Регион

В Башкирии треть населения, независимо от нации, причисляет себя к общности «башкортостанцы»

02.12.2018 Юлия ЛЕЖЕНЬ
В последние годы в Башкирии наблюдается миграционная убыль населения. Только за девять месяцев этого года из республики уехали свыше сто тысяч человек - на порядок больше, чем в 2017-м. Эксперт сети этнологического мониторинга Ильдар Габдрафиков, изучающий общественно-политические отношения со дня основания центра этнополитических исследований в 1993 году, считает, что главная причина миграции в республике - социально-экономическая. По его словам, 40 процентов населения Башкирии составляют сельские жители, и основной поток людей уезжает как раз из сельской местности.

«Молодежь не обманешь, она всегда будет искать лучшей жизни»

 

По словам г-на Габдрафикова, эксперты центра этнополитических исследований, созданного академиком Валерием Тишковым, ежеквартально проводят этнические изыскания в самых широких областях общественной жизни, начиная от демографии и заканчивая миграцией, готовят годовые доклады и проводят тематические вопросы.

- В основном наши доклады используют властные структуры, - объяснил Ильдар Махмутович в эфире телеканала ВГТРК «Башкортостан». - Наши рекомендации имеют прикладной характер. Но чиновники иногда изучают данные внимательно, а иногда не очень-то вчитываются.

- Миграционная убыль в Башкирии начали наблюдать четыре года назад, значит именно тогда ухудшилась экономическая ситуация в регионе?

- Башкирию нельзя рассматривать обособленно, ведь в целом по стране сейчас достаточное сложное, кризисное время. У нас по ряду причин это ярко проявляется. Надо понимать, что на селе довольно высокий уровень безработицы и низкие зарплаты. Это и способствует миграции.

- Но ведь мигрируют люди туда, где лучше…

- Да, регионов с положительным миграционным балансом немного, пальцев обеих рук хватит, чтобы их сосчитать. Это Тюмень, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий округ, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Татарстан и Краснодарский край. Но наибольший отток идет все же в Западную Сибирь и Московскую область.

- Значит, человек едет не туда, где теплее, а где можно заработать больше денег?

- Ну, каждому человеку нужно кормить свою семью, поэтому люди ищут хорошие предложения труда. Надо сказать, что больше 130 тысяч человек у нас работают вахтовым методом на севере. Это официальные данные, но если проанализировать неофициальные, то получим, наверное, больше 150 тысяч. Эти люди в число мигрантов не входят – это так называемая маятниковая трудовая миграция.

Также, по оценке этнополитолога, сложная ситуация с образовательной миграцией. Каждый год башкирские выпускники покидают республику, поступая в высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга.

- По данным минздрава, 25 процентов выпускников наших школы покидают Башкирию для обучения в вузах за пределами родной республики. Это очень серьезная проблема. Но региональные власти уже осознают ее масштабы. Сейчас разрабатывается региональная концепция миграционной политики, которая должна переломить ситуацию. До 2020 года планируется достичь положительной миграции. Но это очень сложный процесс, во главе угла всегда стоят экономические аспекты: инвестиции, рабочие места, зарплаты.

- С появлением рабочих мест на селе ситуация улучшится?

- Не факт. Из деревень зачастую люди уезжают в города. Хочется, чтобы они переезжали хотя бы в наши города – но и здесь рабочих мест недостаточно. У нас уже есть программа опережающего развития Зауралья, которая, к сожалению, пока плохо работает. 

- При том, что там большое количество браков и высокая рождаемость…

- Да, на удивление. Мы анализировали демографический состав сельской молодежи. Выяснилось, что башкирская и татарская молодежь, отчасти также марийская и чувашская, составляют костяк на селе – до 80 процентов. Русская молодежь урбанизирована, до 80 процентов молодых людей живут в городах. А русские, живущие в селах, находятся в старшем возрасте и часто уже являются нетрудоспособными. Вообще, миграционные потоки являются отражением социально-экономической ситуации в регионе.

- Межнациональные отношения как-то влияют на процесс миграции?

- Мы действительно изучаем данные вопросы, в том числе этнодемографию. В данном случае мы не находим какой-то этнической специфики в миграции. Показатели одинаковы и для русских, и для башкир, и для татар. Зато есть различия между селом и городом.  

Ильдар Габдрафиков отмечает, что «республика довольно стабильна в межнациональных отношениях». 

- В мае этого года мы среди студентов проводили опрос, и 85 процентов реципиентов отметили, что никогда не испытывали дискриминации по национальному признаку, - рассказывает он. - Примерно пять процентов опрошенных указали на дискриминацию, еще два – указали на проблемы с изучением языка. Но это очень низкие показатели. Вместе с тем, когда мы опрашивали студентов уфимских вузов, примерно 35 процентов из них уже нацелены на миграцию. Конечно, не факт, что все 35 процентов уедут, но мысли у них такие есть. Если им предложат хороший вариант, они уедут. Молодежь не обманешь, она всегда будет искать лучшей жизни. Кстати, в последнее время фиксируется очень большой отток уфимских выпускников в столичные вузы – ЕГЭ сегодня позволяет это сделать. Раньше нужно было ехать на вступительные экзамены в столицу, а теперь, набрав большие баллы, можно пройти в любой престижный вуз. Так что этот, сдерживающий когда-то миграцию, фактор отпал. Само собой, студенты более мобильны, и многие имеют стереотипы о том, что «где-то там» жить лучше. В принципе желание испытать себя, реализовать амбиции даже за пределами страны - нормально, но для нас важно, чтобы миграция стала положительной.

 

«80 процентов жителей республики считают себя россиянами»

 

- Башкирия в этнической сфере очень отличается от других российских регионов, и это не может не оказывать влияния…

- Безусловно, наша республика очень многонациональна. Мы называем это индексом этнической мозаичности – по нему мы один из самых многонациональных регионов. Если взять Кавказ – там живут коренные народы. Это Дагестан, Кабардино-Балкария. В Башкирии три большие общины: русских 36 процентов, башкир и татар чуть меньше, чем по 30 процентов. Еще около десяти процентов составляют другие этнические группы.

- А смешанные браки играют свою положительную роль в межнациональном спокойствии?

- Конечно, их процент высок, но я бы назвал это следствием хороших отношений разных национальностей. Вообще, наши исследования показывают, что среди нашего населения высокий уровень идентичности. Многие люди, примерно, одна треть населения причисляют себя к единой общности башкортостанцев – независимо от национальности.

- Это как жители всей страны считают себя россиянами.

- Да, это федеральный уровень идентичности, а существует еще региональный и местный – уфимец или чишминец. Все эти уровни друг другу не противоречат. Наши опросы показывают, что почти 80 процентов жителей республики считают себя, прежде всего, россиянами, но это не противоречит причислению себя к башкортостанцам. В Татарстане этнодемографическая ситуация иная. Татарское население составляет больше 50 процентов, русское – примерно 40 процентов и порядка 9 процентов – представители других национальностей. Там сложилась двухобщинность, а у нас – трехобщинность. Это и способствует нашему межнациональному спокойствию – стол на трех ножках стоит крепче, чем на двух.

- Значит, Ленин правильно сделал, когда достаточно вольно нарезал на карте башкирскую автономию?

- Ну, советская концепция национальной политики сыграла особую роль. Надо сказать, большевики национальный вопрос поняли и использовали сполна, в отличие от царизма. Именно национальные движение и всколыхнули ситуацию в стране. Большевики дали национальным движениям то, что они хотели – территориальную автономию, а советская власть начала усиленно готовить национальные кадры. Советская власть опиралась на нужды населения. Тогда поняли, что под вывеской Советского Союза можно сохранить и спасти империю с помощью национального госстроительства. Но были свои успехи, и, конечно, свои проблемы. Правда, в конце концов, политика большевиков привела к распаду такой великой страны как Советский Союз. Рождение национальных элит стало миной замедленного действия – в Прибалтике и на Кавказе, например. Там принципы национальной политики не сработали.

- Какие меры все-таки нужно принять, чтобы люди не уезжали из республики?

- В первую очередь, конечно, улучшить экономический фактор. Создавать рабочие места, заниматься здравоохранением, строить школы. И нужно, конечно, чтобы хотя бы два наших вуза республики находились на высоком уровне и могли даже притягивать молодежь из других регионов. Вузы – сами по себе источник миграции. Вот в Казанский федеральный университет народ едет учиться. У нас раньше тоже были сильные вузы, а школы до сих пор хорошие – по численности школьников мы занимаем первое место в ПФО. И если бы школьное образование было бы плохое, наши выпускники в таком большом количестве не поступали бы в ведущие вузы страны. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты