Эксперт: «Все начали заниматься счетами за тепло, когда люди вышли на митинги»
Интересно, что правозащитник в сфере ЖКХ Вадим Беляков заявлял о возможном недовольстве жителей завышенными счетами за тепло осенью прошлого года. А сам он считает, что прогнозировал такую ситуацию два года назад, «когда только начались первые разговоры, что мы будем переходить на новую систему оплаты за отопление».
- Раньше сумма платежей за тепло всегда была одинаковой, а через год делалась некая корректировка, - говорит Вадим. - Сейчас мы платим фактически за то, что потребили по счетчику. Например, за месяц это сто гигакалорий, вот весь дом за эти сто гигакалорий должен заплатить. Сами начисления регламентируются в основном постановлением правительства № 354, и формулы там очень сложные. А если неверные данные использовать в этих расчетах, то получится то, что получилось. Властям перед переходом на новую систему расчетов необходимо было проверить корректность этих данных: площади жилых и нежилых помещений, объем потребления по счетчику, кто и как передает эти показания, кто и как их может проверять.
- То есть должна была провестись какая-то подготовительная работа?
- Я полагаю, что такой работы не проводилось, либо она проводилась поверхностно. Сделали корректировку, и все обнаружили, что начисления значительно выросли. Причем выросли так, что суммы превысили какие-то допустимые нормальные значения, в том числе психологические - людям выставлялось по 10-15 тысяч за месяц. Специально созданная комиссия и группа, которая проверяет Госкомитет по жилищно-строительному надзору РБ проанализировали доначисления, которые были сделаны по 500 домам. Было выявлено, что из 72 млн, которые были сделаны доначисления, 25 млн необходимо вернуть.
- Когда ставили общедомовые счетчики тепла, говорили, что дом будет экономить на теплоэнергии…
- Так и должно было быть, потому что если у вас стоит счетчик, то вы платите по показаниям. Плата по нормативу в 95 процентах случаев дороже. Поэтому и цель появления приборов учета тепла была в том, чтобы жители экономили. Это в идеале. А по факту получилось, что приборы поставили, а кто за них отвечает, контролирует, и проверяет - непонятно. С одной стороны, по закону - управляющая компания, с другой стороны - «ресурсники» их должны тоже периодически проверять. Как они это делали, мы увидели - не совсем корректно. Жителям до поры до времени было неинтересно, какие показания по счетчику, потому что они платили по две тысячи условные, которые через год как-то корректировались. То есть ситуация всех устраивала, а когда это взорвалось, все стали понимать, что «управляшки» недорабатывают, и «ресурсники» недорабатывают. Жители стали активно интересоваться и теперь понимают, что, оказывается, есть счетчик, его можно увидеть, попробовать проверить показания. Оказывается, у него там могут быть какие-то данные, которые неправильно показывают, и эти данные нужно учитывать. Жители пытаются разобраться и понять, что делать, и кто виноват - ответить на наши любимые российские вопросы.
- И чаще всего жители сталкиваются с тем, что никто не виноват, так получилось?
- К сожалению, да. Потому что по факту вроде какие-то виновные есть, но никакой ответственности они не несут по причине того, что этого, наверное, не требуют наши те же самые контрольные органы. Есть процедуры, которые установлены законом: например, штраф за неправильные начисления в 50 процентов. То есть вам начислили неправильно четыре тысячи, а должны были, условно, три. То есть тысяча — это неправильное начисление, с нее должны были заплатить штраф те, кто начислил: «ресурсники» или управляющая компания. Но этого не происходит, пока жители не потребуют.
- То есть фактически вместо исполнительной власти этим занимаются сами жители?
- Я не скажу, что органы власти не работают, но они работают не так, как нужно. То есть какой-то результат, безусловно, есть. И вот эти 13 млн – это результат длительной работы. Я видел, как работали как работали специалисты Госкомитета, и видел те объемы данных, которые им пришлось перелопатить. Проблема-то в другом. Это можно было предотвратить, если бы профилактика нормально была устроена в жилищном законодательстве. И не пришлось бы потом эти пожары тушить и гасить все эти последствия. А все начали заниматься этой проблемой, когда люди стали выходить на митинги.
- А насколько правильно, что жители перешли на прямые договоры с ресурсными организациями?
- То, что сейчас происходит в части начисления по отоплению, прямые договоры не сильно на это повлияли. Повлиял переход на новую систему оплаты и повлияла вот эта корректировка за определенный период. Прямые договоры здесь внесли сумятицу. Советский и Октябрьский районы Уфы, например, перешли на прямые договоры в 2019 году. И корректировку делает каждый исполнитель, который в прошлом году поставлял отопление. То есть условно до мая это делает УЖХ Октябрьского района, а с мая - «БашРТС». То есть на сами начисления это никак бы не повлияло. Вопрос в том, что теперь надо жителям, надзорным органам и правозащитникам проверять правильность этой корректировки от двух поставщиков и данные запрашивать в двух компаниях, а раньше это можно было у одной организации проверить. Это бардак, когда есть счетчик, есть дом и все вроде за ним наблюдают, но никому на самом деле нет дела.
- Жильцы не инженеры, которые должны знать, как работает счетчик, и не физики-математики, чтобы просчитать количество гигакалорий, которые проходят через дом. Кто на самом деле это должен делать?
- И мне очень сильно не нравится, что жителей заставляют это делать. Нам самим приходится брать талмуды, квитанции, какие-то объемы показаний счетчиков и ходить это все проверять. Хотя есть управляющая компания, которая должна обслуживать тот же счетчик, есть ресурсоснабжающая компания, которая должна проверять, а правильно ли работает счетчик, а передает ли «управляшка» показания ресурсникам в нужный момент и в полном объеме? Все проблемы из-за того, что взаимодействия нет и законодательно оно не прописано. Не прописана в законе и ответственность управляющей компании за неправильно работающие приборы. Нет такой нормы, например, что, если управляющая компания не передала показания счетчика и жители получили лишние начисления, то управляющая компания должна эти деньги вернуть, потому что это ее работа. Поэтому мы ходим по замкнутому кругу: жилинспекция, прокуратура, суды, и сами доказываем, что мы не верблюды. Очень много проблем с ресурсниками связаны с тем, что им действительно не важно, как работают приборы учета. Они это не мониторят, не отслеживают. Если дом, например, потребляет по счетчику сто гигакалорий, а управляющая компания вдруг не передала данные или передала неверно, условно 200, то они так и начислят 200 или начислят норматив, который на 30-40 процентов больше. Конечно, «ресурсникам» это выгодно - поставляя меньший объем ресурса, получать деньги за больший.
- Ресурсоснабжающие организации кто-то контролирует?
- Их, конечно, контролируют, в том числе та же самая жилинспекция, прокуратура. Но они говорят: «Мы за вашим прибором не следим, мы не знаем, что с ним там происходит, потому что это у вас в доме стоит, это ваше общедомовое имущество, идите к своей управляющей компании». А вообще УК ежегодно должны допуск этого прибора делать, то есть проверять техпаспорт, все данные, которые он фиксирует, объем теплоносителя, температуру, температурный график должны отслеживать и смотреть. Но законодательно нигде не зафиксировано, что если управляющая компания не проверила в нужное время приборы учета, а потом, например, были выявлены нарушения, то она обязана вернуть жителю копеечку. Нет такого в законе.
- Может, стоит выступить с такой законодательной инициативой?
- Очень часто от нас отмахиваются, что вот ходят какие-то общественники, что-то хотят для жителей решить. Это наша российская беда, что пока гром не грянет, никто не перекрестится.
- А тем люди, которые получили завышенные счета, но еще ничего не предпринимали, какие конкретные шаги надо сделать?
- Сначала попробовать в этом разобраться: как это начисляется, как была сделана корректировка. Но опять-таки я не сторонник, чтобы жители это делали, но пока других вариантов нет. Очень рекомендую вникнуть в прибор учета: есть он или нет, есть ли там нарушения, есть ли температурный график, вернее, исполняется ли он при подаче теплоносителя. Есть дома, где товарищество собственников жилья за этим следит, у них особо проблем нет либо они какие-то минимальные. А когда следит управляющая компания, у которой 500 домов… Я был в подвалах, где счетчики стоят, и там в тетрадке запись о проверке датируется 2013 годом! Наверное, кто-то ходил, но ничего не проверял, и люди не спрашивали с этой управляющей компании. Конечно, там будет бардак.
- То есть спасение утопающих дело рук самих утопающих?
- Пока законодательство и государство нам других вариантов не предлагает.
- А как эта система должна работать в идеале?
- В идеале, если мы говорим об управляющих компаниях, если вдруг вам выставляют завышенные счета за тепло, управляющая компания должна сама вникнуть, разобраться и сказать: «Вот здесь какой-то подрядчик недоработал, прибор не подкрутил, здесь «ресурсники» что-то не проверили, не сделали». В идеале должно быть так: мы пришли домой, сидим в тепле, мы за это заплатили деньги, в том числе управляющей компании за то, чтобы она обслуживала наше общедомовое имущество и нормально его содержала. А нормально это значит, что прибор учета должен работать в соответствии с требованиями закона. И в идеале мы не должны никого ни о чем просить.
- Вы думаете, это реально?
- Это реально. Просто надо заставлять это делать, потому что пока у населения нет запроса в управляющие компании, в органы власти, то никто не пошевелится. Потому что все пользуются такой безграмотностью и безынициативностью народа.
- Вы сказали, что, когда пошли завышенные платежки за тепло, вы не спали, не ели, занимались только этой проблемой. Вот для чего это нужно общественнику?
- Потому что у меня есть дети. Я не хочу, чтобы они этим занимались, то есть я хочу, чтобы в идеале мои дети пришли домой и не думали, что папа у нас 30 лет назад ходил в какие-то подвалы, а занимались своей семьей.