Летом 2020 года все перевозчики республики перейдут на безналичную оплату проезда
Напомним, до назначения Радия Хабирова на высшую должность в регионе, на дорогах Башкирии царит настоящий хаос. Частные перевозчики, которых крышевал криминал, ездили по улицам, как хотели, открывая собственные, нигде не зарегистрированные маршруты. Пассажиры передвигались на морально и физических изношенных автобусах-развалюхах, которые не соответствовали никаким требованиям безопасности. Впрочем, частники не считали нужным соблюдать любые нормы, действующие в сфере пассажироперевозок. Так как этот рынок высокомаржинальный, а в общественном транспорте Башкирии действовал только наличный расчет, у многих государственных мужей возникал соблазн ничего не менять в этой сфере.
Государственного автоперевозчика - ГУП «Башавтотранс», соблюдающего все правила работы на этом рынке, фактически вытеснили с маршрутов, а потом и вовсе подвели к банкротству. Однако возглавивший Башкортостан Радий Хабиров объявил, что не даст «чиновникам в высоких кабинетах» обанкротить стратегическое автопредприятие и у государственного автоперевозчика началась новая жизнь. За минувший год существенно обновился автопарк предприятия, а когда с рынка убрали нелегалов, «Башавтотранс» не только вернул свои прежние маршруты, но и сумел восстановить автобусное сообщение в самых отдаленных уголках республики, где жители страдали, не имея возможности добраться даже до ближайшего населенного пункта.
По словам председателя Госкомитета РБ по транспорту Тимура Мухаметьянова, «профилактическая работа с организациями, осуществляющими пассажирские перевозки, даёт положительные результаты».
- Нелегальные перевозчики постепенно уходят с рынка, составлено более 50 тысяч материалов об административных правонарушениях, 218 автобусов арестовано, - рассказал Тимур Рафисович на оперативном совещании в региональном правительстве. - Расширяется маршрутная сеть, связывающая отдалённые населённые пункты с райцентрами. С учётом интересов пассажиров корректируются маршруты, появляются новые направления.
Самое главное, чего добились чиновники башкирского Белого дома за минувший год на республиканском рынке пассажироперевозок - внедрение безналичной оплаты за проезд. Теперь водители автобусов принимают у пассажиров к оплате не только банковские карты, но и специально разработанную для республики единую транспортную карту «Алга». С помощью единой транспортной карты жители Башкирии могут экономить на поездках, а также пользоваться системой лояльности к пассажирам «Счастливый час» - заплатив за билет лишь один раз в течение часа бесплатно передвигаться на любых городских государственных маршрутах. Всего за минувший год на рынке пассажироперевозок РБ было проведено 52,6 млн транзакций оплат проезда на общую сумму более 1 млрд рублей, из них 24 процента – по карте «Алга». А это значит, что общественный транспорт республики, наконец, выходит из тени.
- Все больше перевозчиков присоединяются к единой республиканской системе оплаты проезда, - констатирует Тимур Мухаметьянов. - Доля пассажиров, предпочитающих безналичный способ оплаты проезда, растёт. Это не только удобно для людей, но и положительно сказывается на прозрачности оборота денежных средств, налоговых отчислениях перевозчиков в бюджет.
- Эти цифры показывают, что мы идём в верном направлении, постепенно приводим сферу транспорта к современному качеству, - сказал Радий Хабиров. - В республике, имеющей второе место в стране по протяжённости автодорог, должен быть сильный и эффективный государственный перевозчик.
Интересно, что до недавнего времени налоги в этой сфере платил только ГУП «Башавтотранс». Например, в 2018 году государственный автоперевозчик перечислил 600 миллионов рублей в бюджет, а все частные автоперевозчики вместе взятые - всего 11 млн. И этом при том, что тогда «Башавтотранс» занимал лишь 15 процентов рынка.
Однако летом этого года ситуация может кардинально измениться. С 1 июля 2020 в Башкирии, как и по всей стране, начнут действовать отстроченные на год штрафы за отсутствие терминалов безналичной оплаты в салонах автобусов. Согласно российскому «транспортному» закону, упорядочившему правила на рынке пассажироперевозок и вступившего в силу летом прошлого года, все перевозчики обязаны оказывать услуги по безналичной оплате проезда.
- Тех, кто не установит в срок контрольно-кассовые аппараты, с 1 июля мы начнём беспощадно штрафовать, – заявил Радий Хабиров. – Сейчас наша задача – предупредить перевозчиков, что это требование федерального законодательства. Хочется, чтобы они работали нормально, без стресса.
Штраф за неприменение кассовых аппаратов в автобусах составит 30 тысяч рублей при первом выявленном случае и до 1 млн рублей – при повторном.