Регион

Эксперт: «Земельный закон даст районам Башкирии новый инвестиционный инструмент»

30.11.2020 Альбина ИБАТУЛИНА
Башкирские депутаты приняли закон о передаче полномочий по распределению неразграниченных земель с муниципального на республиканский уровень – этот документ начнет действовать в республике с 1 января 2021 года. Как утверждают эксперты, теперь в регионе «появилась эффективная процедура, чтобы обеспечить надежный контроль за землей». Депутат райсовета Благовещенского района, член районной комиссии по бюджету Вадим Лешков рассказал, как к этому новшеству отнеслись в муниципалитетах.

- Насколько в мэриях городов и районов оказались готовы к «земельным» нововведениям?

- Насколько я знаю, во всех муниципалитетах этот вопрос проходил обсуждение, можно было подготовить и направить в Курултай свои замечания, дополнения, которые возникли в ходе дискуссий. На самом деле они поступили и были все учтены. Но конкретно в Благовещенском районе депутаты посчитали, что это благо и единогласно проголосовали за то, что это нужно сделать.

- Почему тогда общественность восприняла «земельный» закон в штыки?

- Потому что из-за пандемии власти не смогли донести до населения, для чего этот закон на самом деле принимался. Первое, что надо пояснить: закон действует исключительно на земли, которые не разграничены. Сегодня в республике около трети земель не разграничено. Если не брать земли, покрытые лесным фондом, то это около 90 процентов земель, которые не имеют собственников. А ведь земля является ресурсом и источником наполнения местных бюджетов. И если эта земля не введена в оборот, значит, налогооблагаемой базы она не формирует. Республика сегодня берет на себя функцию старшего товарища, чтобы помочь городам и районам пополнять местные бюджеты.

- Как получилось так, что 90 процентов земель в республике были неразграниченными?

- Основная ключевая задача этого закона – чтобы у земли был хозяин. В нашем случае хозяином являлось государство, а сами неразграниченные участки находятся либо где-то на краю района, или на стыке двух, а то и трех районов, или далеко от трудовых и энергетических ресурсов, и использование таких земель не представлялось целесообразным. 

- Граждане, например, боялись, что придет республика и отберет самые лучшие земли, которые были у муниципалитетов…

- Дело в том, что самые лучшие земли, которые есть у муниципалитета, они уже разграничены, находятся в собственности муниципалитетов и, соответственно, на них в долгосрочную перспективу уже все построено. Здесь как раз речь не идет о тех землях, которые находятся где-то непосредственно рядом с городскими или районными поселениями. Дело в том, что на уровне муниципалитета может и не быть инвесторов, которые готовы брать дальние участки и с большими издержками их использовать. Но если мы говорим о крупных инвестиционных проектах и о крупных инвесторах, то у них интерес к этим участкам может появиться.

- Эксперты еще говорят, что будет усилен контроль за землей. Насколько это правда?

- Появится единый цифровой реестр свободных земель, который призван повысить качество оборота земельных участков. И самое главное – появится открытая прозрачная процедура, единая для всех районов, за которой могут следить как граждане, так и бизнес, а также сами муниципалитеты и органы муниципального контроля. В любом случае при распределении земель и подачи на них заявки будет обязательно учитываться мнение сельсоветов, районов и властей, на чьей территории находятся эти земли. 

- То есть эта процедура исключит злоупотребления правом?

- Упростится сама процедура обращения землепользователей, потому что услугу теперь можно получить через минземимущество, его территориальные отделения либо через МФЦ. Это делает услугу для землепользователей более доступной и прозрачной, потому что создается структура одного окна с едиными правилами и едиными этапами. А ведь раньше не было единого реестра этих земель. И в каждом муниципалитете, то есть непосредственно на местах определялось, какие земли, куда, какое назначение в перспективе будут иметь, что создавало, безусловно, трудность для инвестора, который мог сталкиваться со сложными бюрократическими процедурами. У каждого района были свои правила выдачи земель, а если участки находятся на стыке двух районов, то инвестору в каждой мэрии надо было добиваться своего – зайти к каждому руководителю и по каждому отдельному участку принимать какие-то решения и договоренности. Плюс у каждого муниципалитета свои правила землепользования, которые тоже создавали определенную трудность. И здесь республика берет на себя функцию и инициативу того, чтобы стать большим братом и помощником, а также контролирующим органом непосредственно в обороте земли.

- Но для конкретного муниципалитета будет какая-то выгода?

- Конечно. Если у неразграниченных земель появится хозяин, то местный бюджет получит дополнительные выплаты в виде земельного налога и имущественных налогов. Основной источник поступления денежных средств в местные бюджеты – это налоги с доходов физических лиц, а также это муниципальное имущество и земли. Приход инвестора – это создание дополнительных рабочих мест и отчисления от доходов работающих, и все это направлено на наполнение местных бюджетов. Республика будет помогать муниципалитетам заработать больше в собственную казну. При этом минземимущество на эти финансы не претендует. Сегодня не секрет, что существуют трансферы, когда республиканский бюджет перечисляет часть денежных средств муниципалитетам на их поддержку. Здесь как раз и идет посыл на то, что муниципалитеты могут сами увеличивать и дополнительно формировать свои бюджеты, дополнительно ставить себе задачи. Земля является ресурсом, как и трудовым, энергетическим, и ее использование — это один из путей наполнения местных бюджетов. 

- В чем плюс создания дополнительного оборота земель? 

- Земля берется под какие-то цели: либо это создание какого-то имущественного комплекса, либо это, может быть, сельхозкооперация, но тем не менее у земли появляется владелец. Владелец создает добавленную стоимость, он производит какие-то товары, а это дополнительное стимулирование к насыщению местных бюджетов. Чем больше земли вовлечено, тем выше будут, соответственно, налоговые поступления. И, как мы понимаем, бюджеты в муниципалитетах не резиновые, а сделать всегда хочется гораздо больше. И я считаю, рассматривать неразграниченные земли как источник дополнительного дохода будет очень правильно. Мы же получаем больше республиканскую поддержку, когда желающий землепользователь приходит к нам, мы ему делаем более прозрачную открытую позицию. И можно надеяться, что это сформирует дополнительные денежные поступления.

Насколько реально, что уже сейчас у ранее неразграниченных земель появятся новые собственники?

- Если мы говорим о крупных инвесторах, а на неразграниченные земли, в основном, будут претендовать они – люди, которые могут потянуть инфраструктуру, то имея единый реестр земель и понятную для всех процедуру, любые задумки проще будет осуществить.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты