Каши не просят. Дети отказываются от здоровой пищи из-за привычки к гамбургерам
- Отрасль непростая, и на сегодня у нас есть сложности, которые копились годами, - рассказывает Виталий Владимирович. — Это пищеблоки, которые не соответствуют санитарным правилам, давно уже устарели морально и физически. Это перегруженность пищеблоков: школы малоформатные, а детей уже больше. Это устаревшее оборудование и стареющий персонал, потому что профессия не престижная. Все это в комплексе дает, может быть, не всегда корректное питание. При всем при этом из пяти обращений, а мы их все, естественно, отслеживаем и выезжаем на места, только одно является правдивым. Все остальное после проверки оказывается, что это просто неверно трактованная информация. И сложно реагировать на претензии: «Моему ребенку не нравится, поэтому он не ест».
- Кстати, говорят, что не нравится, потому что дети привыкли к фастфуду. Это правда?
— Это тоже есть. Вот проводятся кулинарные конкурсы школах, и что несут из дома? Сосиска в тесте, какие-то пиццы, залитые кетчупом и майонезом. Да, привычки питания, к сожалению, сказываются. Многие дети даже каши с маслом не едят. Девочки говорят: «Масло жирное, может испортить фигуру». А каша с маслом – обязательное требование, мы не можем кормить по-другому. На самом деле в масле очень много замечательных витаминов, которые именно жирорастворимые, их можно и нужно употреблять. Когда девочкам говорят: «Вы знаете, когда вы кушаете натуральное сливочное масло, у вас будут более блестящие волосы, более гладкая кожа, это не килограмм сливочного масла, а небольшой кусочек, и фигуре он не навредит», они начинают понимать: «Да, конечно». Каши нужно есть, потому что это и клетчатка, полезные вещества, макро- и микроэлементы, это все четко прописано в нормах по детскому питанию. А у нас и рыбу дети не едят. Принципиально не едят: что филе, что котлеты. Это тоже сложно, мы обязаны дать рыбу, потому что это минеральные вещества, тот же самый фосфор.
Но мне одному невозможно объехать все школы и убедить всех, как правильно питаться. Поэтому здесь работа для родительских комитетов.
- Вы за то, чтобы родители контролировали питание?
- Пришли родители в столовую, провели дегустацию и говорят: «Вы знаете, у вас котлеты жесткие, невкусные. Мы только что приготовили, попробовали, заактировали в присутствии директора школы либо уполномоченного лица, в присутствии представителя оператора питания зафиксировали». На место тут же выезжает наш оператор и принимает решение, например, заменить рецептуру.
- А если у родителей такие же пищевые привычки, как и у детей, и им нужна не просто котлета, а котлета, как из Макдональдса?
- Я практик и скажу так: еще недели две назад мы специально пригласили Уфимский район на предприятие, которое производит полуфабрикаты. В свое время Уфимский район выделил средства, огромное спасибо главе района, и был построен специальный цех, который производит полуфабрикаты. То есть приходит свежее мясо, и мы можем увидеть, откуда оно приехало и какого качества. Там технология производства отслеживается и Роспотребнадзором, и другими проверяющими органами, и мы видим конечный продукт. Эта продукция разъезжается уже в замороженном виде по всем пищеблокам Уфимского района. В этом случае мы понимаем, что у нас однообразие. Мы приехали в школу в Юматово, там нам приготовили эту продукцию, попробовали: вкусно, сочно, родители сами поняли. Да, конечно, в пище нет чеснока, она не жареная, соли поменьше, как положено, но это очень вкусный, сочный продукт. Хорошо, приехали на предприятие, тут же прямо с производства замороженные взяли, нам приготовили, мы попробовали: точное такое же качество. Так вот в диалоге у родителей сразу же снимаются вопросы. Мы попробовали: да, вкусно, но дети не едят, потому что это не гамбургер. Работа с детьми – разъяснительная работа, это как раз работа родительских комитетов. Это популяризация здорового образа жизни, в том числе здорового питания.
- Написать жалобу пять минут, а пойти в школу составить акт, что котлеты невкусные – это другое дело…
- Так называемые диванные эксперты, особенно мужчины, которые ни разу не были в школе, в родительском комитете не участвуют, но говорят: «Вот в наше время кормили хорошо, я в армии служил и кушал лучше, чем здесь кормят». Спрашиваешь: «Уважаемый, ты приходил в школу?». Отвечают: «Нет». «А с чего ты взял, что кормят плохо?». Говорит: «Ну, я так решил». Так, приди, пожалуйста, попробуй, подскажи нам, что не так, мы в диалоге исправим. А хаять, что раньше было лучше? Наверное, раньше и радуга была ярче, еда была вкуснее, но надо быть реалистом. Поэтому в тех школах и целых районах, где выстроена работа с родителями, мы снимаем большую часть необоснованных претензий, а с обоснованными мы работаем и помогаем. Почему котлеты невкусные? Может, предпочтения вкусовые, а может быть, нарушена технология производства. Как нам узнать? Когда говорят, что две недели назад была плохая каша, я не могу отреагировать на такую претензию, но, если сегодня или прямо сейчас каша невкусная и это блюдо есть, мы приедем и разберемся.
- А операторы готовы к таким родительским проверкам?
- Операторы даже сами инициируют, потому что для них важно получить информацию. Вот в том же самом Уфимском районе – 69 пищеблоков и десятки поваров. Как получить информацию оперативно? Только через родителей. Ошибки на месте могут допускать любые люди. И, честно говоря, очень обидно, когда поваров оскорбляют и ругают. Кстати, большинство поваров своих детей водят в эти же школы, если это молодые мамаши, либо бабушки ведут внуков. И странно предположить, что повар умышленно, осознанно портит блюдо, чтобы плохо накормить ребенка, тем более своего.
- А откуда берутся фотографии в соцсетях с какими-то склизкими котлетами?
- Много фейков, к сожалению. Есть и фактические, когда нам говорят, что моль в котлете. Это розыгрыш. Моль не кушает мясо, она просто в котлету не залезет. А если залезет, извините, после термообработки там ничего не будет. Мне показали фотографии, что в одной из школ червячок лежит какой-то на тарелочке. Я говорю: «Не вопрос». Мы взяли этого червячка, отвезли специалистам по насекомым. Они говорят: «Это плодовый жучок, в котлете он точно быть не может». Возможно, дети пошутили друг над другом, инцидент был снят. Но опять же мы сначала проверили: вдруг на самом деле что-то не так, что-то было нарушено. Было ведь много проверок. Это приводило к тому, что нервничали повара на местах, которые верой и правдой отработали много лет по 12 часов на ногах за 12 тысяч рублей в месяц. Еще когда тебя ругают, что что-то не так, многие говорят: «Да я лучше уволюсь». Но частые проверки, которые проводились и контрольным управлением главы республики, и Роспотребнадзором, и другими проверяющими органами, привели к тому, что многих проблем, которые у нас возникали ранее, не стало. Допустим, продукция без маркировки. Сейчас даже если кусочек отрезали, научили обязательно маркировочку делать. Хотя это обязательное требование, но где-то просто забывали: человеческий фактор. Теперь знают, что четко должен вестись бракеражный журнал, должны лежать контрольные блюда, чтобы любой проверяющий мог проверить. Блюдо должно быть четко в той граммовке, которая положена, весы стоят в столовой, чтобы можно было взвесить.
- Если вернуться к жалобам, чего они касаются: качества, количества, температуры пищи?
— Вот, допустим, холодная либо слишком горячая еда, ребенок обжигается либо ест холодной. Еда, как кипяток, представляете? Суп горячий – ребенок обжегся, особенно малыши, они жалуются на это. Регулируется всего лишь накрытием на стол за какое-то время либо чуть позже, чтобы не было горячим, либо чуть раньше. Я помню наши школы, мы ходили в школы, накрывали. Понятно, что пять детей старшеклассников, которые накрыли за пять минут до перемены, – это быстро. Но когда на пищеблоке работают три повара, которые готовят, а нужно еще успеть столы накрыть, то первые блюда будут поставлены на стол за 15 минут до перемены, а последние - за одну минуту.
- Сегодня детям самим нельзя накрывать столы?
- Здесь родители сами решают. Есть школы, где сохранилась эта практика. Я в это уже не лезу, потому что здесь вопрос родителей: с одной стороны, это воспитание, трудолюбие, с другой стороны – пропущенные часы. Поэтому здесь баланс ищет администрация школы и сами родители.
- А были еще заявления, что детей кормят бразильским мясом…
- Да, мы решили этот вопрос, причем за несколько месяцев. Социальное питание – это около 80 процентов на сегодня башкирская мясная продукция, поэтому мы эту тему отслеживаем. Помогает, конечно же, Роспотребнадзор и ветеринарная служба, потому что есть система «Меркурий», которая позволяет контролировать движение продукта - от сырья до конечного потребителя. Так что здесь мы порядок навели.
- Питание стало дороже с башкирским мясом?
- Будучи крупным покупателем, мы можем договариваться с поставщиками, чтобы нам предоставляли лояльные цены. Одно из решений - общение с местными товаропроизводителями. Мы создаем на местах в районах так называемые сельхозпотребкооперативы. И продукция уже реально с поля в этом же районе: картофель, корнеплоды, молоко, мясо – все попадает уже в блюда наших детей. Это позволяет и снизить цену, естественно, логистика небольшая, во-вторых, подконтрольное качество продукции. В-третьих, это еще и деньги, которые остаются в регионе, то есть в районе.
- Насколько близки планы по идеальному школьному питанию, когда одинаковая посуда, одинаковые блюда во всей Башкирии?
- Досадно, что 2020-й год выбило из-за пандемии, но мы начали очень активно. У нас уже появилась и наша посуда, причем брендированная. Спецодежда разработана специально в Башкирии, шьют с логотипом в тех цветовых параметрах, которые должны быть, даже мебель мы научились делать – это красиво, весело и красочно. Это, конечно, красиво, это внешний антураж, но самое главное – это стандартное меню, согласованное с Роспотребнадзором и рекомендованное по всей республике. И каждый день идет смена блюд, чтобы не было привыкания, и ребенок все-таки мог получать разнообразную пищу.