Регион

В башкирском парламенте может начаться настоящая партийная жизнь, а не её имитация

15.09.2018 Александр КРАСОВСКИЙ
По результатам выборов в Госсобрание РБ, в новом региональном парламенте опять будут представлены шесть политических партий. Однако, партийный состав не идентичен прошлому созыву. В этот раз сразу четыре партии смогли провести своих кандидатов по спискам, в 2013 году это удалось лишь «Единой России» и КПРФ.

Вместо «Партии социальной солидарности», которая была представлена одним человеком, в Курултай пришла «Справедливая Россия», но она получила сразу пять кресел. Коммунисты увеличили свое присутствие на пять человек, а ЛДПР - на четыре. На один мандат, полученный в борьбе в мажоритарных округах, умножили свое число «Патриоты России» - теперь у них два депутата. И один человек, как и в прошлом созыве, станет представлять «Зеленых». «Единая Россия» потеряла 15 мест, но надеется, что получит еще один мандат - к их фракции примкнет самовыдвиженец Айдар Каримов. Таким образом, «единороссы» сохранили свое доминирование в башкирском парламенте и заняли 80 мест из 110 имеющихся. Количественный и качественный рост представительства оппозиции позволяет надеяться на то, что в республике наконец-то начнёт складываться настоящая партийная жизнь, а не её имитация, как это было долгие годы.  

«ЕР» - ожидаемый спад при электоральной победе

 

«Единая Россия» на завершившихся выборах набрала 58,33 процентов голосов по партийным спискам, что на 13 процентов меньше, чем в 2013 году, 44 партийных кандидата победили в одномандатных округах и 36 прошли по партийным спискам. Почему «партия власти» так сильно «просела» на этих выборах, ведь 15 потерянных мандатов – цифра весьма серьёзная? Думается, что причины снижения электоральных результатов «единороссов» лежат в усталости людей от доминирования одной партии на протяжении длительного периода времени. В обществе есть запрос на обновление. И обновление не только внутрипартийное, что «Единая Россия» во многом сделала, но и касающееся непосредственно более широкого представительства оппозиционных сил.

Второй причиной является острый негативный информационный фон избирательной кампании в связи с инициированной правительством пенсионной реформой. «Партия власти», как могла старалась снизить остроту напряжения, проводила форумы, общественные обсуждения и «круглые столы» посвящённые этой теме. Но переубедить людей так и не удалось. Наверное, это было и невозможно. При этом, кандидаты, представлявшие «Единую Россию», в основной своей массе, оказались не готовы участвовать в публичной дискуссии по вопросам изменения пенсионного законодательства. Они не смогли чётко объяснить людям, зачем и почему это необходимо.

Тем не менее, за счет политтехнологий и активной работы депутатов партия власти победила в большинстве одномандатных округов. Впрочем, для победы в одномандатном округе достаточно иметь, как известно, простое большинство. 

Наконец, самое главное. В прошлом созыве Курултая у единороссов было 94 депутата. Это потолок. Даже если бы не было пресловутой пенсионной реформы, «партии власти» было бы почти невозможно повторить этот результат, который пять лет назад был определён совокупностью благоприятных для «Единой России» причин. Поэтому нынешние итоги избирательной кампании ЕР являются вполне закономерными и ожидаемыми.   

 

Парламентская оппозиция – все на месте

 

Один из главных итогов избирательной кампании состоит в том, что теперь Курултай будет до боли напоминать Государственную Думу по своему партийному представительству. Такое же доминирование «Единой России», свои фракции у коммунистов, либерал-демократов и «эсеров», ну и единичные представители других фракций, избравшиеся по одномандатным округам – всё как в российском парламенте. 

Коммунистическая партия набрала на выборах 18,8 процентов голосов избирателей, что позволило провести в Курултай одиннадцать кандидатов. Ещё четверо представителей КПРФ победили в выборах по одномандатным округам. Таким образом, фракция КПРФ в региональном парламенте составит 15 человек. 

Как объяснить то, что коммунисты прибавили сразу пять мест? Рост показателей КПРФ связан с общим ростом протестных настроений в обществе и тем, что коммунисты активнее остальных партий «окучивали» тему пенсионной реформы. Тем не менее, можно сказать, что рескому КПРФ не удалось использовать потенциал протестной повестки в полной мере, мобилизационные возможности региональных коммунистов в целом оказались незначительными. Достаточно напомнить, что руководитель регионального отделения Юнир Кутлугужин перед выборами обещал, что показатели партии будут в два-три раза выше, чем в 2013 году. То есть, по его прогнозам, КПРФ должна была провести в Курултай 20-30 депутатов. Учитывая, что население было крайне недовольно курсом правительства, это не казалось невыполнимой задачей. На деле, однако, получилось лишь пятнадцать мест. Проблемой КПРФ стало отсутствие чёткой позиции по большинству ключевых тем, включая вопрос о взаимодействии с региональной властью. Это, порой, приводило к взаимоисключающим заявлениям партийных представителей, внутренним скандалам и дезорганизации работы. Достаточно вспомнить ситуацию с делегированным коммунистами в ЦИК РБ Вадимом Садыковым, который якобы предлагал члену рескома КПРФ Яну Двинскому за замену наблюдателей на более лояльных власти в одном из округов. Сегодня всплывает конфликт между региональным руководством партии и Дмитрием Чувилиным – лидером башкирского отделения «Левого фронта». Чувилин существенно помог партии с проведением ряда массовых акций и, согласно, данным ЦИК РБ прошёл в Курултай по партийным спискам, но, по некоторым данным, руководство регионального отделения не слишком хочет видеть излишне самостоятельного и неконтролируемого Чувилина своим депутатом в Курултае.  

Либерал-демократы набрали на завершившихся выборах 9,96 процентов голосов, установив региональный рекорд для своей партии. Это позволило провести в Курултай шестерых депутатов, ещё один либерал-демократ избрался по одномандатному округу. В общей сложности ЛДПР будут представлять в башкирском парламенте семь человек против трех в прошлом созыве. 

Партия действительно выступила для себя очень успешно. Уже сложно припомнить набирала ли ЛДПР когда-нибудь такое количество голосов в Башкирии. На выборах в Курултай – точно нет. Успех ЛДПР объясняется общим ростом протестного голосования в регионе. Одновременно партия никогда не была замечена в критике региональной власти, равно как и в каких-либо скандалах, что обеспечило ей отсутствие административного давления и условия для спокойной работы в ходе выборов. При этом сама кампания либерал-демократов в агитационном плане была нацелена на эксплуатацию образа Жириновского, который шёл в партийном списке под первым номером, хотя все прекрасно понимают, что заседать в башкирский парламент он не приедет. Также следует отметить колоссальную работу по продвижению партии депутата Государственной Думы Ивана Сухарева, который тоже откажется от своего мандата в пользу кого-то из однопартийцев – не бросать же Госдуму ради Курултая. Во многом благодаря его публичным усилиям и непубличной работе ЛДПР, партия смогла показать высокий результат.

Ещё одним новичком в Курултае станет «Справедливая Россия», которая набрала 5,47 процентов и получила возможность провести троих депутатов по партийному списку. Ещё два «эсера» успешно прошли отбор в одномандатных округах. 

Существенную роль в успехе «Справедливой России» сыграл приезд в республику лидера партии Сергея Миронова. Без его поддержки и лоббирования партии было бы сложно достигнуть таких результатов. Свою роль сыграла и поддержка Мироновым идеи сохранения шихана Тратау. У регионального отделения «Справедливой России» начинается новая жизнь. Ранее они находились в тени других парламентских партий, почти не присутствуя в региональной политической повестке. Теперь у сторонников российской версии социализма, как называют себя «эсеры», появился шанс активно включиться в политический процесс в Башкирии.

 

Внепарламентская оппозиция – нет времени и ресурсов

 

Ни одна из партий внепарламентской оппозиции не смогла преодолеть пятипроцентный барьер. Впрочем, «Патриотам Росси» и «Зелёным» удалось провести в Госсобрание соответственно двух и одного депутатов. Обиднее всего должно быть «Патриотам России», которые провели действительно масштабную, по меркам Башкирии, избирательную кампанию. Но этого оказалось мало. Свою роль сыграло то, что у «патриотов» нет фракции в Государственной Думе, да и федеральное руководство никакой поддержки региональному отделению не оказало. Поэтому у партии просто не хватило времени для того, чтобы «приучить» избирателей к своему активному присутствию в региональной политике. В итоге два человека от «Партии патриотов» оказались в Курултае РБ, пройдя по одномандатным округам, а глава регионального отделения, заседавший в прошлом созыве Курултая и баллотировавшийся по партийным спискам, оказался за бортом, так как партия не преодолела пятипроцентный барьер.   

Что касается «Зелёных», то они провели посильную для себя кампанию в довольно узком избирательном сегменте. Современный опыт развития партий показывает, что если ты концентрируешься на узком круге вопросов, даже общественно острых, то на высокий результат можно не рассчитывать. А ресурсов для того, чтобы вести масштабную избирательную кампанию у «Зелёных» не было. Поэтому прохождение от партии одного кандидата в Курултай можно считать логичным и не таким уж плохим результатом. Плюсом для партии является то, что «Зелёные» становятся узнаваемым субъектом регионального политического процесса. Это сохраняет для них перспективы дальнейшего роста политического влияния. 

 

 

Натуральная ли явка?

 

Выборы в местный парламент, безусловно, стали главным политическим событием года, однако главные процессы все-таки иные - например, Торатау, кадровые изменения, перспективы переизбрания Рустэма Хамитова в 2019 году. Все региональные средства массовой информации и значительное число политических блогеров уделило им первостепенное внимание. Поэтому, когда стала приходить информация о явке, у многих началась паника, казалось, что народ просто проигнорировал выборы. Но давайте попробуем разобраться.  Итоговая явка составила 49,08 процентов, что всего на три процента меньше, чем на аналогичных выборах в 2013 году.  Причём по Уфе явка составила 29,44 процентов, средняя явка в других городах республики – 40,57 процентов, а вот жители села проголосовали намного активнее – 61,91 процентов.  

На самом деле это обычная и вполне привычная практика – в Башкирии, да и в России, село всегда голосует намного лучше города, а большие города – зачастую главные аутсайдеры по явке избирателей. Связано это с традиционным типом политической культуры, которая доминирует в патриархальных сельских районах. Снижение на три процента можно объяснить тем, что весной люди уже проголосовали на выборах президента и немного устали от избирательных кампаний. Да и хорошая погода могла внести свои коррективы. Не секрет, что многие жители больших городов предпочли избирательным участкам участки приусадебные. Вместе с тем, никакого повода для паники здесь нет. 49 процентов - это хороший, честный результат. Кстати говоря, на региональных выборах в Европе, которые считаются образцом чистоты и честности, явка примерно такая же, а порой и ниже. 

Нужно отметить, что в этот раз большинство участников избирательного процесса признают чистоту выборов. Даже радикальная оппозиция пока не смогла представить убедительные доказательства нарушений, признав, что большинство из них носили технический характер, а не фальсификационный. Но нарушения технического характера всегда были и будут, так как связаны с человеческим фактором, элементарными неточностями членов участков комиссий, которые проводят в день голосования на участках, порой, по 24 часа. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты