Регион

Главный внештатный онколог РБ: «Чем старше человек, тем выше риск появления рака»

07.09.2019 Альбина ИБАТУЛИНА
С июля этого года в Башкирии премируют врачей первичного звена, сумевших обнаружить у своих пациентов рак на ранней стадии. На эти цели в бюджете республики заложено 30 млн рублей, из которых выплачено уже 12 млн. Всего за семь месяцев 2019 года участковые врачи обнаружили злокачественные опухоли у 1650 пациентов. Главный внештатный онколог башкирского Минздрава Рустем Аюпов полагает, что затраты по выплатам отличившимся в ранней диагностике врачам, несопоставимы с деньгами, которые тратит государство на лечение людей с последними стадиями рака.

 

«Чаще всего, люди попадают в онкодиспансер, когда болезнь серьезно прогрессирует»

 

- Если мы сравним затраты, которые идут на лечение больных с третьей и с четвертой стадиями рака, а третья стадия уже подразумевает химиотерапию, то, естественно, они несопоставимы с теми, которые выделила республика на мероприятия по ранней диагностике, - объясняет Рустет Талгатович. - Если бы диспансеризация проходила так, как положено, возможно, не было бы необходимости создавать какие-то дополнительные меры для стимуляции и ранней диагностики. Онкологи – это специалисты, которые знают, как лечить, то есть у них есть инструменты – это и лучевая, и химиотерапия, и хирургические методы лечения. А ранней диагностикой во всем мире занимаются врачи первичного звена, а это, прежде всего, терапевты, может быть, урологи, хирурги, даже фельдшеры на фельдшерско-акушерских пунктах – они тоже как медицинские работники и тоже могут определить опухолевые заболевания. Врач первичного звена, прежде всего, должен обратить внимание на пациента определенного возраста и пола, знать, какие злокачественные заболевания встречаются чаще всего. 

- Рак на ранней стадии протекает без симптомов. На что врач должен обращать внимание? 

- Чем старше пациент, тем с большей вероятностью у него может быть раковая опухоль, причем рак может поразить любой орган, начиная от кожи и заканчивая кишечным трактом. Но для того чтобы диагностировать рак кожи, достаточно просто детально осмотреть пациента и знать, где эти опухоли чаще всего локализуются. Если новообразования локализуются в зонах, где могут легко травмироваться или попасть под солнечные лучи, то врачу нужно направить пациента на консультацию в первичный онкологический кабинет или профильному специалисту. Колоректальный рак чаще всего начинается в возрасте 49-50 лет, этих пациентов, даже при отсутствии жалоб, следует направить на анализ кала на скрытую кровь.

- При этом пациент, наверное, все-таки должен жаловаться на какие-то проблемы?

- Не обязательно. Поэтому скрининговые программы направлены на выявление бессимптомных предраковых заболеваний или уже злокачественных новообразований у пациентов, у которых нет никаких симптомов. 

- В каких случаях врачи получают пять тысяч рублей?

- Система продумана. Дело в том, что диагноз должен быть окончательно подтвержден уже в профильной медицинской организации. Поэтому по результатам обследования данные о подтвердившемся злокачественном новообразовании передаются в поликлинику, где работает врач, который направил пациента к специалистам.

- То есть эти выплаты отсрочены по времени?

- Деньги за них врачи получат, когда установят диагноз, в том числе после операции или после окончательной диагностики. Определены временные показатели, по которым пациент должен получить специализированную помощь. Если врач-терапевт осмотрел больного и направил к врачу первичного онкологического кабинета, в течение пяти дней должно быть сформировано электронное направление. И в течение пяти дней врач-онколог должен его принять. Если онколог все-таки подозревает, что имеет дело с злокачественным образованием, то должен запустить механизм диагностики. То есть около месяца на то, чтобы с момента обращения к первичному специалисту пациент получил лечение. К сожалению, в некоторых случаях это время затягивается, может быть, по независящим от нас причинам. Потому что на сегодняшний день у нас не всегда имеется диагностическое оборудование, не в полной мере укомплектованы медицинские организации, иногда не хватает узких специалистов, например, эндоскопистов. Если по Уфе еще более-менее есть выбор, то в районе иногда бывает всего один эндоскопист, и это проблема.

- Не боитесь остаться без работы, если врачи первичного звена начнут выявлять рак на ранней стадии?

- Онкологи не занимаются выявлением первичных злокачественных образований, они занимаются уже лечением, поэтому мы, наоборот, будем очень рады, если пациенты с начальной стадией рака будут выявляться раньше. Потому что сегодня, чаще всего, люди попадают в онкодиспансер, когда болезнь уже серьезно прогрессирует. Конечно, важно, как можно скорее сократить сроки от момента выявления болезни до лечения. Над этим стоит много работать. Мы пытаемся эту ситуацию контролировать, но, естественно, у нас есть определенный дефицит кадров, дефицит оборудования. Но сказать, что государство, правительство ничего не делает, нельзя. Сейчас запущена большая государственная программа, называется «Борьба с онкологическими заболеваниями». Она федеральная, в том числе есть региональная программа, она утверждается на самом высоком уровне. Выделяются очень хорошие деньги – несколько млрд рублей на то, чтобы закупить, в том числе оборудование, и сделать центр компетенций. В республике будет несколько центров компетенций, куда пациент, если обратится, получит такую же помощь, как, например, и в республиканском онкодиспансере.

 

«Если высокая заболеваемость и высокая смертность, то надо принимать меры»

 

- Люди говорят о том, что рак – это некое наказание человеку или некое испытание…

- Я вообще сам прагматик, скептик и к тому же еще атеист. Хочу сказать, что ответственность за здоровье пациента всегда лежит на самом пациенте. Вы знаете, в некоторых странах пациент должен проходить определенные методы исследования, которые оплачиваются государством, как и у нас диспансеризация. Если он пропустил определенные методы исследования, и у него возникло заболевание, например, он не прошел гастроскопию, и возник рак желудка, то он оплачивает лечение сам. Это один из самых хороших инструментов, когда человек будет следить за своим здоровьем. У нас есть пациентки с высоким уровнем образования, интеллекта, дохода, но приходят к нам с распадающейся опухолью рака молочной железы. То есть пациент должен сам научиться нести ответственность за свое здоровье. 

- Рак молодеет?

- У нас, в основном, пациенты – это люди старше 50-60-70 лет. Какого-то резкого роста, именно взрывного, заболеваемости у молодых мы не наблюдаем. Есть определенные локализации, например, рак кожи – в связи с тем, что люди чаще стали загорать, пользоваться соляриями. Возможно, где-то в других странах рак желудочно-кишечного тракта наблюдается в связи с тем, что стали больше злоупотреблять жирной пищей или нездоровой едой. 

- Можно ли предотвратить заболевание раком? 

- Профилактировать злокачественные образования стопроцентно нельзя. Причин очень много – это могут быть факторы окружающей среды, это может быть то, что человек курит. У тех, кто курит, есть высокий риск заболевания – это все знают. Тем более если учитывать, что сейчас курят вообще с подросткового возраста, это культивируется. И мы, к сожалению, пока не видим снижения заболеваемости рака легкого. У близких родственников курильщика, которые находятся рядом, тоже риск развития рака легкого выше, чем у тех, кто не курит. У пьющих людей тоже. Злоупотребление алкоголем тоже является фактором риска.

- При этом заболевают и совершенно здоровые люди?

- К сожалению, да. Я еще раз хочу сказать, что никто не выходит из этой зоны риска. Поэтому чем старше человек, чем больше живет, тем больше шансы или риски, что у него возникнет злокачественное образование.

- В народе бытует мнение, что рак не лечится, что даже операция не поможет, и все равно болезнь вернется через какое-то время… 

- Основные риски развития рецидива и возврата болезни в первые пять лет. Когда пациент переходит этот пятилетний рубеж, количество или риск рецидива болезни значительно снижается. Сейчас появились новые препараты, новые методы лечения. Конечно, если мы говорим о первой-второй стадиях, во многих случаях это просто операция. Если говорим о третьей-четвертой стадии и особенно о четвертой стадии, то сейчас лечат даже пациентов, которых 20 лет назад фактически просто списывали. Может быть, звучит грубо, но, к сожалению, это было, потому что не было препаратов. Сейчас есть определенные препараты при раке молочной железы, при раке предстательной железы, при других локализациях, когда мы добиваемся у пациента и с четвертой стадией пятилетней выживаемости, когда риск возвращения рака существенно снижается. 

- Что даст населению программа выявления рака на ранних стадиях?

- Чем больше возрастное население в стране, тем выше заболеваемость злокачественными образованиями. Но очень хороший показатель – это смертность, то есть если высокая заболеваемость и низкая смертность, это говорит о доступности и качестве лечения. Если высокая заболеваемость и высокая смертность, то это уже говорит о том, что, к сожалению, надо предпринимать какие-то шаги и меры.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты