Регион

Перед финишем: в Башкирии заканчивается предвыборная кампания

07.09.2018 Александр КРАСОВСКИЙ
В это воскресенье политически активные жители республики придут на избирательные участки с тем, чтобы отдать свой голос в пользу понравившегося депутата и партии. Длительный избирательный марафон, который начался ещё с мартовских выборов президента страны, подходит к концу. С какими результатами пришли к финишу региональные отделения партий?

Внимание - выборам

 

Приближающиеся выборы в Госсобрание РБ формально стали главным политическим событием в Башкирии. Ряд экспертов высказали мысль, что ситуация вокруг шиханов гораздо важнее для республиканской политики.

Тем не менее, не только телевидение и интернет, но и наши почтовые ящики в последние дни в значительной степени заполнены материалами, имеющими прямое или косвенное отношение к идущей избирательной кампании. Вместе с тем, сохраняют актуальность ещё несколько политических тем. По-прежнему, не спадает острота обсуждения параметров пенсионной реформы, эту тему пытаются использовать оппозиционные партии, главным образом КПРФ. Сохраняется интерес граждан к ситуации, разворачивающейся вокруг возможной промышленной разработки шихана Тратау. Внимание населения также привлекли сообщения о росте федерального влияния Рустэма Хамитова, опубликованные русским изданием «Форбс» и компанией «Политброкер». Но данные публикации не могут отвлечь внимание граждан накануне выборов. Более того, они сами играют определённую роль в стратегии работы некоторых политических партий, как оппозиционных, так и лояльных власти.

Политические партии в своей стратегии на последнем этапе избирательной кампании стараются максимально использовать все имеющиеся информационные и агитационные возможности. Конечно, основное внимание уделено телевидению, тем более, что есть возможность принять участие в дебатах с оппонентами, чем и воспользовались большинство участников избирательной кампании. 

 

«Единая Россия»: ставка на массовые форумы

 

Ключевым субъектом избирательной кампании «партии власти» в последнюю неделю избирательной кампании стал глава республики Рустэм Хамитов. Партия постаралась максимально использовать положительный образ, сложившийся у руководителя региона среди населения Башкирии. В частности, Рустэм Хамитов принял активное участие в ряде форумов, проведённых партией. Стратегия проведения партийных форумов предполагала мобилизацию определённых сегментов электората. С этой целью были проведены форум «Я - гражданин!», ориентированный на молодёжь и медиафорум, в рамках которого можно было заручиться существенной поддержкой журналистского сообщества. Надо сказать, что оба форума прошли на высоком уровне и стали заметным событием в жизни республики. Особенно следует отметить молодёжный проект «Я - гражданин!», приуроченный к началу учебного года.  При этом подобный молодёжный форум проходит в Башкирии не первый раз, его проведение стало регулярным и не связано непосредственно с выборной кампанией. Скорее, здесь речь идёт о желании «партии власти» заручиться поддержкой как можно большего числа молодых людей.  

Одновременно партия продолжала реализацию проектов «Реальные дела» и «Городская среда», хотя информационное внимание к ним несколько снизилось. Но важность этих проектов определяется их непосредственной близостью к гражданам, которые имеют возможность своими глазами убедится в конкретных результатах работы партии и её депутатов. 

Пожалуй, позитивным результатом работы «Единой России» в ходе избирательной кампании стало отсутствие громких скандалов. Конечно, давление со стороны оппонентов было, но «партия власти» уже давно к этому привыкла.  Решение Госсобрания РБ о расширении региональных льгот в контексте непопулярной в стране пенсионной реформы, также положительно сыграло на электоральные настроения сторонников партии власти. 

 

Парламентская оппозиция: скандалы и доминирование социальной повестки 

 

Главным фактором избирательной кампании КПРФ на последнем этапе выборов стал скандал в ЦИК РБ, связанный с возможной попыткой члена башкирского Центризбиркома от КПРФ Вадима Садыкова дать взятку молодому коммунисту Яну Двинскому, чтобы он заменил состав наблюдателей в Калининском районе Уфы. При этом важный нюанс, факт дачи взятки никак не подтвержден. Есть лишь запись разговора. 

Вместо того, чтобы вести последовательную избирательную кампанию в последние дни перед выборами, коммунистам пришлось оправдываться и объяснять избирателям, что случилось. КПРФ попыталась использовать метод, известный у политтехнологов как спин-офф, то есть попытаться развернуть ситуацию в свою пользу. Результатом этого стало выступление Юрия Афонина, фактически второго человека в российской компартии после Геннадия Зюганова. Товарищ Афонин заявил, что, вскрыв эту ситуацию, партия тем самым «очистилась». Но на самом деле региональному отделению нанесён серьёзный имиджевый удар, в связи с тем, что внутрипартийные противоречия и проблемы вышли в публичное пространство. Ведь теперь у рядовых честных коммунистов возникнет логичный вопрос: как вообще такие люди попадают в партию и почему они занимают ведущие позиции в региональном отделении?

В организационном плане стратегия избирательной кампании КПРФ в течении всего избирательного цикла была направлена против анонсированной пенсионной реформы. Коммунисты провели сразу несколько митингов, посвящённых этой теме. Но митинги показали относительно низкие мобилизационные возможности регионального отделения партии. Использование острой темы не помогло КПРФ собрать более или менее значительное число сторонников. 

Не слишком активно была проведена избирательная кампания Либерально-демократической партией. Обычно ЛДПР усиливает информационное присутствие на последнем этапе кампании, но в этот раз такого не произошло. Скорее всего, главной причиной является отсутствие необходимых финансовых и организационных ресурсов. Всё-таки возможности либерал-демократов и других оппозиционных партий существенно ниже, чем у «Единой России». В этих условиях избирательная кампания ЛДПР почти целиком была построена на эксплуатации образа депутата Государственной Думы Ивана Сухарева. Однако Сухарев, несмотря на заметную политическую активность, участие в теледебатах и большое количество встреч с избирателями, не всесилен. К тому же он не обладает высокой узнаваемостью в сельской части Башкирии. Можно сделать вывод, что сегодня партия переживает сложный период поиска идеологической и политической самоидентификации. Как следствие, избирательная кампания носит для ЛДПР фактически инерционный характер. 

Стратегическая линия агитационной кампании «Справедливой России» была направлена на максимальное использование всех возможных каналов информирования населения, в том числе, через интернет. Работа партийных кандидатов в социальных сетях у «Справедливой России» выстроена лучше, чем у конкурентов. Только вот связано это с тем, что у регионального отделения фактически нет других ресурсов для эффективной агитационной работы. Помочь партии был призван визит в Уфу её руководителя Сергея Миронова, который провёл встречу не только с партийными активистами, но и с главой республики Рустэмом Хамитовым. Попутно лидер «эсеров» заявил о том, что его партия будет стоять на позициях сохранения шихана Тратау. Ещё одним направлением работы «Справедливой России» стал запуск проекта «Справедливые финансы», который должен помочь людям в выявлении потенциальных финансовых махинаций. Проект актуален и очень важен для населения, но с точки зрения тактики избирательной кампании его запуск существенно запоздал. 

 

Внепарламентская оппозиция: финишный спурт «патриотов» 

 

Особенностью текущей избирательной кампании стало то, что партия «Патриоты России» неожиданно провела наиболее интенсивную избирательную кампанию среди всех оппозиционных политических партий, включая даже парламентские. Партия, ранее не замеченная в активной политической деятельности в республике, сумела найти острые темы, как на федеральном, так и на местном уровне, которые способны привлечь внимание населения. Помимо критики пенсионной реформы «патриоты» достаточно резко высказались против идеи мэра Уфы Ирека Ялалова ввести в столице Башкирии платные парковки.  Учитывая, что Ялалов выдвигается по списку «Единой России», ситуация приобрела характер острой межпартийной дискуссии. В ходе избирательной кампании «Патриоты России» провели сразу несколько митингов, которые по численности не уступали митингам более ресурсной и «раскрученной» КПРФ. Это показывает, что у партии есть достаточные для непарламентской политической силы мобилизационные возможности и существенный потенциал политического роста.

Несколько менее заметной оказалась избирательная кампания «Зелёных», которые основное внимание уделили тактике флэшмобов. Но небольшой партии, сконцентрированной на решении преимущественно экологических проблем, было сложно выйти за пределы своей электоральной ниши. Кроме Руфины Шагаповой у партии практически нет узнаваемых фигур, но в отличии от ЛДПР у неё нет и существенной поддержки из центра. Тем не менее, «зелёные» провели пусть и скромную по финансовым затратам, но вполне логичную и профессиональную избирательную кампанию. 

Резюмируя ход избирательной кампании можно сказать, что ряду политических сил не хватило партийной дисциплины, а внутрипартийные скандалы негативно сказались на их имидже. Также стоит отметить, что никто из оппозиции не смог полноценно воспользоваться негативной федеральной повесткой и обуздать социальный протест. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты