Регион

Эксперт: «Бойцы называли себя шаймуратовцами, даже когда генерал погиб»

10.05.2020 Юлия ЛЕЖЕНЬ
Военный историк Рамиль Рахимов считает, что передача в Национальный музей РБ золотой звезды Героя России Минигали Шаймуратова - событие мирового значения. Посмертное награждение прославленного в Башкирии генерала, Рамиль Насибуллович называет «исключительным». Напомним, указ о присвоении легендарному комдиву Минигали Шаймуратову звания Героя России за подвиги в Великой Отечественной войне, глава государства Владимир Путин подписал 30 марта 2020 года.

- Это исключительное явление, потому что ранее решили не производить новых награждений в честь Великой Победы, тем более такого высокого уровня как Герой России, - объясняет г-н Рахимов. – Но это решение президента страны. Конечно, сотрудники российского министерства обороны подготовили необходимые документы, ученые тоже провели большую работу – просто так ведь подобные решения не принимаются.

- Почему генерала не наградили раньше?

- Сначала он считался пропавшим без вести, затем считали, что нет оснований – подвиг не был описан. Но глава республики Радий Хабиров поднял этот вопрос, донес до нужных инстанций значимость событий февраля 1943 года, когда генерал погиб во время боев за Донбасс. Командир башкирской кавалерийской дивизии принял мученическую смерть в районе украинской станции Дебальцево, когда его полк выходил из рейда по тылам противника. Тяжелораненый генерал, по словам очевидцев, принял мученическую смерть: ему отрубили руку, штыками выкололи глаза, на спине и груди вырезали звезды, на плечах – погоны, а затем вонзили в грудь несколько сабельных клинков. Конечно, основания для присвоения такого высокого звания были, и министерство обороны РФ посчитало, что подвиг достоин награждения. Справедливость восторжествовала, потому что об этом говорили еще с 1948 года. 

- Почему это событие мирового масштаба? 

- Потому что суть даже не в самом юбилее, а в том, что война – стала проблемой в отношениях нашей страны и Запада. Это некая претензия на историческую память. В Европе сейчас царит сложное восприятие войны, ведь Европа во многом повинна в формировании доктрины нацизма – ее ведь не у нас придумали. В армии нацисткой Германии воевали представители почти всех европейских народов. Отсюда - попытки переиначить подвиг российского народа, показать его незначимым. А присвоение звания Героя России – это важное явление в плане исторических диалогов и дискуссий, а для нашей страны – это память о геройских подвигах.

- Вы входили в группу ученых, которые собирали документы о подвиге шаймуратовцев. В процессе работы были ли какие-то удивительные открытия?

-  Для нас было главным вычленить действия Шаймуратова – какой подвиг он совершил. Еще необходимо было выявить элементы военного искусства, которое он проявил -  с конца 1942 года Минигали Мингазович считался заместителем командующего корпусом. Мы знаем, что практически все 30-е года прошлого века он находился в разведпоездках в Китае и за это получил орден Красного Знамени. Это был человек высокой штабной культуры – окончил академию имени Фрунзе, занимал высокие должности, получил боевой опыт в битве за Москву, за что был награжден орденом Боевого Знамени. Подобные награды просто так не даются. Он смог реализовать свои таланты военачальника в ходе рейда в феврале 1943 года, когда смог организовать спасение боевого знамени и разработал специальный маршрут. Кстати, он мог по этому маршруту уйти и остаться в живых. Никто бы его не упрекнул, ведь он спасал знамя, но он остался со своими бойцами. Во-вторых, он организовал выход остальных дивизий корпуса, а сам пошел в атаку в центре, показал пример и шел впереди. Минигали Шаймуратов проявил личный героизм, отвагу и мышление военачальника. Мы искали факты в действиях дивизии и корпусов, которыми управлял Шаймуратов, собирали всю информацию.

- А правда, что он поднимал конников в атаку со словами «Потомки Салавата отступать не умеют»?

- Судя по тем воспоминаниям, которые мы застали от ветеранов дивизии, он действительно так говорил. Думаю, мы можем доверять тем людям, которые его видели. Понятно, что у него были свои подходы к душе солдата.

- Почему народ так любит Шаймуратова, слагает песни и почитает, ведь в Башкирии были и другие герои?

- Конечно, все герои исключительные, все подвиги важны, и память о них должна быть вечной. Мы ни в коем случае не умаляем подвигов других героев. Все, кто пошел на войну, - герои. Они не думали о себе, а думали о защите родины, поступили как считали нужным. Но в послевоенное время генерал Шаймуратов стал для республики олицетворением героизма. Он ведь не простой человек, с другой орбиты. Он прибыл уже орденоносцем, с опытом боевых действий. Наверняка, люди считали его строгим, ожидали, что он будет требовательным. Но душой он оказался солдатом, нашел с бойцами общий язык, не противопоставлял себя им, а очень заботился. Есть много фотографий, где Минигали Маназович учит солдат стрелять из винтовки и обращаться с лошадьми. Это был заботливый человек. Солдаты ожидали увидеть строгого командира, а он оказался еще и душевно вместе с ними. Бойцы называли себя шаймуратовцами даже, когда он погиб. Таких командиров было не очень много, и память о нем осталась надолго. А еще – память о том, что он пошел в атаку вместе с солдатами и погиб, но не был награжден. Слава богу, живы несколько человек, которые служили в этой дивизии.

- А каков он был сам по себе, как человек?

- Необычный. Мы изучали его биографию, смотрели фотографии. Он был по тем временам модником, изящно одевался. Любил физкультуру – катался на лыжах, на коньках, уверенно держался в седле. Красивый, подтянутый, спортивный, элегантный, он являлся душой компании и имел успех у начальства и подчиненных. И бойцы называют его душой дивизии. Шаймуратов проделал внутри себя огромную работу – из простого сельского мальчика превратился в большого командира. если бы он тогда не погиб, то мы бы говорили о маршале – наверняка, он дослужился бы до этого звания.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты