, что все это должна давать их ребенку школа и педагоги?

- Школа обязана дать основные навыки в образовании. Но, по моему личному глубокому убеждению, воспитание всегда идет из семьи. 

По мнению эксперта, «ошибкой многих родителей является то, что они не заставляют ребенка думать».

- А этому нужно учить уже с раннего возраста. Вот малышу интересны гаджеты, но, может, стоит переключить внимание на что-то другое? Не нужно торопиться выращивать из детей вундеркиндов. Взрослым просто нужно слушать, чувствовать ребенка и быть ему просто другом. Здесь бы я поставила три восклицательных знака. Родителю должно быть интересно то, что интересно его ребенку. Только так между ними образуется крепкая связь.

- Может быть, ваша Ассоциация родителей и педагогов поможет тем родителям, которые испытывают проблемы с выполнением своих обязанностей по воспитанию?

- Да, у нас есть три центра, один из которых – консультативный. Он создан специально для родителей, которые могут посещать встречи и семинары по актуальным и весьма разнообразным темам. Отдельным направлением работы является проведение конкурсов для детей. Так, ассоциация разработала всероссийскую олимпиаду для дошкольников «Разумные дети». Наши воспитанники детских садов уже выступают в дисциплине «Финансовая грамотность». Даже маленький ребенок должен понимать, что такое деньги, откуда они берутся и отличать необходимые траты от желаемых.

Ассоциацию родителей и педагогов в Башкирии создали для взаимодействия всех сторон воспитания и образования. 

- Идея такой ассоциации давно витала в воздухе, - отмечает президент общественного объединения Ирина Бесчаскина. - Нам необходима была организация, которая помогла бы объединиться родителям и педагогам. Если между ними есть диалог, то дети обязательно от этого выиграют.

- Родителям, которые в свое время не получили неких знаний и навыков, работа ассоциации может помочь «вырасти»?

- Правильно воспринимать родительство как некую специальность или ипостась. Для нее просто необходим определенный уровень базовых знаний, как во время обучения по инженерной специальности.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты