Регион

День знаний. На августовском педсовете педагогов Башкирии призвали учиться

17.08.2019
Временно исполняющий обязанности главы РБ Радий Хабиров «серьезно предупредил» директоров школ и начальников районных и городских муниципалитетов, что ревизоры контрольного управления администрации руководителя республики перед 1 сентября проверят каждое учебное учреждение. По словам г-на Хабирова, проверяющие уже составили график выездов, чтобы убедиться, что каждая школа Башкирии готова к новому учебному году.

Знания - сила

 

- Мы договаривались, что к 1 сентября все пришкольные территории должны быть чистыми, на дорогах нанесена разметка, установлено освещение, - сказал Радий Фаритович на традиционном августовском педсовете, который состоялся в Уфе в минувшую пятницу. - Я вас серьёзно об этом предупреждаю. Пожалуйста, отнеситесь к этому ответственно, это важнейший вопрос.

Глава РБ напомнил башкирским учителям, что «начиная с этого учебного года, школы республики переходят на пятидневную учебную неделю». 

- Это спорный вопрос до сих пор, - посетовал он. - Меня некоторые критикуют, но я твёрдо уверен, что мы на правильном пути. И наши действия объясняют, зачем мы это делаем. Чтобы у ребёнка была возможность, кроме школы, заниматься чем-то ещё – например, спортом, посещать кружки, побыть с родителями, друзьями. В конце концов, поспать два дня вместо одного, что тоже немаловажно, чтобы наши дети были здоровыми и счастливыми.

Радий Фаритович пообещал, что «не смирится с тем, что у нас есть старенькие школы». 

- Вы, наверное, удивитесь, но на конец прошлого года у нас почти в 500 с лишним школах туалеты были на улице, - рассказал он. - При этом у нас совсем не Крым. У нас довольно сложный климатический режим, зимой бывает до –40°C. И мы сильно переживали, когда детишки выбегали на улицу без пальто. Мы приняли простое решение: к 1 сентября у нас не будет школ без тёплых туалетов. Я сказал так: не можете построить тёплый туалет, тогда сносите школу, будем строить новую. Это важный показатель того, что мы с вами должны научиться сперва решать простые, базовые задачи. И уже потом двигаться дальше.

Остановился глава республики и на безопасности школ. 

- Мы вместе с вами должны понимать, главы должны слышать: мы до сих пор все требования антитеррористической, пожарной и прочей безопасности в школах не выполнили, - переживает он. - Это важнейшая задача, и я сегодня ставлю её во главу угла. В следующем году мы планируем выделить больше средств на капремонт, уделить особое внимание территориям школ. Потому что те футбольные поля и спортивные площадки, которые есть в школах, находятся просто в ужасном состоянии.

Глава РБ понимает, что «современный мир в условиях сильного социального расслоения становится всё более агрессивным и конкурентным». 

- И когда ребята выходят в этот мир, мы должны подумать о том, чтобы создать им дополнительные, конкурентные преимущества, - считает он. - Мы подумали ещё о том, что наша задача – чтобы ребёнок выходил из школы не просто напичканный определённой совокупностью знаний, но и здоровым, счастливым, достойным гражданином. Это реальная задача, и она требует особого подхода. 

Временно исполняющий обязанности главы РБ Радий Хабиров призвал башкирских учителей «дать жесточайший отпор новым негативным явлениям, которые могут прийти в наши школы: буллинг (травля, - ред.) и скулшутинг (вооруженное нападение на школьников, ред)». 

 - Любой такой факт надо вытаскивать на яркий свет, и он должен быть предметом отдельного разбирательства, - полагает он. - Наши дети должны пройти школу в нормальных условиях, чтобы никто не отравлял им жизнь. И мы должны понимать, почему такие факты происходят.

 

Ученье - свет

 

Г-н Хабиров уверен, что «качество преподавания иногда зависит не от качества паркета, материала, из которого сделаны стены, и в каком году построена школа». 

- Качество образования, наверное, иногда зависит от возможностей компьютера, от выбора школьной доски, - полагает он. - Но я считаю, что прежде всего оно зависит от учителя. И учителям в этом тоже надо помогать. Есть новые методики, новые формы обучения.

Глава РБ предложил министру образования Айбулату Хажину отправить группу учителей на недельную стажировку в Москву. 

- Представительство нашей республики в Москве стоит пустое, - говорит он. - Почему мы этого не делаем? Собирайте учителей, особенно директоров школ. Именно они вместе с министерством должны быть проводниками всего нового.

Радий Фаритович припомнил эпизод в своей жизни, позволивший ему понять, что пример надо брать с сильных.  

- Когда я был мальчишкой, то занимался борьбой, - поведал он. - И мой тренер поступал так: я был юношей, а он меня ставил бороться с юниорами, стал юниором – начал бороться со взрослыми. Конечно, зачастую я проигрывал. Причём, когда боролся с ровесниками, то выступал вполне успешно. «Зачем мы так делаем?», – спрашивал я его с обидой. А он ответил: «Радий, ты добьёшься успеха только тогда, когда будешь бороться с тем, кто сильнее тебя». Я призываю вас не бороться, а учиться у того, кто сильнее вас. Учитесь у наших соседей – в Татарстане, Самаре есть много интересных практик. Нас готовы принять Москва и Санкт-Петербург. Очень хвалят, правда, не знаю за что, финское образование. Давайте и его посмотрим. Учитесь! Это очень важно.

При этом г-н Хабиров отметил, что «не призывает ломать всё старое». 

- Я приверженец старого классического советского образования, - сказал он. - Но нам нужно, сохранив всё лучшее от него, добавить новые технологии и методики. Мы должны заботиться и о том, чтобы годы, проведённые детьми в школе, были для них лучшим временем. 

Руководитель региона считает, что «для этого, конечно, надо сохранить все самые лучшие школьные традиции, что накопились в системе образования нашей республики». 

- Со многими из вас мы встречались и говорили о том, что наше образование должно быть образованием XXI века, - напомнил он. - Для этого мы придумываем какие-то идеи. Сейчас появилось очень много новых названий школ. А по факту получается, что название яркое, красивое, а содержание – такое же, как везде. Мы хотим, чтобы наши выпускники были конкурентоспособными: могли хорошо говорить на иностранном языке, были физически крепкими, обладали дополнительными навыками, которые есть, например, у выпускников московской школы. И на это нам нужно равняться. 

 

Еда - всему голова

 

Радий Хабиров признался, что у него «нет задачи «выбивать» коммерческие предприятия из сферы школьного питания». Руководитель республики заявил, что его «задача проста: если кто-то хочет заниматься организацией детского питания в школах, он должен это делать качественно».

По его словам, сегодня в Башкирии в сфере обеспечения школьников едой идет настоящая реформа. 

- Мы переходим на единое меню, - проинформировал г-н Хабиров. - Вся республика будет кормить детей по единому меню. Это даст нам возможность выполнять все рекомендации диетологов, все требования по нормативам и, соответственно, обеспечить детей нормальным питанием.

По мнению руководителя республики, «для многих детей обед в школе – это порой единственная возможность получить горячую пищу». 

- К сожалению, не у всех родители ответственные, судьбы бывают разные, - посетовал он. 

Как рассказал Радий Фаритович, сегодня в школах региона детей кормят разные фирмы, выведенные на аутсорсинг, а они не подходят к этому не всегда ответственно. 

- Сейчас по республике очень разная картина, - поведал он. - В одном из районов ко мне подошла женщина и говорит, что у них питание организовано по принципу аутсорсинга, еду возят из другого района, не греют, она не вкусная Уверяю вас, мы этим очень плотно занимаемся. С 1 сентября будет единое меню по республике.

Глава РБ пообещал, что «за школьным питанием будет тотальный контроль». 

- Я уже говорил, что у меня нет задачи «выбивать» коммерческие предприятия из этой сферы деятельности, - объяснил он. - Если кто-то хочет заниматься организацией детского питания в школах, он должен это делать качественно. 

 

Учителя чемпионов 

 

Радий Хабиров объяснил, что из-за увеличения рождаемости в конце двухтысячных республика «в ближайшее время столкнётся с нехваткой учителей».

- Это уже происходит, в том числе в школах Уфы, - констатирует он. - И всем нам, прежде всего министерству образования и социальному блоку правительства, нужно об этом думать. Мы приняли решения, пока выборочные, они касаются сельских учителей, - пояснил он. - Мы даём 100 грантов по 600 тысяч рублей для того, чтобы пополнить сельские школы. Надеемся, что в следующем году нам поможет федеральная программа «Земский учитель».

Также Радий Фаритович признался, что «постоянно думает о том, как сделать жизнь учителей лучше». 

- Я вновь выражаю вам бесконечную благодарность и уважение, - говорит он. - Вы – такая большая армия. Знаете, в каждом регионе есть своя нравственная атмосфера, и я абсолютно убежден, что в нашей республике она зависит от огромной, многотысячной армии наших учителей. Спасибо за то, что формируете философию нашей жизни, создаёте фундамент развития республики и нации.

Радий Хабиров попросил минобразования республики «внести предложения о поощрении учителей, подготовивших стобалльников». По словам руководителя региона, средства на премирование таких педагогов могут быть выделены из бюджета или выдаваться в качестве грантов главы Башкортостана. 

- Особое внимание нам нужно уделить одарённым детям, - полагает Радий Фаритович. - Мне дали цифры – количество стобалльников у нас увеличилось почти в два раза. Хороший показатель. Мы очень счастливы, хотя, понятно, хотим, чтобы их было больше. Нам надо подумать, как этого добиться.

Глава РБ считает, что сумма премии учителям, вырастившим отличников, должны превышать пять тысяч рублей. 

- Мы дадим больше, потому что это штучный товар, - пояснил он. - Стобалльник – это как чемпион мира. Поэтому прошу внести соответствующие предложения о поощрении учителей, подготовивших стобалльников, а также победителей российских и международных олимпиад. Такое решение было бы справедливо и мотивировало наших преподавателей.

 

Дороги, которые выбираем

 

Также руководитель региона считает, что «очень важно помочь выпускнику определиться с выбором своей дальнейшей жизни после школы». 

- То, что мы называем профориентацией, - объяснил он. - Я довольно внимательно слежу за многими программами. Складывается такое ощущение, что мы немного формально подходим к этому, и в результате ломаем очень много судеб на излёте.

Радий Фаритович вновь привел пример из личной жизни. 

- Я всю жизнь хотел стать биологом, - расссказал он. - А после десятого класса абсолютно по субъективным причинам вместе со всеми поехал поступать в Москву. Московский институт инженеров транспорта, факультет технической кибернетики. Сдал документы. Учился я в школе хорошо, но математика – это не моё, поэтому не поступил. Это судьба мне улыбнулась, иначе Россия получила бы не очень грамотного инженера. А так стал неплохим юристом. Но потом ушёл в армию и там, как говорится, «а?ыл ултыр?ы» (набрался ума-разума, - ред.). Но зачем нужно было проходить все эти этапы?

Руководитель республики полагает, что «нужно научить ребёнка понимать, что он собой представляет, к чему лежит его душа». 

- Кто-то после школы абсолютно точно идёт в высшие учебные заведения и получает образование, - поясняет он. - А кому-то благодаря его способностям, трудолюбию, жизненному видению предписано стать хорошим станочником, механизатором, врачом, фельдшером. Профориентационная работа требует особого внимания.

При этом г-н Хабиров уверен, что «нужно прекратить это оханье по поводу того, что наши лучшие ребята уезжают поступать в столичные вузы». 

- Ну и хорошо, пусть уезжают, пусть сами выбирают свой путь. - сказал он. - Это правильно. Есть столичные вузы, которые, очевидно, дают лучшее образование. Вопрос здесь другой – что сделать нам, чтобы наши лучшие выпускники, получившие лучшее российское образование, возвращались сюда. Этот вопрос к управленческой правительственной команде. Это вопрос макроэкономики, развития социальной сферы. Мы этим занимаемся, но это будет не быстро. Сейчас в Москве порядка 1,5-2 тысяч наших ребят: студенты, аспиранты, те, кто отучился. Это цвет нации, реально очень талантливые ребята. Потихоньку они возвращаются, и мы будем работать над этим.

Тем не менее, Радий Фаритович попросил ректоров башкирских вузов «выйти из тени». 

- Нужно быть более агрессивными в борьбе за своих выпускников, за то, чтобы наши вузы стали флагманами высшего образования Российской Федерации, - объяснил он. - Я считаю, что ректорат должен выйти из тени, где он находится то ли из-за излишней скромности, то ли из-за излишней боязни. Сказать, что наши вузы сияют, как яркие звездочки на небосклоне высшего образования, я, извините, не могу. 

Глава РБ напомнил, что правительство Башкирии «сейчас бьется за национальный образовательный центр». 

- Мы находимся в окружении регионов, где есть федеральные, национальные исследовательские, опорные университеты, - говорит он. - А наша республика, так уж сложилось, находится вот в таком положении. Будем переламывать эту ситуацию. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты