Регион

Эксперт: «Мы присутствуем при формировании нового экономического уклада»

05.06.2020 Альбина ИБАТУЛИНА
Ректор института развития образования Башкирии Азат Янгиров рассказал, что весь мир, а вслед за ним и Россия, столкнулись с «коронакризисом», который по масштабам может быть сравним с великой депрессией, которую в 30 годы прошлого века пережили США, и с громадным кризисом в 1991-92 годах, который развалил Советский Союз, переродив его в Российскую Федерацию.

- Этот кризис отличается тем, что он очень глубокий и масштабы его просто потрясают, - объясняет Азат Вазирович. - Мы наблюдаем колоссальный обвал спроса, и он формируется практически по всем направлениям. В первую очередь, конечно, спрос обвалился по так называемым отраслям с высоким социальным взаимодействием. То есть это отрасли, где характерна высокая посещаемость людей. Это туризм, индустрия развлечений, индустрия досуга и даже торговля. Отрасли разделились, по сути, на две большие группы: отрасли высокого социального взаимодействия и отрасли, которые могут работать дистанционно, то есть удаленно от потребителя. И обнаружилось, что те отрасли, которые могут работать удаленно, показывают более высокую конкурентоспособность. Наверное, теперь мир, и Россия в том числе, уже не сможет существовать без онлайн-пространства. То есть онлайн-технология, онлайн-торговля и все экономические операции, которые будут производиться онлайн, так или иначе займут в дальнейшем существенно больше места в жизни, чем занимали до сих пор. Это для нас в определенном смысле и ломка, и кризис. Но ведь кризис - это всегда возможность для дальнейшего развития, возможность для рывка. Теперь мы сможем все-таки более эффективно использовать цифровые технологии и интернет-технологии. И таким образом поменяется и мир, и Российская Федерация, и республика Башкортостан. 

- Какие особенности этого кризиса для экономики? 

- Нам придется считаться с тем, что нефтегазодобывающий сектор так или иначе будет серьезно уязвим, хотя раньше мы рассчитывали на период 30-50 лет, что нефтегазовый сектор будет ведущим. Сейчас, наверное, этот период значительно сокращается, и на первое место, как никогда, уже будут выходить IT-технологии, интернет-технологии. Я думаю, что здесь как раз будет определенное поле, толчок для развития высокотехнологичных отраслей. Также хочется отметить, что нам всем придется значительно повысить свою квалификацию. До сих пор значительная часть населения не знала, что такое дистанционная технология, не знала, что такое дистанционное образование, дистанционное здравоохранение, а сейчас уже так или иначе все поставлены перед фактом. И я думаю, что это тоже в определенном смысле плюс, то есть эти технологии так или иначе будут в значительной степени расширены. Все-таки определенные плюсы от этого мы тоже испытаем.

- Получается, мы присутствуем при историческом событии?

- Безусловно. Вообще есть теория эволюции и теория революции. И мы знаем, что на какой-то длительный период эволюции, то есть медленного развития, приходится так называемая революция. Это же относится, например, к революции 1917 года: был определенный период эволюции, и случилась большевистская революция. И сегодня мы тоже находимся в период такой действительно революции, когда идет просто ломка: ломаются рынки, экономические отношения, связи, разрываются цепи поставок. И в этом отношении на основе старого экономического уклада формируется абсолютно новый экономический уклад. Я думаю, он будет более высокотехнологичным, более цифровым, более эффективным. Так или иначе мы просто будем вынуждены адаптироваться под сложившиеся революционные, как мы теперь говорим, реалии.

- Как изменятся отношения общества и власти, развернется ли она лицом к народу?

- Это будет происходить. Я думаю, что другого варианта быть не может. Опять-таки это тоже следствие развития интернет-технологий. Так или иначе произойдет сближение власти и населения, будет более тесное взаимодействие. Но я хочу отметить, что эта концепция в Башкирии реализовывалась задолго до этого кризиса и до этой пандемии. Это система «Инцидент-менеджмент», это реакция на все обращения, это более пристальное внимание к запросам населения. В условиях цифровой экономики власть так или иначе должна будет более пристально работать с населением и более оперативно реагировать на все его запросы. На примере образования я вижу, насколько власть сейчас близка к системе образования. Думаю, такое же внимание практически ко всем отраслям и видам экономической деятельности. 

- Что скажете о дистанционном обучении, сколько плюсов и минусов в таком образовании, станет ли оно приоритетным?

- Как известно, у образования есть две важнейшие функции. Первая функция – это обучение, а вторая функция – воспитание. На мой взгляд, конечно же, нельзя говорить о том, что образование всегда будет дистанционным. Все-таки будем считать, что сейчас это некая такая временная функция. На мой взгляд, дистанционное обучение, дистанционное образование направлено просто на передачу знаний, то есть элемент воспитания там значительно свернут, потому что нет контакта, нет тесного общения. Еще хочется отметить, что при образовании очень важную составляющую играет передача опыта. А передача опыта дистанционно происходить не может. Передача опыта должна происходить «фейс ту фейс», при личном контакте. Все-таки люди существа социальные, и нам нужно личное общение. Одним лишь дистанционным обучением все потребности нам, конечно, не обеспечить. Только с помощью интернет-технологий не вырастить высококлассных специалистов, образованных, интеллигентных и воспитанных людей. Поэтому, конечно, дистанционное обучение значительно увеличит свой удельный вес, это однозначно. Но в то же время личное общение, личный контакт и так называемое очное обучение, на наш взгляд, все-таки должно будет остаться, потому что есть ряд аспектов, которые безальтернативны очному обучению.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты