Флюр Асадуллин: «Заявления о нарушении прав бизнесменов отправляем силовикам пачками»
Фото ВГТРК "Башкортостан"
– Ежедневно я провожу личные приемы в офисе уполномоченного по защите прав предпринимателей, и предприниматели идут ко мне стройными рядами – сплошь проблемы, проблемы, - рассказывает Флюр Мирзагитович. - Когда я шел на этот пост, то ожидал серьезные системные проблемы, но, в основном, все оказывается субъективно. Системные сложности – когда есть хороший закон, но его правоприменение плохое. Тогда нужно менять закон. А в субъективных случаях препоны создает какой-то конкретный руководитель, и менять нужно уже его.
- И много таких случаев?
- Больше половины, соотношение примерно 60 на 40 процентов. Зачастую кто-то ненароком или умышленно создает препятствия для предпринимателей. А в остальных 40 процентах случаев мы наблюдаем неверное правоприменение: избыточные наказания и штрафы для бизнесменов. Но мне необходимо правильно определить корень проблемы: или имеет место действительно коррупция или желание отнять бизнес, или надзорные органы поступают правильно, защищая интересы других граждан.
- Чаще встречаются претензии от правоохранителей или чиновников?
- Больше всего проверок по линии контрольно-надзорных органов, причем внеплановых, потому что плановые строго регламентируются. А чиновники своими действиями или бездействием часто не дают предпринимателям осуществлять свои права. Это касается допуска к приватизации или госимуществу, например.
- Значит районные главы считают, что вправе решать, кому работать на их земле?
- На одном совещании я выступал перед главами и акцентировал внимание на том, что буду бороться за снижение давления на бизнес. Но один из руководителей не выдержал, встал и сказал, что я на самом деле ничего не знаю, и что власти предпринимателей «не душат» и «не давят». Он спросил, неужели я буду и с ними бороться? Так вот я ответил, что буду – если от глав будут исходить сложности. При этом, говоря о давлении, я имел ввиду другое. Душить и давить – это что-то из 90-х прошлого века. И я знаю, как тогда было, я ведь и сам занимался предпринимательством. Сегодня давление выражается иначе. Предположим, человек арендовал киоск, но на конкурсе преимущество отдали другому предпринимателю. Так, на ровном месте, появилось препятствие, которое выражено в незаконных преференциях. Вот это и есть давление, когда предприниматель не получил возможность участвовать в конкурсе. Его на основании законодательства выбросили за борт – и не подкопаешься. То же касается и других вопросов: субсидий, льгот, допуска к земле, приватизации.
- А когда правоохранители возбуждают в отношении бизнесменов уголовные дела, они тоже злоупотребляют правом?
- Если дело возбуждено незаконно или без достаточных оснований – то злоупотребляют. Такие примеры есть. Например, недавний случай. Директор одного завода стройматериалов задержал зарплату, честно пришел в комиссию по трудовым спорам, написал заявление и через месяц погасил долг. Через год, после проведенной проверки, правоохранители возбудили уголовное дело за невыплату зарплаты в течение двух месяцев. Следствие шло два года, мы подключились, и его все же оправдали. Мы начали копать: оказалось, что это стало инструментом давления конкурентов.
- Насколько широки ваши полномочия при взаимодействии с надзорными и правоохранительными органами?
- Законы у нас близки к идеальным: у нас свои структуры и свое поле деятельности. У меня есть право обращаться в контрольно-надзорные органы, прокуратуру, следственный комитет, МВД, чем активно пользуюсь. Мои заявления рассматривают 15 дней, и мы отправляем их пачками. Многие руководители силовых и надзорных ведомств, уже зная о моей практике, сами звонят по той или иной проблеме и спрашивают – чем можно помочь, чтобы работать сообща.
- Вы разработали законопроект о снижении налоговых выплат - такая мера действительно необходима?
- Я предложил снизить налоговую нагрузку на предпринимателей. Я сам работал депутатом два созыва и понимаю, что одна и та же норма может принести как пользу, так и вред. С налогами тоже нужно быть аккуратными, ведь это зарплата работников бюджетной сферы. Но ко мне обратились предприниматели, много организаций. Они предлагают снизить налоги по упрощенной системе налогообложения - это можно сделать на уровне региона. В случае если налоги взимаются с доходов минус расходы - то пусть это будет не 15 процентов, а шесть. Если налоги платятся с оборота, то вместо шести процентов, пусть это будет один процент. Так поступили в Ленинградской области, Якутии, Ульяновской области. Почему мы не можем сделать так же? Мы проанализировали – выпадающие доходы не так велики, а бизнес, получив такую льготу, будет работать веселее и лучше.
- То есть, положительный эффект будет даже выше, чем потери для бюджета?
- Я уверен в этом. С 1 января 2020 года и с 1 января 2021 года закон изменяет режим применения налога на вмененный доход. И некоторые категории бизнеса, например, аптеки или обувщики, ранее имевшие льготу, будут платить примерно в десять раз больше, чем платили в декабре прошлого года. А так мы сможем спасти от разорения мелкие аптеки, розничных продавцов обуви и другой бизнес. Предприниматели смогут прийти в себя и выровнять свою работу.
- Думаете, депутаты вас услышат?
Если депутаты Госсобрания Башкирии не воспримут наше предложение, будем обращаться еще раз, пока не услышат.