В Башкирии чаще всего на картельных сговорах попадаются медицинские компании
- В каких сферах больше всего проблем?
- Среди самых распространенных – нарушения при выделении земельных участков без конкурса. Во-первых, это нарушает принципы конкуренции, а во-вторых, влечет недофинансирование казны. Мы рассматриваем очень много жалоб в сфере строительства, дорожного хозяйства, а также закупки медицинского оборудования, изделий и лекарств.
- А какие картельные сговоры зафиксированы в Башкирии?
- Чаще всего мы их выявляем на торгах. Как ни странно, зачастую это закупки медицинского оборудования и изделий. Несколько фирм формально соревнуются между собой, чтобы у них закупили товар по максимально возможной цене. Они преследуют свои экономические цели, это, конечно понятно, но не следует нарушать закон.
- Ответственность должны нести чиновники, которые проводят закупки и знают о сговоре компаний…
- Да, у нас возникают вопросы и в отношении организаторов таких закупочных процедур. Хотя иногда сами заказчики пишут нам, что во время конкурса произошла странная ситуация, при которой лишь один поставщик немного снизил цену, а другие фактически не предприняли мер для создания конкуренции. Любого нормального организатора такая ситуация насторожит.
-Такие случаи переходят в область уголовного права?
- К сожалению, в нашем регионе таких прецедентов не было, хотя работа в этом направлении ведется. Мы постараемся переломить ситуацию совместно с органами прокуратуры и следственным комитетом. Это одна из приоритетных задач, которую мы не сможем решить в одиночку – только совместно с правоохранительными органами. И данная практика станет для нечестных участников рынка поучительной, чтобы они лишний раз задумались – а стоит ли овчинка выделки?
- А как же чиновники, которые предоставляют преференции каким-либо фирмам?
- С чиновниками ситуация более прозрачная, потому что по части случаев возбуждаются уголовные дела не только у нас в республике, но и в других регионах. Недавно в Ульяновской области возбудили несколько уголовных дел, связанных с поставками медицинского оборудования. В Башкирии проводится доследственная проверка в отношении работы чиновников по нашим материалам – надеюсь, скоро будут первые результаты.
- Действительно ли в Башкирии существует монополия крупных торговых сетей?
- Мы проанализировали рынок и пришли к выводу, что что реальная ситуация не во многом совпадает с той информацией, которая к нам поступает. Сегодня в большинстве муниципалитетов требование законодательства о не превышении на рынке одной торговой сетью 25 процентов, соблюдается. Перекосы наблюдаются в двух-трех муниципалитетах, но они произошли по естественным причинам. Просто другие продавцы ушли с этого рынка, поэтому доля крупной сети увеличилась. Естественно, мы выдали предупреждение с требованием не приобретать новые помещения.
- Но башкирские предприниматели жалуются, что вынуждены закрываться как раз из-за крупных торговых сетей…
- Мы об этом не раз говорили, и руководитель российской антимонопольной службы Игорь Артемьев, выступая перед членами Совета федерации отметил, что мы ориентируемся на потребителя. Мы с вами ходим в магазины, и как потребители выбираем товары подороже или подешевле? Естественно, большинство граждан ориентируются на цену и выбирают более выгодное в финансовом плане предложение.
У населения, к сожалению, не такие высокие доходы, чтобы можно было позволить себе покупать дорогие товары каждый день. С другой стороны, при низкой цене возникает вопрос качества товара, но он уже не входит в компетенцию нашей структуры.
- Как часто люди жалуются на какую-то вредную или аморальную рекламу?
- Достаточно часто. Наиболее сложные случаи мы рассматриваем на заседании экспертного совета. С начала года у нас прошло три подобных заседания, на которых мы рассматривали несколько обращений. В большей части, все жалобы связаны с содержанием в роликах непристойных образов. Обращения рассматриваются с учетом специфики республики и с участием представителей всех конфессий региона. Также присутствуют производители рекламы и представители органов власти. Надо сказать, иногда случаются, мягко говоря, горячие обсуждения, а порой мы вовсе не приходит в общему решению. Могу сказать, что на последнем экспертном совете я присоединился к мнению священнослужителей. Мы попросили рекламщиков воздержаться от распространения подобных образов хотя бы вблизи религиозных храмов и детских учреждений, чтобы хотя бы в этом плане ролики или баннеры вызывали меньше вопросов у людей. Дело в том, что большинство жалоб мотивированы как раз этим фактором: недалеко находится школа или храм, куда ходят прихожане и видят аморальные в их понимании образы.