Регион

Эксперты: «2021 год должен стать настоящим испытанием для российских регионов»

27.01.2021
Завершение 2020 года и начало нынешнего ознаменовались дискуссиями вокруг региональных бюджетов. Причина этого – бюджетный дефицит, который зафиксировали в своих плановых значениях почти все регионы страны. Причем, в некоторых территориях сложилась очень интересная ситуация, в которой разбирались эксперты Центра развития региональной политики и ИА «Национальный эксперт».

В первую очередь внимание специалистов в докладе «Бюджеты регионов в 2021 года: стратегии дефицита» привлекли регионы, где запланирован профицит бюджета. В числе таких субъектов – Еврейская автономная область, где профицит составит 2,68 процентов, Марий Эл - 2,1 процентов, Мордовия - 1,9 процентов, Пензенская область - 0,26 процентов, Карачаево-Черкесия - 0,2 процентов. Эти регионы обладают и наименьшими бюджетами в стране, едва поддерживая свою платежеспособность. 

Руководитель научно-исследовательского информационного центра БАГСУ Николай Евдокимов отмечает, что, в условиях пандемии и сокращения доходов, возможности бедных регионов стремительно снижаются, в лучшем случае, консервируя текущие процессы. 

- Едва ли эти регионы закончат год с положительным сальдо, - уверен он. - В отношении них де-факто введено внешнее экономическое управление, поэтому местным руководителям не выгодно показывать негативную статистику. В течение года бюджет будет не раз корректироваться – тогда мы уже увидим реальную картину.

В семи регионах России запланирован паритет доходов и расходов – это Оренбургская область, Удмуртия, Костромская область, Орловская область, Тамбовская область, Омская область и Камчатский край. Эти субъекты традиционно также не могут похвастаться крупными экономическими успехами, поэтому оптимистичный сценарий связан скорее с перспективой покрытия дефицита за счёт займов.

Все остальные регионы закладывают на 2021 год бюджетный дефицит. Башкортостан оказался на 13 месте по величине бюджетного дефицита – минус 10,8 процентов. Планируемые значения дефицита ниже, чем по итогам 2020 года на четыре процента. Связано это, в первую очередь, с ожиданием смягчения ограничений и ускоренного восстановления экономики на фоне вакцинации. 

Основной экономический урон пришёлся на нефтяные регионы – в ЯНАО, Тюменской области, ХМАО, Сахалинской области планируется самый крупный бюджетный дефицит - от 15 до 28 процентов. Башкирия и Татарстан также считаются республиками с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью, но экономика этих регионов очень диверсифицирована за счёт сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и IT-сектора. Один из крупнейших дефицитов бюджета – минус 19,3 процентов ожидается в Москве – регион продолжает очень много тратить на фоне ужавшейся доходной части. Но Москве ничего не угрожает – запас прочности слишком велик. 

Выгодно на фоне других смотрится и Башкирия – низкий госдолг и высокий рейтинг кредитоспособности позволяет прибегать к внешним заимствованиям для покрытия бюджетного дефицита. Однако руководство республики подходит пока взвешенно к этому, покрывая бюджетные расходы за счёт дополнительных федеральных трансфертов и проектов.

Наступивший 2021 год должен стать настоящим испытанием для российских регионов. Многие годы они находятся в условиях финансового дефицита из-за особенностей перераспределения финансовых средств на региональном уровне. С каждым годом число дотационных регионов, зависимых от трансфертов и внешних займов, растёт. Пандемические годы поставили на порог выживания уже практически все регионы. Авторы доклада выделяют четыре основные формы регионального бюджетного реагирования на текущую социально-экономическую ситуацию: кризисная, где максимальное снижение всех бюджетных обязательств, пассивно-дотационная - умеренный дефицит и бюджетная зависимость, гибридная, которая предполагает оперативное реагирование на изменение ситуации и активно-дефицитная, где идет наращивание долга для решения сиюминутных задач.

По мнению научного сотрудника БАГСУ, политолога Арсена Шаяхметова, в ближайшие годы мы будем наблюдать усиленное экономическое расслоение регионов при общем нисходящем векторе. 

- До пандемии лишь 15-20 российских регионов обладали ресурсами для улучшения качества жизни и повышения привлекательности для населения и бизнеса, хотя и в очень разной степени, - поясняет он. - Именно эти субъекты продолжат инерционно сохранять прежний уровень жизни, но о развитии в ближайший год говорить сложно. Остальные территории обречены на социально-экономическую деградацию, отток ресурсов и населения. 

По мнению г-на Шаяхметова, Башкирию можно отнести к первой категории. 

- Хотя и с рядом оговорок – уровень жизни в сравнении с той же Москвой разный, но Башкирия имеет «точки роста», которые позволят удерживать ситуацию в регионе, - полагает он.

Эксперты доклада заключают, что действия федеральной власти будут направлены на сглаживание региональной асимметрии и обеспечение всех регионов минимальным уровнем бюджетной обеспеченности. Федеральный центр очень зависим от цен на углеводороды и политической конъюнктуры. В этих условиях, Кремль не спешит тратить Фонд национального благосостояния, откладывая его на случай форс-мажора. На сегодня федеральное правительство наращивает внешние займы для поддержания выживаемости регионов, а «масло с икрой» - уже задача регионов.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты