Регион

Эксперт: «У властей не было методичек по преодолению пандемии»

18.07.2020 Юлия ЛЕЖЕНЬ
Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга института экономики, финансов и бизнеса БашГУ Ильмир Нусратуллин считает, что коронавирус «теперь стал нашей повседневностью». По словам г-на Нусратуллина, «пандемия очень существенно повлияла на экономику мира и нашей страны» и это тоже данность с которой пришлось столкнуться властям.

- Во всем мире уже восемь миллионов заболевших и 430 тысяч погибших, - рассказывает Ильмир Вилович. - Еще два-три месяца назад некоторые люди говорили, что это обычный сезонный грипп, но оказались не правы. При этом вирус – уже наша повседневность, он никуда не уйдет. Хорошо, если разработают вакцину и через два-три года вирус станет контролируемым. Другой момент – был этот вирус предсказан или нет. Да, был. В научной практике с 2000-х годов случалось несколько пандемий, и вирусологи не сомневались в появлении новой инфекции. Вопрос заключался в том, когда она случится. Даже ученые-экономисты года три-четыре назад проводили исследования на тему появления на планете суперболезни. И, читая эти исследования, мы видим практически сегодняшнюю ситуацию. Пандемия очень существенно повлияла на экономику мира и нашей страны, и сравнивать нынешний кризис можно с ситуацией 2014-15 годов. Но тогда политический кризис перерос в экономический.

- Теперь катализатором стал коронавирус?

- Да, тем более, что проблема коснулась не только нашей страны, но и всего мира. Некоторые компании не выдерживают и уходят с рынка, нарушаются цепочки поставок, предприятиям приходится быстро находить новых контрагентов, люди теряют работу, нагрузка ложится на экономику. Первые цифры показывают, что ВВП России уже упал на десять процентов. К концу года, возможно, показатели вырастут, но ситуация серьезная.

- Но некоторые отрасли, напротив, получили мощный толчок…

- Сейчас настала эпоха возможностей для направлений, связанных с IT, с дистанционным обучением или предоставлением услуг. А те компании, которые работали неэффективно или не слишком хорошо взаимодействовали с клиентами, постепенно ушли с рынка. Клиенты их не ждали, поэтому у компаний пропал источник дохода.

- А какие возможности даст кризис для башкирских производителей?

- Эту тему можно рассматривать под разными плоскостями. На крупный и средний бизнес он большого влияния не оказал – удар пришелся на малые предприятия и компании. У больших игроков есть свой мощный ресурс, и им легче обратиться за государственной поддержкой. Говоря, например, о сельхозпроизводителях, то экспортная работа – под вопросом. Если рассматривать внутренние рынки, то в рамках процесса импортозамещения есть хорошие шансы, потому что иностранные производители также понесли убытки.

- Как должны действовать власти по предотвращению последствий кризиса?

- Сегодняшнее положение нестандартное. У власти не было методичек по проблеме преодоления пандемии, поэтому все проводили методом проб и ошибок. Во главу угла правительства России и Башкирии поставили здоровье людей, поэтому на некоторые последствия для экономики зачастую закрывали глаза. В то же время, в сравнении с другими регионами, Башкортостан начал раньше выходить из изоляции, раскрывать экономику. Тем не менее, многие компании не смогли восстановиться. Два месяца простоя особенно сильно ударили именно по мелкому бизнесу, где всего несколько работников.

- Бизнесменам предоставили возможность не платить некоторые налоги, но не аукнется ли это дефицитом бюджета?

- Здесь две плоскости: доходная и расходная часть бюджета. Сейчас в бюджете республики уже есть дефицит – около 20 миллиардов рублей, или 10 процентов, их находят из внебюджетных источников. Сейчас будут расти расходы на медицину и будет выпадать доходная часть. Налоговые преференции и падение доходов предпринимателей скажутся на бюджете Башкирии. Это большая задача для нашего правительства. Скорее всего, власти запросят федеральные ресурсы в рамках федеральных программ. Несколько дней назад из федеральной казны направили 30 млрд рублей на поддержку национальных проектов. Отмечу, что федеральный бюджет имел «заначку» и теперь активно тратит ее, а у республики ее не было. Так что, конечно, нужно иметь какую-то финансовую подушку безопасности, вопрос в том – как ее сформировать. Тем более в нынешних условиях.

- Появление особой экономической зоны в Ишимбайском и Стерлитамакском районах поможет региону преодолеть кризис?

- Именно текущий кризис, скорее всего, нет. Чтобы получить эффект от особой экономической зоны, понадобится время. Ведь резиденты в течение нескольких лет они будут стартовать, развиваться. Сейчас там будут появляться предприятия, создавать новые рабочие места. В будущем, в течение пяти или десяти лет, для этих инвесторов завершится период налоговых преференций, и они начнут выплачивать налоги и пополнять республиканский бюджет.

- Что посоветуете простым потребителям?

- Кризис показал, что в плюсе окажутся те, кто владеет цифровыми коммуникациями. Переход на «дистанционку» одним дался легко, а другим - с большими трудностями. Я бы рекомендовал поднимать свои цифровые компетенции. Также нам надо быть гибкими в плане работы, искать возможности для дополнительного заработка. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты