Регион

Каши не просят. Дети отказываются от здоровой пищи из-за привычки к гамбургерам

06.03.2021 Альбина ИБАТУЛИНА
Башкирии выделяют из российской казны 1 млрд 800 млн рублей на школьное питание. По словам руководителя республики Радия Хабирова, этих денег достаточно, чтобы операторы могли хорошо кормить детей. Но пока на школьные столовые идут нескончаемые жалобы. Председатель региональной Ассоциации предприятий социального питания, член Общественной палаты РБ Виталий Черевков рассказал, как расхлебать эту кашу.

- Отрасль непростая, и на сегодня у нас есть сложности, которые копились годами, - рассказывает Виталий Владимирович. — Это пищеблоки, которые не соответствуют санитарным правилам, давно уже устарели морально и физически. Это перегруженность пищеблоков: школы малоформатные, а детей уже больше. Это устаревшее оборудование и стареющий персонал, потому что профессия не престижная. Все это в комплексе дает, может быть, не всегда корректное питание. При всем при этом из пяти обращений, а мы их все, естественно, отслеживаем и выезжаем на места, только одно является правдивым. Все остальное после проверки оказывается, что это просто неверно трактованная информация. И сложно реагировать на претензии: «Моему ребенку не нравится, поэтому он не ест».

- Кстати, говорят, что не нравится, потому что дети привыкли к фастфуду. Это правда? 

— Это тоже есть. Вот проводятся кулинарные конкурсы школах, и что несут из дома? Сосиска в тесте, какие-то пиццы, залитые кетчупом и майонезом. Да, привычки питания, к сожалению, сказываются. Многие дети даже каши с маслом не едят. Девочки говорят: «Масло жирное, может испортить фигуру». А каша с маслом – обязательное требование, мы не можем кормить по-другому. На самом деле в масле очень много замечательных витаминов, которые именно жирорастворимые, их можно и нужно употреблять. Когда девочкам говорят: «Вы знаете, когда вы кушаете натуральное сливочное масло, у вас будут более блестящие волосы, более гладкая кожа, это не килограмм сливочного масла, а небольшой кусочек, и фигуре он не навредит», они начинают понимать: «Да, конечно». Каши нужно есть, потому что это и клетчатка, полезные вещества, макро- и микроэлементы, это все четко прописано в нормах по детскому питанию. А у нас и рыбу дети не едят. Принципиально не едят: что филе, что котлеты. Это тоже сложно, мы обязаны дать рыбу, потому что это минеральные вещества, тот же самый фосфор. 

Но мне одному невозможно объехать все школы и убедить всех, как правильно питаться. Поэтому здесь работа для родительских комитетов.

- Вы за то, чтобы родители контролировали питание? 

- Пришли родители в столовую, провели дегустацию и говорят: «Вы знаете, у вас котлеты жесткие, невкусные. Мы только что приготовили, попробовали, заактировали в присутствии директора школы либо уполномоченного лица, в присутствии представителя оператора питания зафиксировали». На место тут же выезжает наш оператор и принимает решение, например, заменить рецептуру.

- А если у родителей такие же пищевые привычки, как и у детей, и им нужна не просто котлета, а котлета, как из Макдональдса?

- Я практик и скажу так: еще недели две назад мы специально пригласили Уфимский район на предприятие, которое производит полуфабрикаты. В свое время Уфимский район выделил средства, огромное спасибо главе района, и был построен специальный цех, который производит полуфабрикаты. То есть приходит свежее мясо, и мы можем увидеть, откуда оно приехало и какого качества. Там технология производства отслеживается и Роспотребнадзором, и другими проверяющими органами, и мы видим конечный продукт. Эта продукция разъезжается уже в замороженном виде по всем пищеблокам Уфимского района. В этом случае мы понимаем, что у нас однообразие. Мы приехали в школу в Юматово, там нам приготовили эту продукцию, попробовали: вкусно, сочно, родители сами поняли. Да, конечно, в пище нет чеснока, она не жареная, соли поменьше, как положено, но это очень вкусный, сочный продукт. Хорошо, приехали на предприятие, тут же прямо с производства замороженные взяли, нам приготовили, мы попробовали: точное такое же качество. Так вот в диалоге у родителей сразу же снимаются вопросы. Мы попробовали: да, вкусно, но дети не едят, потому что это не гамбургер. Работа с детьми – разъяснительная работа, это как раз работа родительских комитетов. Это популяризация здорового образа жизни, в том числе здорового питания. 

- Написать жалобу пять минут, а пойти в школу составить акт, что котлеты невкусные – это другое дело…

- Так называемые диванные эксперты, особенно мужчины, которые ни разу не были в школе, в родительском комитете не участвуют, но говорят: «Вот в наше время кормили хорошо, я в армии служил и кушал лучше, чем здесь кормят». Спрашиваешь: «Уважаемый, ты приходил в школу?». Отвечают: «Нет». «А с чего ты взял, что кормят плохо?». Говорит: «Ну, я так решил». Так, приди, пожалуйста, попробуй, подскажи нам, что не так, мы в диалоге исправим. А хаять, что раньше было лучше? Наверное, раньше и радуга была ярче, еда была вкуснее, но надо быть реалистом. Поэтому в тех школах и целых районах, где выстроена работа с родителями, мы снимаем большую часть необоснованных претензий, а с обоснованными мы работаем и помогаем. Почему котлеты невкусные? Может, предпочтения вкусовые, а может быть, нарушена технология производства. Как нам узнать? Когда говорят, что две недели назад была плохая каша, я не могу отреагировать на такую претензию, но, если сегодня или прямо сейчас каша невкусная и это блюдо есть, мы приедем и разберемся.

- А операторы готовы к таким родительским проверкам?

- Операторы даже сами инициируют, потому что для них важно получить информацию. Вот в том же самом Уфимском районе – 69 пищеблоков и десятки поваров. Как получить информацию оперативно? Только через родителей. Ошибки на месте могут допускать любые люди. И, честно говоря, очень обидно, когда поваров оскорбляют и ругают. Кстати, большинство поваров своих детей водят в эти же школы, если это молодые мамаши, либо бабушки ведут внуков. И странно предположить, что повар умышленно, осознанно портит блюдо, чтобы плохо накормить ребенка, тем более своего.

- А откуда берутся фотографии в соцсетях с какими-то склизкими котлетами?

- Много фейков, к сожалению. Есть и фактические, когда нам говорят, что моль в котлете. Это розыгрыш. Моль не кушает мясо, она просто в котлету не залезет. А если залезет, извините, после термообработки там ничего не будет. Мне показали фотографии, что в одной из школ червячок лежит какой-то на тарелочке. Я говорю: «Не вопрос». Мы взяли этого червячка, отвезли специалистам по насекомым. Они говорят: «Это плодовый жучок, в котлете он точно быть не может». Возможно, дети пошутили друг над другом, инцидент был снят. Но опять же мы сначала проверили: вдруг на самом деле что-то не так, что-то было нарушено. Было ведь много проверок. Это приводило к тому, что нервничали повара на местах, которые верой и правдой отработали много лет по 12 часов на ногах за 12 тысяч рублей в месяц. Еще когда тебя ругают, что что-то не так, многие говорят: «Да я лучше уволюсь». Но частые проверки, которые проводились и контрольным управлением главы республики, и Роспотребнадзором, и другими проверяющими органами, привели к тому, что многих проблем, которые у нас возникали ранее, не стало. Допустим, продукция без маркировки. Сейчас даже если кусочек отрезали, научили обязательно маркировочку делать. Хотя это обязательное требование, но где-то просто забывали: человеческий фактор. Теперь знают, что четко должен вестись бракеражный журнал, должны лежать контрольные блюда, чтобы любой проверяющий мог проверить. Блюдо должно быть четко в той граммовке, которая положена, весы стоят в столовой, чтобы можно было взвесить.

- Если вернуться к жалобам, чего они касаются: качества, количества, температуры пищи?

— Вот, допустим, холодная либо слишком горячая еда, ребенок обжигается либо ест холодной. Еда, как кипяток, представляете? Суп горячий – ребенок обжегся, особенно малыши, они жалуются на это. Регулируется всего лишь накрытием на стол за какое-то время либо чуть позже, чтобы не было горячим, либо чуть раньше. Я помню наши школы, мы ходили в школы, накрывали. Понятно, что пять детей старшеклассников, которые накрыли за пять минут до перемены, – это быстро. Но когда на пищеблоке работают три повара, которые готовят, а нужно еще успеть столы накрыть, то первые блюда будут поставлены на стол за 15 минут до перемены, а последние - за одну минуту. 

- Сегодня детям самим нельзя накрывать столы?

- Здесь родители сами решают. Есть школы, где сохранилась эта практика. Я в это уже не лезу, потому что здесь вопрос родителей: с одной стороны, это воспитание, трудолюбие, с другой стороны – пропущенные часы. Поэтому здесь баланс ищет администрация школы и сами родители. 

А были еще заявления, что детей кормят бразильским мясом…

- Да, мы решили этот вопрос, причем за несколько месяцев. Социальное питание – это около 80 процентов на сегодня башкирская мясная продукция, поэтому мы эту тему отслеживаем. Помогает, конечно же, Роспотребнадзор и ветеринарная служба, потому что есть система «Меркурий», которая позволяет контролировать движение продукта - от сырья до конечного потребителя. Так что здесь мы порядок навели.

- Питание стало дороже с башкирским мясом?

- Будучи крупным покупателем, мы можем договариваться с поставщиками, чтобы нам предоставляли лояльные цены. Одно из решений - общение с местными товаропроизводителями. Мы создаем на местах в районах так называемые сельхозпотребкооперативы. И продукция уже реально с поля в этом же районе: картофель, корнеплоды, молоко, мясо – все попадает уже в блюда наших детей. Это позволяет и снизить цену, естественно, логистика небольшая, во-вторых, подконтрольное качество продукции. В-третьих, это еще и деньги, которые остаются в регионе, то есть в районе.

- Насколько близки планы по идеальному школьному питанию, когда одинаковая посуда, одинаковые блюда во всей Башкирии?

- Досадно, что 2020-й год выбило из-за пандемии, но мы начали очень активно. У нас уже появилась и наша посуда, причем брендированная. Спецодежда разработана специально в Башкирии, шьют с логотипом в тех цветовых параметрах, которые должны быть, даже мебель мы научились делать – это красиво, весело и красочно. Это, конечно, красиво, это внешний антураж, но самое главное – это стандартное меню, согласованное с Роспотребнадзором и рекомендованное по всей республике. И каждый день идет смена блюд, чтобы не было привыкания, и ребенок все-таки мог получать разнообразную пищу. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты