Регион

Азат Бадранов: «Народ отстоял Куштау, а Хабиров вернул государству предприятие»

29.08.2020
Над акционерами содового производства и башкирскими чиновниками, давшими разрешение на размытие государственной доли предприятия, сгущаются тучи. Теперь предложение, которое сделал глава РБ Радий Хабиров по выкупу акций, больше не актуально. Содовые активы могут отойти республике, как незаконно отчужденные. Генпрокуратура РФ уже направила в Арбитражный суд Башкирии иск к собственникам компании «об истребовании имущества», а в следственном комитете и ФСБ уже готовятся к возбуждению уголовного дела против всех участников незаконной сделки.

Вице-премьер РБ Азат Бадранов уверен, что все эти события укладываются в народную поговорку «не было бы счастья, да несчастье помогло». 

- Президент страны определил контуры: госсобственность должна быть возвращена, гора Куштау будет жить, а деньги большого прибыльного предприятия должны работать на интересы региона, - говорит Азат Шамильевич.

- Общественность гадает: когда Хабиров сделал заявление о приостановке разработки Куштау и передал документы на присвоение охранного статуса горе, он действовал самостоятельно? 

- Самостоятельно. На кон действительно было поставлено все. Во-первых, ситуация развивалась практически на протяжении десяти лет. Сначала у республики и общества требовали отдать гору Торатау, но в 2018 году Радий Фаритович заявил, что Торатау он не отдаст. Тогда у «БСК» уже были документы на геологоразведку Куштау, выданные еще в 2017 году. Куштау не обладала охранным статусом, как два других шихана - Юрактау и Торатау. Поэтому правительственная комиссия приняла решение отдать в разработку Куштау. Причем акционеры компании сначала отказывались от Куштау - из-за леса, горнолыжки, близлежащий населенных пунктов – перенос и судебные тяжбы с местными жителями – дело затратное. В 2018 году в результате тяжелых переговоров власти приняли решение создать геопарк Торатату и включить его в список наследия ЮНЕСКО. На тот момент Куштау виделся главе региона единственно возможным выходом. Сейчас в сети пишут «вот, посмотрим, кто налету переобувается». Но Хабиров не переобувался. Оказавшись перед протестующими на горе, глава региона признал, что принял решение отдать Куштау в разработку в качестве сложного компромисса, чтобы спасти предприятие. Знаете, в этой истории было много искренних человеческих поступков - публично признать свою ошибку и выразить готовность пересмотреть собственное решение дорогого стоит. Но он это сделал, потому что увидел ожесточенные стычки защитников с разработчиками горы. Это были настоящие баталии, готовилось большое наступление спецподразделений до 700 человек.

- То есть действительно могло случиться кровопролитие?

- Вероятно. Было вероятно применение спецсредств, и мы могли не избежать человеческих жертв. Поэтому Радий Фаритович принял решение остановить всю эту историю, вмешаться и развести «БСК» и защитников. Когда он вернулся, то сказал, что увидел большое количество искренних людей и понял, что защитники Куштау - это большое движение. Он их назвал романтиками – это обычные граждане, которые оказались небезразличны к судьбе горы. 

- А потом начались переговоры?

- Да, во многом кулуарные. Акционеры настаивали на разработке Куштау, планировали снова занимать лагерь. Тогда власти заявили, что раз собственники не готовы задумываться о смене источника сырья, думать о глубокой модернизации производства, то этим займется республика. К слову, какая-то модернизация на заводе производилась, но она все же недостаточна. 

- А позже Радий Хабиров заявил о готовности выкупе акций компании…

- Да, он это сделал на форуме в Сибае, фактически в формате публичной оферты. Он заявил о готовности выкупить 13 процентов акций, чтобы получить контрольный пакет. Власти выразили готовность самостоятельно найти выход из ситуации – определить источники сырья, провести модернизацию. Но никакой реакции от собственников не последовало. Далее события начали развиваться очень быстро: начали поднимать все документы. Оказалось, что там все шито белыми нитками, нарушения достаточно серьезные. Очевиден ущерб республике, государству. На встрече с защитниками горы Радий Хабиров заявил, что передает документы на придание ей охранного статуса.

- То есть он переиграл защитников горы…

- Не переиграл, а встал на их сторону, потому что действительно посчитал, что это единственный выход - дать Куштау охранный статус и навсегда закрыть это противостояние. 

- Активисты тогда устроили некую эскападу, наверное, опасались власти и того, что Хабиров, как опытный игрок, их «заболтает»…

- Мне сложно судить, почему они себя так повели. Ребята уже накануне знали, какие решения мы озвучим. Мы были постоянно на связи: и лично встречались, и переписывались. Активисты знали, что координационный совет будет работать только две недели, и потом горе в любом случае будет присвоен охранный статус. Они знали самое главное – республика начинает большой тяжелый процесс по возвращению госсобственности. Честно признаюсь, мы видели в них интересных ребят, выдвинутых обществом на волне народного возмущения и любви к Куштау. Зная, что наши позиции совпадают и мы хотим вернуть госсобственность, этот шаг мы предложили сделать им.

- То есть они не поверили власти или преследовали какие-то другие интересы?

- Возможно. Я считаю, что точка в истории Куштау уже поставлена. После заявления Владимира Владимировича Путина история закрыта для всех. Сейчас начнутся процедурные процессы по приданию горе охранного статуса и большие процессы по возврату госсобственности. Но видимо были и другие интересы - такой общественный процесс не может не привлекать людей, которые стремятся заработать политические дивиденды. Но в любом случае, Радий Хабиров осознал ситуацию и встал на сторону защитников. 

- Возможно, теперь начнется подковерная борьба?

- Если бы мы не знали позиции президента страны, элитных конфликтов могло быть много. Но сегодня понятно, что Владимир Путин с народом, с республикой с Радием Хабировым. Он сказал практически те же вещи, что озвучил ранее глава республики. 

- События на Куштау повлекли за собой приятные изменения для Башкирии…

- Все произошедшее нам еще предстоит осмыслить, но не было бы счастья, да несчастье помогло. Без жесткого, тяжелого столкновения, переживаний вряд ли бы вопрос был пересмотрен. Ни одна социология так не достучится в сердца политиков республиканских и федеральных, как те видеокадры, которые мы все наблюдали. Здесь можно одно сказать: народ отстоял гору, а Хабиров вернул государству предприятие.

- Вы думаете, республике удастся вернуть контрольный пакет «БСК»?

- Думаю, да, мы все на это надеемся. В условиях экономического кризиса и пандемии республика в этом нуждается.

Читайте также

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты