Регион

15,2 процента уфимских школьников подвергались травле одноклассников и учителей

07.04.2019
В феврале 2019 года на форуме школьного образования «Взлетай!» врио главы Башкирии Радий Хабиров помимо привычных тем поддержки учебной отрасли, обозначил проблему, о которой раньше не говорили – травле детей в школе или, как это принято теперь называть – буллинге. Руководитель республики призвал «создать атмосферу нетерпимости к случаям, когда преследуют детей и издеваются над ними» и предложил каждый такой факт приравнивать к чрезвычайному происшествию.

Замруководителя аппарата Общественной палаты РБ Дмитрий Казанцев считает, что  

«травля учащихся в школах возникла не вчера, а заявление с трибуны Радия Хабирова стало неким катализатором социально-педагогического процесса в Башкирии». 

- Активизация темы буллинга в СМИ и среди родителей подчеркивает, что это не столько инициатива сверху, сколько назревшая общественная потребность на региональном и местном уровне, - полагает общественник. - Мы понимаем, что ни одна администрация школы сегодня не признаёт наличия в своих стенах травли учащихся, потому что это больно бьёт по репутации учебного заведения и может навлечь какие-то кары на директора и его подчиненных. В результате учителями слабо формируется бесконфликтный климат в классах, невнимательность к детям их родителей порождает не всегда адекватное общение учащихся со сверстниками, а отсутствие в большинстве учебных организаций штатных психологов препятствует проведению качественного общего мониторинга. 

По словам г-на Казанцева, явление буллинга подразумевает систематическую агрессию, физическое либо вербальное насилие, то есть раз-два раза в неделю учащиеся той или иной школы унижают и словестно оскорбляют своих сверстников. 

- Если посмотреть о теме школьной травли, в интернете и прессе, то публикаций и комментариев много, тема относится к разряду злободневных и чуть ли не «вечных», - говорит он.- Объективности ради, стоит упомянуть, что не всё в отрытом пространстве называемое буллингом им является, так коллективная травля отдельного человека это уже моббинг (с англ. mob — «толпа»). По словам уполномоченного по правам ребенка в Башкирии Миланы Скоробогатовой уже на государственном посту она подвергалась этой разновидности психического давления.

Дмитрий Валерьевич утверждает, что «главный принцип противодействия буллингу – «Не навреди!»

- Чтобы разобраться в проблеме и понять, как улучшить школьный климат по инициативе председателя Общественной палаты Башкирии Ольги Панчихиной в феврале общественники создали рабочую группу по проекту «Будь рядом», - рассказывает он. - Первым шагом на пути к пониманию явления буллинга стал поиск необходимой методической литературы. Хотя подобных исследований много, примеров успешных практик в школах наоборот не было, как и достоверной статистики, аналитики.

По открытым сведениям, четверть подростков в России хотя бы раз участвовали в буллинге, 13 процентов школьников побывали в качестве жертв, 20 процентов — в качестве агрессоров, причем в городах уровень буллинга выше, чем в сельской местности. Данные диагностики с использованием опросника «Безопасность детей» в общеобразовательных организациях Уфы, проведенного в 2017 году, среди 35 тысяч обучающихся 5-9 классов показали следующее: 15,2 процентов испытывали лично насилие со стороны друзей, одноклассников либо других учащихся и учителей. В школе происходило 11,6 процентов случаев насилия, 27,4 процентов опрошенных – это свидетели травли в классе. 

По мнению г-на Казанцева, «цифры по России и сведения в Уфе подчеркивают масштаб проблемы». 

- В Общественной палате главным принципом по профилактике буллинга поставили подход «Не навреди!», потому как заговорив о проблеме можно и усугубить острую ситуацию, - полагает общественник. 

Дмитрий Валерьевич рассказал, что «подготовка республиканскими общественниками к старту проекта «Будь рядом» шла на протяжении месяца». 

- Мы начали взаимодействовать с Уполномоченным по правам ребенка в Башкирии, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при региональном правительстве, центрами психолого-педагогической и социальной помощи, родительским комитетом Уфы, городским советом старшеклассников, - перечисляет он. - Случаи, выявления фактов буллинга стали чаще освещаться СМИ.

Интересно, что по словам г-на Казанцева, чиновники весьма странно отреагировали на призыв Радия Хабирова. 

- Они восприняли это как поручение первого лица госаппарату и захотели поскорее «доложиться» об исполнении, а не де-факто сохранить благоприятный климат в каждой школе, - сетует общественник. - Сейчас к решению проблемы стали подключаться общественные организации, а проект «Будь рядом» теперь предусматривает целый комплекс мероприятий в течении всего 2019 года. Гражданская активность в этом направлении выразилась в подготовке социальных проектов по профилактике буллинга двумя НКО – Общественным фондом развития города Уфы и региональной общественной организацией «Открытое сердце». Министерство образования Башкирии, изначально занимавшее защитную позицию, согласилось совместно с Общественной палатой региона включиться в эту работу. Сотрудники министерства уже озвучили задачу, что до 2020 года все школы Башкирии будут обеспечены психологами, тогда как ныне только 40 процентов учебных организаций укомплектованы ими. Члены рабочей группы Общественной палаты и специалисты отметили, что социальные педагоги – это первые, кто должен распознать и начать борьбу со школьным буллингом. 

Руководитель общественной организации «Открытое сердце», психолог Галина Иванова полагает, что взрослым тоже нужно объяснять, как создавать эффективные модели профилактики асоциальных проявлений в поведении подростков и молодежи.  

- «Защитить сердцем» - проект, который направлен на формирование позиции у взрослых, - рассказывает она. - Это ответ на конкретные истории из жизни, опыт общения с людьми, которые столкнулись с насилием в семье, школе, в жизни. Все это приводит к развитию панических атак, тиков, навязчивых состояний и у детей, и у взрослых. 

По мнению заведующей отделом психологического сопровождения и профилактики с телефоном доверия Республиканского клинического психотерапевтического центра Минздрава РБ Ирины Хох, для появления травли существую как объективные, так и субъективные причины. 

- К объективным можно отнести неопределенность, неструктурированность жизни, социальные изменения в российском обществе, агрессия в семье и агрессия со стороны педагогов, семейные драмы: расставание родителей, социальное неблагополучие и бедность, - объясняет г-жа Хох. - Это провоцирует постоянный стресс, который может приводить к враждебному отношению к окружающим. В результате подростки нередко воспринимают мир как враждебную среду, в котором лучшая защита — это нападение. Плюс влияние индустрии развлечений: агрессивные персонажи часто изображаются «крутыми», насилие трактуется как вариант решения проблем. В итоге дети начинают считать, что агрессия — лучший способ отвоевать свое место под солнцем. Представления о норме поведения смещаются. Иногда учителя, не в силах справиться с детским коллективом, делегируют управление лидеру класса, не всегда просоцильно настроенному. 

Субъективные причины, по словам Ирины Хох, связаны с взрослением, которое сопровождается тревогами и страхами перед неизвестностью, сомнениями в себе, боязнью неудач, сложностями в учебе и одиночеством. 

- Если нет эффективных способов совладать со стрессовыми ситуациями, агрессия закрепляется как выплеск психологического напряжения,- поясняет она. - Если такие ценности, как доброта, великодушие, сочувствие и сострадание прошли мимо подростка, он  станет тем агрессором, который будет травить других.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты