Регион

Депутат Курултая РБ: «Развивать общественный транспорт - сегодня главная задача»

05.02.2020 Альбина ИБАТУЛИНА
В Башкирии в октябре 2018 года началась реформа общественного транспорта, благодаря которой с улиц уфимских городов исчезли нелегалы, в парке государственного автоперевозчика прибавилось свыше 500 современных автобусов, а в пассажирских машинах появилась возможность безналичной оплаты проезда.

Также теперь в государственном и муниципальном транспорте можно использовать единую транспортную карту «Алга», которая позволяет экономить на поездках, а в течение часа, один раз заплатить за проезд, можно пересаживаться с одного маршрута на другой. 

Однако, как у любой реформы, здесь есть противники, которые считают, что изменения в общественном транспорте идут слишком медленно, а люди не могут уехать с остановок из-за неотсроенного расписания движения пассажирских машин. В сети даже пытались собирать подписи за отставку главы Госкомитета по транспорту РБ Тимура Мухаметьянова. 

Действительно ли транспортная реформа буксует, или имеющиеся проблемы свойственны для масштабных преобразований, мы спросили у члена парламентского комитета по инфраструктурному развитию регионального Госсобрания Рустема Мусабирова. Кстати, г-н Мусабиров еще несколько лет назад был одним из немногих депутатов башкирского парламента, настаивавших на необходимости перемен на башкирском рынке пассажироперевозок. 

- Действительно многое сейчас начало воплощаться, о чем говорилось несколько лет назад, - подтверждает Рустем Дамирович. - О необходимости больших автобусов и безналичной оплаты проезда мы заявляли давно, потому что этого требовал здравый смысл и современные условия. Настаивали мы и на том, чтобы отдать предпочтение государственным предприятиям при развитии транспортной инфраструктуры, потому что речь идет о небезопасных услугах и стратегической отрасли. По сути, все эти мероприятия сейчас реализуются.

- Но все же люди чем-то недовольны…

- Люди всегда недовольны, и они правильно недовольны, потому что многое сделано, но многое еще предстоит много сделать. И где-то такой переходный период не очень хорошо сказывается. Например, когда год назад началось реформирование общественного транспорта, и стали избавляться от нелегалов, число автобусов на улицах действительно уменьшилось, ведь большая часть из них ездила нелегально. Проблема была еще и в том, что в уфимской мэрии даже не знали, по каким конкретно маршрутам ездят частные перевозчики. Многие частники, пользуясь тем, что в мэриях городов и районов не желали с ними связываться, сами открывали себе маршруты, и, не согласовывая их ни с кем, собирали деньги с пассажиров. Все это было направлено на зарабатывание «черных» денег без всяких налогов и отчислений. Поэтому, когда исчезли те, кто работал нелегально, выяснилось, что легальных перевозчиков у нас не так много. А государственное автопредприятие «Башавтотранс», которое за долгие годы частники практически вытеснили с рынка, не могло сразу закрыть все маршруты. 

- И какой объем нелегального рынка стал легальным? 

- Годовой оборот денег на этом рынке очень большой, в частности, в таком городе, как Уфа - это десять млрд рублей в ценах прошлого года. Очень серьезная сумма. И мы понимаем, что люди, которые возили пассажиров без разрешительных документов, просто клали деньги к себе в карман. Здесь, конечно, нужно было наводить порядок, потому что оборот денег гигантский, а в бюджет деньги не поступали. За год сделано очень много, по крайней мере, сломана эта порочная система нелегальных перевозок. Это было непростое решение, для этого нужна воля, причем руководитель республики Радий Хабиров эту волю последовательно реализует. Поэтому я думаю, что только при таком подходе можно довести до конца этот сложный, а где-то, может быть, долгий путь, но его надо пройти до конца.

- Значит, когда есть политическая воля можно «нагнуть» тех, кто не хочет работать по закону? 

- При желании можно навести порядок всегда. Но здесь на самом деле очень сложный вопрос для руководителя. Потому что что такое перевозчики? Это же рабочие места, это семьи, это люди, которые брали кредиты, покупали автобусы, выходили в рейсы, зарабатывали. Но в каких условиях они зарабатывали, на кого работали и как они это делали – это второй вопрос. И я думаю, что как раз наведение порядка, в том числе, поможет трудоустроиться этим людям, потому всем надо кормить семьи. Но в первую очередь в основу должны ставиться все-таки комфортность и безопасность. Мы все помним эти ржавые «ПАЗики», которые ездили по нашим улицам, но это же не очень красиво, это не украшает город и в первую очередь не делает перевозку комфортной. 

- За минувший год многое изменилось?  

Постепенно ситуация с транспортом изменяется и не только в Уфе, но и по всей республике. Сейчас каждый населенный пункт в Башкортостане уже соединен маршрутами «Башавтотранса». Почему «Башавтотранс»? Потому что зачастую эти маршруты невыгодны для перевозчика, а «Башавтотранс», как государственный автоперевозчик, выполняет социальную функцию и идет на это. Потому мы и говорили, что на этом рынке должно работать государственное предприятие - оно не только возит людей по нерентабельным маршрутам в отдаленных уголках республики, но и перевозит льготников, чего частники не делают. Кроме того, только государственный перевозчик, в случае экстренной ситуации сможет мобилизовать сразу большое количество автобусов и вывозить людей, например, из опасной зоны. Частник на это не пойдет, опять же из-за нерентабельности и не будет снимать свои машины с маршрутов. На мой взгляд, в этой стратегической и небезопасной отрасли слишком поспешно были введены рыночные отношения. Все-таки государство должно контролировать более жестко небезопасные сферы. А теперь пройдет еще несколько лет, прежде чем государственное автопредприятие встанет на ноги, полностью обновит свой автопарк и вернет себе ту часть рынка, которая оказалась в свое время занята нелегалами. 

- Сколько времени нужно, чтобы выросли настоящие частные автопредприниматели, которые будут вкладываться в автопарк, соблюдать все правила и требования на этом рынке?

- Тоже не один год. Частным перевозчикам надо понять, что легких «черных» денег здесь уже не будет, что теперь этот рынок контролируется государством и работать на нем будут лишь те, кто готов соответствовать всем стандартам безопасности. Пройдет время, уйдут те, кто гнался за легкими деньгами, а оставшиеся будут обязаны соблюдать все законные нормы. Кстати, перевозка льготников и вообще безналичный расчет – это тоже очень важно. До сих пор не во всех частных автобусах пассажиры могут воспользоваться единой транспортной картой «Алга» - водители ее не принимают. И не всегда потому что скрывают наличные. Есть еще вопросы возврата безналичных денег, которые компании получают не сразу, а через достаточно долгое время. Здесь тоже надо выработать механизмы быстрого возврата денег.

- Обратного пути назад уже не будет?

- Я думаю, что нет. Реформу необходимо было делать давно. Но хорошо, что изменения наступили в 2018 году и я думаю, что и дальше послаблений не будет. Всем хотелось бы, чтобы по нашим улицам ходили современные, комфортабельные автобусы, чтобы они двигались четко по расписанию. Развитая система общественного транспорта решает очень много важных задач. Это и имидж туристической столицы, и решение проблем пробок и парковок в центре города. Если на общественном транспорте будет проще и дешевле добраться одной части города в другую, чем на личной автомашине, то горожане пересядут в автобусы. Как только появляется общественный транспорт, который удовлетворит все запросы горожан, люди откажутся от личных автомобилей. Если мы говорим с точки зрения горожан, нет разницы, на каком транспорте ездить, то есть на частном или на государственном. Главное, чтобы автобус был комфортный и безопасный и двигался по расписанию. И, соответственно, если уменьшится число машин на улицах, это и на экологии скажется. Тем более, что инфраструктура Уфы просто не приспособлена к большому количеству автомобилей и напряженному траффику - развивать общественный транспорт сегодня главная задача.

Другие новости

АвтоКар +
Скидки на погрузчики!
Сегодня
Популярное
Услуги эвакуатора в Уфе и пригороде.
От 1 тысячи рублей.
8-927-086-1921
Популярное

АвтоКар +
дизельные погрузчики в наличии