Регион

С 1 марта перевозчики, собирающие пассажиров онлайн, будут обязаны иметь лицензию

16.02.2019 Альбина ИБАТУЛИНА
В Башкирии за три месяца сделали то, что не получалось фактически три десятилетия - убрали с городских рынков пассажироперевозок нелегалов. Теперь все автобусы, которые работают на улицах, не только имеют лицензии, но и двигаются с разрешения местных мэрий. А деньги, собираемые с пассажиров, идут не в криминальный общак, как было ранее, а легальным фирмам. Как теперь заставить перевозчиков пополнять государственную казну, мы спросили у главы Западно-Уральского межрегионального управления Госавтодорнадзора Сергея Мережко.

- У криминала этот рынок отобрали, но будет ли он приносить какие-то доходы государству? 

- Важно добиться, чтобы автопредприятия не только платили налоги и установили необходимое оборудование для учета пассажиров, но, и чтобы все водители были трудоустроены, - полагает Сергей Николаевич. - У нелегальных перевозчиков мы с этим столкнулись, когда проводили арест автобусов и проводим до сих пор. В чем проблема? Проблема в том, что шоферы не трудоустроены, поэтому нет и поступления налогов. А ведь установить число работающих не сложно - есть база данных, например, о страховке, сколько автобусов застраховано. Есть база данных у мэрии Уфы - сколько карт маршрутов они выдали. Каждый квартал автоперевозчики отчитываются, сколько перевезено пассажиров. Поэтому подсчитать доходы и обязательные налоговые выплаты, не сложно. Но это дело не одного дня и затратно для перевозчиков - сразу во всех автобусах поставить кассовые аппараты и валидаторы. Естественно, это будет тяжелое для них финансовое бремя, эти проекты надо грамотно реализовать. Я думаю, они будут реализованы. 

- Как в такие короткие сроки осуществилось то, что невозможно было сделать годами? 

- Есть такое понятие – «политическая воля». Когда временно исполняющий обязанности главы РБ Радий Хабиров давал поручение очистить рынок от нелегальных предпринимателей, это было не просто сказано: «Выполнить!». Тогда были приняты обеспечительные меры, то есть консолидированы все силы, которые должны принять в этом участие. Была разработана дорожная карта, материально-техническая база нашего управления была улучшена, нам выделили дополнительные автотранспортные средства для того, чтобы мы могли более мобильно осуществлять свои полномочия, за что очень благодарны. Конечно, ранее были определенные сложности. Если говорить словами Крылова, были «лебедь, рак и щука», то есть вроде бы кто-то что-то делал, а общего результата, к сожалению, не было. 

- Может, просто потому, что рынок был криминальным?  

- Всякое случалось, конечно. Но когда это было грамотно и оперативно организовано, результаты появились буквально за месяц. Если вы слышали поручение Радия Фаритовича, было сказано, что нет необходимости полностью убрать какой-то бизнес или лишить кого-то транспортных средств, поэтому часть этого бизнеса легализовалась. На сегодняшний день те, кто ездил под флагом нелегалов, перешли к законным официальным операторам. 

- Потому что почувствовали, что сила на стороне государства?

Именно государство должно определять на этом рынке, тем более небезопасном, правила игры. Но, естественно, была проведена определенная фильтрация по качеству транспортных средств – это важный фактор, который определил тех, кто останется на рынке. На сегодняшний день в Уфе в принципе с перевозками все благополучно, они осуществляются своевременно. Может быть, есть еще небольшие накладки, когда гражданам приходится иногда дольше, чем обычно, ожидать общественный транспорт. Но мы же понимаем, с чем это связано. Когда были нелегалы, рынок был перенасыщен, автобусов было слишком много и они, подъезжая к остановкам, создавали даже несколько рядов. Конечно, это устраивало гражданина, но не устраивало государство, потому что это опять же небезопасно. На этом рынке важно было навести порядок в том числе и в сфере безопасности. Когда по улицам ехал автобус, которому уже 30 лет со дня выпуска, и непонятно, прошел ли он технический контроль, а его водитель - медицинский осмотр, все это в первую очередь сказывалось на безопасности пассажиров. Поэтому власть применила шаги, которые выровняли эту ситуацию. Сейчас на рынке только официальные операторы, которых не только мы проверяем. Российский закон об организации регулярных перевозок дает очень много полномочий органам местной власти. Администрация Уфы ежеквартально принимает отчеты от тех, кто осуществляет перевозку. Конечно, соглашусь, может быть, сейчас надо более эффективно и более оперативно применять информационные средства доведения до граждан расписания движения, более четко прописать временной интервал появления автобусов. Пока не везде есть эта информация, особенно на периферийных остановочных пунктах. 

- То есть человек должен выйти на остановку и увидеть, через какой промежуток времени придет автобус?

- Республиканская и городская власть проводит сейчас очень большие мероприятия по внедрению такой системы. На остановках появятся табло, где будет доводиться расписание движения транспортных средств, на телефонах можно будет установить приложения, куда можно будет зайти и посмотреть движение онлайн. Это очень хорошо для более современных людей, а пожилым людям сложно ориентироваться по мобильному телефону. Им, конечно, более привычно на каком-то бумажном носителе или табличке посмотреть, которая будет висеть на остановке. Сегодня нужно пройти конкурсные процедуры, найти операторов, заплатить деньги, поэтому это тоже занимает время. Взять и завтра поставить расписание – это сложно, а вот послезавтра это будет сделано. 

- Правда, что из города убрали незаконные автовокзалы, которые отправляли людей в разные города республики? 

- Не совсем убрали, потому что таких автовокзалов как таковых не было. В простонародье об этом говорили: «уехать от бордюра», в основном это известные места – «Универмаг Уфа», ТЦ «Семья», «Хрусталь». Сегодня появились сервисы-агрегаторы, которые собирают пассажиров в интернете. То есть можно на междугородное направление забронировать билет и оплатить его в специальном приложении. Утверждается, что эти автобусы ездят по заказным маршрутам, когда не требуется иметь лицензию, но на самом деле они осуществляют регулярные автобусные перевозки. У нас уже отработаны доказательства такой незаконной деятельности - эти автобусы мы арестовываем. Поэтому я бы хотел обратиться к гражданам республики: нужно отправляться в другие города с автовокзала, потому что, если вы забронировали автобус в интернете, нет никакой гарантии, что он качественно прошел предрейсовый, медицинский и технический осмотр. И в случае, если он не доедет до места назначения, вам не предоставят другого автобуса. Ответственность и правоотношения наступают по гражданскому законодательству, когда человек покупает билет, когда у него есть документ. А онлайн-оплата или если на месте можно рассчитаться – это все нарушения.  

- Почему люди готовы рисковать своими жизнями и отправляться в дальнюю дорогу на автобусе-развалюхе?

- Нелегальные перевозчики демпингуют, а люди идут туда, куда дешевле. Наш Южный автовокзал не заполнен даже на четверть по числу пассажиров, потому что их перебивает нелегальный рынок. Можно было бы отправить 10 автобусов по тому или иному направлению, но отправляется только два, потому что пассажиров на автовокзале нет. А автовокзал тоже должен получать какие-то деньги на свое развитие и содержание. Автовокзал готов принимать около пяти-шести тысяч пассажиров в день, а на деле перевозит только тысячу. Если с автовокзала будет отправляться по пять тысяч пассажиров, то и разница в цене билета «от бордюра» и с автовокзала будет уже не в 100 рублей, а, может быть, в 10-15 рублей. Вот в чем суть. Чем больше на автовокзале будет перевозчиков, тем дешевле будет билет. Правда, с 1 марта этого года вступает в силу федеральный закон - лицензированию будут подвергаться все пассажирские транспортные средства, имеющие более восьми посадочных мест и выполняющие заказные маршруты. Это должно навести порядок и на рынке междугородных перевозок. 

- Получается, интернет-дельцам закроют дорогу? 

- Совсем не получится, но, по крайней мере, они обязаны будут получать лицензии. На сегодняшний день руководством республики, правительством и всеми заинтересованными ведомствами ведется плодотворная работа, которая уже эффективно показывает себя. Например, это приобретение нового подвижного состава, причем в довольно больших количествах. Естественно, когда новые автобусы зайдут на рынок республики, и эффект будет ощутимый, и тем, кто нелегально зарабатывает на этом рынке, придется подвинуться. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты