Регион

Эксперт: «Частники не берут карту «Алга», потому что вся структура их работы полулегальная»

06.10.2019 Юлия ЛЕЖЕНЬ
В Башкирии, начиная с 1 июля, картами «Алга» успели расплатиться почти 14 миллионов раз. Заместитель генерального директора «Башкирского регистра социальных карт», разработавшего карту «Алга», Олег Романов рассказал, что терминалы для безналичной оплаты - или онлайн-кассы, как этого требует закон, появились у всех перевозчиков, однако не все спешат ими пользоваться.

Поправки в налоговое законодательство, вступившие в силу с 1 июля этого года, обязывают перевозчиков выдавать каждому пассажиру при покупке билета кассовый чек, причем, в любом виде транспорта.

- Но пока не все фиксируют факт оплаты, частники у нас любят наличный расчет и выдачу билетов, - говорит Олег Николаевич. – Наличные деньги никто не учитывает и с них не платят налогов. Такие перевозчики прямо нарушают закон, и мы вместе с башкирским правительством боремся с этим явлением. По имеющимся данным, в черном обороте – миллиарды рублей. Эти деньги не поступают в транспортную систему, и республика не может приобретать новый транспорт. Огромные средства оседают в черных схемах, а как результат – мы видим «убитые» троллейбусы и трамваи, «Башавтотранс» только-только начал оживать, и частные перевозчики, которые ездят совсем на каких-то «инвалидках».  Все это будет меняться, когда будет учтен общий оборот, и налоги начнут поступать должным образом.

- Без помощи правительства ввести транспортную карту не получилось бы?

- Должна появиться некая движущая сила, политическая воля. Транспорт – это последнее пристанище «черных» и «серых» денежных средств, которые не проходят через кассовый оборот. Вспомним, как возмущались торговцы на рынках, когда от них потребовали поставить кассовые аппараты. Потом все успокоилось, и банковской картой можно расплатиться почти везде. В транспортной сфере пока такого нет. Пассажирам нужно требовать в автобусах билеты, независимо от того, чем расплатился за проезд - банковской картой, «Алгой» или наличными.  

- Насколько карта «Алга совершенна и почему на ее работу поступает много жалоб? 

- Ежедневно с помощью карты пассажиры совершают около полутора миллионов поездок. Из 14 миллионов общего числа поездок, жалобы составляют десятки. Наверное, все же это показатель хорошей работы. И жалобы, в основном, касаются работы частных перевозчиков. Пассажиры сообщают, что частники отказываются принимать карту или что ей нельзя расплатиться второй раз. Все это – человеческий фактор, который встречается. У государственного автоперевозчика - ГУП «Башавтотранс» или в муниципальном электротранспорте, таких нареканий нет. Здесь можно расплатиться и наличными, и единой транспортной картой «Алга» и любой банковской картой. С 1 октября программа «Счастливый час» объединила государственные автобусы и муниципальный электротранспорт, и теперь пассажир, один раз заплатив за проезд, может пересесть по одному билету из автобуса в трамвай, и наоборот. 

- Удалось решить эту техническую проблему объединения двух перевозчиков? 

- Когда об этом аспекте говорят, как о решении технической проблемы, я всегда нервничаю. Ведь это политическое решение – правительство и два перевозчика просто договорились между собой о взаимном обмене пассажирами. Технически этот вопрос был решен давно. Больше того, сейчас «Счастливый час» действует и в электричках.

- Есть ли возможность использовать «Счастливый час» на пригородных автобусах?

- Сейчас он действует в пределах города. Но «Башавтотранс» рассматривает возможность использовать проезд в рамках «часа» со скидкой. Это чисто экономический вопрос, потому что проезд за городом дороже. Нулевую поездку там совершать сложно, потому что страдает экономика перевозчика. Тем не менее, варианты решения есть. Я думаю, в ближайшее время мы сможем о нем объявить.

- Начали ли школьники Башкирии пользоваться картой, позволяющей получать скидки при проезде? 

- Бесплатно такую карту получили больше 250 тысяч учащихся школ, остальные получат в ближайшее время. Карту школьника можно использовать как пропуск в школу, пользоваться горячим питанием, а также ученик может ездить на государственном и муниципальном общественном транспорте. А частный бизнес пока не обслуживает карту школьника. Мы запросили тариф, но они тихонечко отмалчиваются, не торопятся включаться.

- Если частникам придется устанавливать школьный тариф, то придется предоставлять скидки…

- Частники скидок не делают и по карте «Алга» - у частных компаний тариф такой же, как при наличном расчете.

- Опять нужна политическая воля?

- Она уже есть. Глава республики Радий Хабиров поставил задачу и определил срок, в который частные перевозчики должны понять, что работают в правовом государстве и должны платить налоги. Все нужно перестроить, но есть и объективные проблемы. Вся структура их работы изначально полулегальная. Есть неустроенные рабочие, невыкупленный предприятием автобусный парк. Поэтому и не вносятся налоги. Если частный перевозчик сделает точно такую же схему налогообложения, как у муниципальных предприятий и «Башавтотранса», то они не смогут ездить ни за 20, ни за 25 рублей и будет вынужден уйти с рынка.

- Как вы оцениваете работу карты-двойника под названием «Алга», которая действует в Ишимбае?

- У меня нет сведений о том, что она до сих пор находится в обороте. Это подделка. Хорошие вещи часто подделывают, и карта «Алга» не стала исключением.

- Будет какая-то специальная карта «Алга» для пенсионеров?

- Могу похвастаться, потому что наш проект социальной карты Башкортостана, которой при проезде пользовались льготники и пенсионеры, был одним из первых в стране. С 19 сентября она выпускается вместе с картой «Алга». Раньше, пополнив социальную карту на 600 рублей, можно было ездить на общественном транспорте без ограничений в течение месяца. Но чтобы не пользоваться социальным проездным билетом, приходилось покупать другую карту. А теперь с помощью одной карты можно совершать все удобные операции. Например, с наступлением зимы пенсионер перестает часто ездить на дачу, поэтому на карте «Алга» начинает пользоваться обычными поездками – в том числе и «Счастливым часов». К тому же, сейчас «Уралсиб» закладывает на социальные карты, на которые пенсионерам направляют пенсию, три бесплатные поездки в месяц.

- Когда на карте «Алга» появится возможность отображения остатка по счету?

- Это снова не вопрос технической недоработки или несовершенства технологии. Это вопрос пополнения проездного, на который ранее нужно было класть деньги в специальных местах, предоставляя саму карту. Раньше счет нужно было физически «записать» на карту, а теперь на карту мы ничего «не пишем». Так задумано изначально. Благодаря этому решению, пользователю не нужно физически подносить карту к терминалу для пополнения. При этом 87 процентов граждан пополняют счет с помощью мобильного приложения.

- Но остаются 13 процентов людей, которым новая система не кажется удобной…

- Они просто привыкли в ранее принятой технологии. Остаток можно узнать, запросив у кондуктора. Он сделает запрос в базу данных и сообщит баланс. Делать это по каждому терминалу и платежу невозможно, система просто рухнет. Опять же, в рамках промышленного решения, будет еще смс-информирование. Можно позвонить по специальному номеру телефона или зайти на сайт карты «Алга».

- Значит, стоит ждать новых технических решений?

- Они всегда возможны. Но чтобы говорить о переходе на онлайн-расчеты, нам как минимум нужно перейти на технологию 5G. Когда скоростные каналы позволят работать в оффлайне, как и в онлайне, тогда подобные новшества станут возможными.

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное

Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе