Регион

Эксперт: «Все начали заниматься счетами за тепло, когда люди вышли на митинги»

27.04.2020 Альбина ИБАТУЛИНА
На состоявшемся на минувшей неделе расширенном заседании совета по правам человека при главе РБ зампредседателя СПЧ Вадим Беляков рассказал руководителю Башкирии Радию Хабирову о проблеме завышенных платежек за тепло. Увеличенные счета за теплоэнергию получили все жители республики при том, что этой зимой сильных морозов не было. Г-н Хабиров, проводивший заседание, сообщил, что ведет «историю с «БашРТС» в ручном режиме и уже дал поручение разобраться в этой ситуации».

Интересно, что правозащитник в сфере ЖКХ Вадим Беляков заявлял о возможном недовольстве жителей завышенными счетами за тепло осенью прошлого года. А сам он считает, что прогнозировал такую ситуацию два года назад, «когда только начались первые разговоры, что мы будем переходить на новую систему оплаты за отопление». 

- Раньше сумма платежей за тепло всегда была одинаковой, а через год делалась некая корректировка, - говорит Вадим. - Сейчас мы платим фактически за то, что потребили по счетчику. Например, за месяц это сто гигакалорий, вот весь дом за эти сто гигакалорий должен заплатить. Сами начисления регламентируются в основном постановлением правительства № 354, и формулы там очень сложные. А если неверные данные использовать в этих расчетах, то получится то, что получилось. Властям перед переходом на новую систему расчетов необходимо было проверить корректность этих данных: площади жилых и нежилых помещений, объем потребления по счетчику, кто и как передает эти показания, кто и как их может проверять.

- То есть должна была провестись какая-то подготовительная работа?

- Я полагаю, что такой работы не проводилось, либо она проводилась поверхностно. Сделали корректировку, и все обнаружили, что начисления значительно выросли. Причем выросли так, что суммы превысили какие-то допустимые нормальные значения, в том числе психологические - людям выставлялось по 10-15 тысяч за месяц. Специально созданная комиссия и группа, которая проверяет Госкомитет по жилищно-строительному надзору РБ проанализировали доначисления, которые были сделаны по 500 домам. Было выявлено, что из 72 млн, которые были сделаны доначисления, 25 млн необходимо вернуть.

- Когда ставили общедомовые счетчики тепла, говорили, что дом будет экономить на теплоэнергии…

- Так и должно было быть, потому что если у вас стоит счетчик, то вы платите по показаниям. Плата по нормативу в 95 процентах случаев дороже. Поэтому и цель появления приборов учета тепла была в том, чтобы жители экономили. Это в идеале. А по факту получилось, что приборы поставили, а кто за них отвечает, контролирует, и проверяет - непонятно. С одной стороны, по закону - управляющая компания, с другой стороны - «ресурсники» их должны тоже периодически проверять. Как они это делали, мы увидели - не совсем корректно. Жителям до поры до времени было неинтересно, какие показания по счетчику, потому что они платили по две тысячи условные, которые через год как-то корректировались. То есть ситуация всех устраивала, а когда это взорвалось, все стали понимать, что «управляшки» недорабатывают, и «ресурсники» недорабатывают. Жители стали активно интересоваться и теперь понимают, что, оказывается, есть счетчик, его можно увидеть, попробовать проверить показания. Оказывается, у него там могут быть какие-то данные, которые неправильно показывают, и эти данные нужно учитывать. Жители пытаются разобраться и понять, что делать, и кто виноват - ответить на наши любимые российские вопросы.

- И чаще всего жители сталкиваются с тем, что никто не виноват, так получилось?

- К сожалению, да. Потому что по факту вроде какие-то виновные есть, но никакой ответственности они не несут по причине того, что этого, наверное, не требуют наши те же самые контрольные органы. Есть процедуры, которые установлены законом: например, штраф за неправильные начисления в 50 процентов. То есть вам начислили неправильно четыре тысячи, а должны были, условно, три. То есть тысяча — это неправильное начисление, с нее должны были заплатить штраф те, кто начислил: «ресурсники» или управляющая компания. Но этого не происходит, пока жители не потребуют.

- То есть фактически вместо исполнительной власти этим занимаются сами жители? 

- Я не скажу, что органы власти не работают, но они работают не так, как нужно. То есть какой-то результат, безусловно, есть. И вот эти 13 млн – это результат длительной работы. Я видел, как работали как работали специалисты Госкомитета, и видел те объемы данных, которые им пришлось перелопатить. Проблема-то в другом. Это можно было предотвратить, если бы профилактика нормально была устроена в жилищном законодательстве. И не пришлось бы потом эти пожары тушить и гасить все эти последствия. А все начали заниматься этой проблемой, когда люди стали выходить на митинги. 

- А насколько правильно, что жители перешли на прямые договоры с ресурсными организациями?

- То, что сейчас происходит в части начисления по отоплению, прямые договоры не сильно на это повлияли. Повлиял переход на новую систему оплаты и повлияла вот эта корректировка за определенный период. Прямые договоры здесь внесли сумятицу. Советский и Октябрьский районы Уфы, например, перешли на прямые договоры в 2019 году. И корректировку делает каждый исполнитель, который в прошлом году поставлял отопление. То есть условно до мая это делает УЖХ Октябрьского района, а с мая - «БашРТС». То есть на сами начисления это никак бы не повлияло. Вопрос в том, что теперь надо жителям, надзорным органам и правозащитникам проверять правильность этой корректировки от двух поставщиков и данные запрашивать в двух компаниях, а раньше это можно было у одной организации проверить. Это бардак, когда есть счетчик, есть дом и все вроде за ним наблюдают, но никому на самом деле нет дела. 

- Жильцы не инженеры, которые должны знать, как работает счетчик, и не физики-математики, чтобы просчитать количество гигакалорий, которые проходят через дом. Кто на самом деле это должен делать?

- И мне очень сильно не нравится, что жителей заставляют это делать. Нам самим приходится брать талмуды, квитанции, какие-то объемы показаний счетчиков и ходить это все проверять. Хотя есть управляющая компания, которая должна обслуживать тот же счетчик, есть ресурсоснабжающая компания, которая должна проверять, а правильно ли работает счетчик, а передает ли «управляшка» показания ресурсникам в нужный момент и в полном объеме? Все проблемы из-за того, что взаимодействия нет и законодательно оно не прописано. Не прописана в законе и ответственность управляющей компании за неправильно работающие приборы. Нет такой нормы, например, что, если управляющая компания не передала показания счетчика и жители получили лишние начисления, то управляющая компания должна эти деньги вернуть, потому что это ее работа. Поэтому мы ходим по замкнутому кругу: жилинспекция, прокуратура, суды, и сами доказываем, что мы не верблюды. Очень много проблем с ресурсниками связаны с тем, что им действительно не важно, как работают приборы учета. Они это не мониторят, не отслеживают. Если дом, например, потребляет по счетчику сто гигакалорий, а управляющая компания вдруг не передала данные или передала неверно, условно 200, то они так и начислят 200 или начислят норматив, который на 30-40 процентов больше. Конечно, «ресурсникам» это выгодно - поставляя меньший объем ресурса, получать деньги за больший.

- Ресурсоснабжающие организации кто-то контролирует?

- Их, конечно, контролируют, в том числе та же самая жилинспекция, прокуратура. Но они говорят: «Мы за вашим прибором не следим, мы не знаем, что с ним там происходит, потому что это у вас в доме стоит, это ваше общедомовое имущество, идите к своей управляющей компании». А вообще УК ежегодно должны допуск этого прибора делать, то есть проверять техпаспорт, все данные, которые он фиксирует, объем теплоносителя, температуру, температурный график должны отслеживать и смотреть. Но законодательно нигде не зафиксировано, что если управляющая компания не проверила в нужное время приборы учета, а потом, например, были выявлены нарушения, то она обязана вернуть жителю копеечку. Нет такого в законе. 

- Может, стоит выступить с такой законодательной инициативой?

- Очень часто от нас отмахиваются, что вот ходят какие-то общественники, что-то хотят для жителей решить. Это наша российская беда, что пока гром не грянет, никто не перекрестится.

- А тем люди, которые получили завышенные счета, но еще ничего не предпринимали, какие конкретные шаги надо сделать?

- Сначала попробовать в этом разобраться: как это начисляется, как была сделана корректировка. Но опять-таки я не сторонник, чтобы жители это делали, но пока других вариантов нет. Очень рекомендую вникнуть в прибор учета: есть он или нет, есть ли там нарушения, есть ли температурный график, вернее, исполняется ли он при подаче теплоносителя. Есть дома, где товарищество собственников жилья за этим следит, у них особо проблем нет либо они какие-то минимальные. А когда следит управляющая компания, у которой 500 домов… Я был в подвалах, где счетчики стоят, и там в тетрадке запись о проверке датируется 2013 годом! Наверное, кто-то ходил, но ничего не проверял, и люди не спрашивали с этой управляющей компании. Конечно, там будет бардак.

- То есть спасение утопающих дело рук самих утопающих?

- Пока законодательство и государство нам других вариантов не предлагает.

- А как эта система должна работать в идеале?

- В идеале, если мы говорим об управляющих компаниях, если вдруг вам выставляют завышенные счета за тепло, управляющая компания должна сама вникнуть, разобраться и сказать: «Вот здесь какой-то подрядчик недоработал, прибор не подкрутил, здесь «ресурсники» что-то не проверили, не сделали». В идеале должно быть так: мы пришли домой, сидим в тепле, мы за это заплатили деньги, в том числе управляющей компании за то, чтобы она обслуживала наше общедомовое имущество и нормально его содержала. А нормально это значит, что прибор учета должен работать в соответствии с требованиями закона. И в идеале мы не должны никого ни о чем просить.

- Вы думаете, это реально?

- Это реально. Просто надо заставлять это делать, потому что пока у населения нет запроса в управляющие компании, в органы власти, то никто не пошевелится. Потому что все пользуются такой безграмотностью и безынициативностью народа.

- Вы сказали, что, когда пошли завышенные платежки за тепло, вы не спали, не ели, занимались только этой проблемой. Вот для чего это нужно общественнику?

- Потому что у меня есть дети. Я не хочу, чтобы они этим занимались, то есть я хочу, чтобы в идеале мои дети пришли домой и не думали, что папа у нас 30 лет назад ходил в какие-то подвалы, а занимались своей семьей.

Другие новости

АвтоКар +
Скидки на погрузчики!
Сегодня
Популярное
Услуги эвакуатора в Уфе и пригороде.
От 1 тысячи рублей.
8-927-086-1921
Популярное

АвтоКар +
дизельные погрузчики в наличии