Регион

Алексей Гусев: «По придорожному сервису можно будет понять, что вы въехали в Башкирию»

14.05.2021 Альбина ИБАТУЛИНА
По мнению руководителя министерства торговли и услуг РБ Алексея Гусева, сегодня в республике около 1100 объектов придорожного сервиса различных форматов, но, только единицы отвечают современным нормам и требованиям. При этом на трассах Башкирии огромный траффик, который не сравнится с другими регионами.

- Республика с точки зрения транспортного потока является уникальной, - полагает г-н Гусев. - Потому что мы исследовали развитие дорожной сети в соседних регионах. И если другие территории имеют в среднем одну федеральную трассу, по которой идет основной поток машин и пропускная способность в среднем от 20 до 45 тысяч автомобилей, то на территории Башкортостана сходятся две федеральные трассы - М-5 и М-7. И у нас есть участки дорог, на которых поток машин в сутки достигает до 80 тысяч автомобилей. Но придорожных объектов, которые могут удовлетворить и транзитных туристов, и дальнобойщиков, практически нет. 

По словам Алексея Гусева, развитие придорожного сервиса — это инвестиции не только для республики, но и для районов, где они будут располагаться. 

- Если фура идет транзитом через республику, и она не останавливается, соответственно, человек, который едет, не тратит деньги, - объясняет он. - Развитие придорожного сервиса решает несколько задач. Первая – это увеличение розничной торговли. Второе – это, наверное, одна из важнейших задач – развитие туризма. Потому что в республике есть большое количество мест туристической направленности, куда бы многие с удовольствием приехали и посмотрели, причем не только из России, но и других стран. Но для того, чтобы их привлечь, нам необходимо создать комфортные условия. Турист должен иметь возможность и отдохнуть, и переночевать, и вкусно перекусить.

По словам г-на Гусева, «сегодня есть нормы: человек, который едет в транспорте, каждые 100 км должен иметь возможность выпить чашечку кофе и получить какие-то удобства, а каждые 500 км он должен иметь возможность отдохнуть, потому что это необходимость, это физиология». 

- Поэтому мы разработали концепцию развития придорожного сервиса, - говорит он. - Первое, с чего мы начали - с проблематики. Мы встретились с предпринимателями, которые на сегодня уже имеют объекты, расположенные вдоль дорог для того, чтобы понять: а чем, собственно, республика им может помочь? 

Теперь в Башкирии включают в список приоритетных инвестиционных проектов строительство придорожных кемпингов стоимостью более 50 млн рублей. В случае, если в таком мотеле будет работать 25 человек, то инвестор может получить земельный участок без торгов. Кроме того, предприниматели, развивающие сервис на трассах, получат субсидии на возмещение строительства транспортной и инженерной инфраструктуры в объёме до 50 процентов этих расходов, но не более 30 млн рублей. 

- Были три основные проблемы, - вспоминает Алексей Гусев. - Первая – это наличие свободных земельных участков, где можно расположить сервис. Вторая – это скорость согласования всех необходимых документов и получение необходимых разрешений. И третья - возможное софинансирование части затрат инвестора на строительство того или иного объекта. И основное, с чего мы начали, – это изменения нормативной базы. Мы внесли изменения в региональный закон о земельно-имущественных отношениях. Раньше для того, чтобы иметь возможность попасть в приоритетный проект, необходимо было создать предприятие с емкостью не меньше 50 рабочих мест. Мы снизили число рабочих мест до 25. Потому что, когда мы считали и общались с инвесторами, они нам подсказали, что есть определенные критерии. Например, если мы, допустим, рассматриваем придорожную кафешку с количеством посадочных мест не менее 50, то как раз 25 рабочих мест она и создает, включая линейный обслуживающий персонал, бухгалтера, экономиста и директора. Также мы снизили порог входа. До этого инвестор, чтобы попасть в приоритетный инвестпроект, должен был сделать вложения на сумму не менее 100 млн рублей, на сейчас этот порог снижен до 50 млн рублей. 

Как констатирует г-н Гусев, сегодня сформирована карта, которая содержит около 250 потенциальных участков для размещения придорожного сервиса. 

- Здесь, конечно, важно учесть много факторов, в том числе и пропускную способность трассы, - считает он. - Потому что, когда инвестор идет в этот процесс, у него основная задача – получение прибыли. Второе – это инженерная инфраструктура, в том числе газ, свет, вода, которая, конечно же, должна быть неподалеку, чтобы затраты на это окупились. Третье – это необходимость иметь возможность примыкания к трассе, чтобы непосредственно Росавтодор в этом месте разрешил построить нашу кафешку. 

Алексей Гусев поясняет, что «главная задача концепции - помочь инвесторам в решении вопросов, которые у них возникают». 

- Мы поставили перед собой задачу помочь, чтобы инвестор ограничивался не только теми участками, которые он сам может подобрать, нужно дать ему какие-то реперные моменты, из которых он может выбрать, - комментирует он. - Второе – это, конечно же, сокращение сроков согласования всех необходимых процедур. И когда мы общались с инвесторами, это, наверное, было одно из пожеланий, потому что все мы прекрасно понимаем, что от момента возникновения идеи до перерезания красной ленточки может пройти большое количество времени, а время для инвестора – это потерянные деньги. Потому что чем быстрее он пустит объект в эксплуатацию, тем быстрее начнет отбивать вложенные инвестиции. 

Как утверждает г-н Гусев, разработанная в Башкирии концепция «является уникальной, так как на сегодня в других регионах страны нет подобного рода мер поддержки». 

- То есть на сегодня инвестор, когда заходит в приоритетную инвестпрограмму получает возможность получения земли без торгов, - пояснил он. - Второе – это субсидирование части затрат на инженерную инфраструктуру. Инвестор, попав в приоритетный инвестпроект, может получить до 50 процентов затрат от инженерных коммуникаций, но не более 30 млн на один объект. Это довольно-таки хорошая мера поддержки, которая на сегодня уже позволила привлечь большое количество участников рынка, которые готовы строить новый современный формат.

Алексей Николаевич рассказал, что в программу развития придорожной инфраструктуры входит имодернизация уже существующих объектов. 

- Мы также проводим переговоры с собственниками объектов для того, чтобы выяснить какие меры поддержки от республики им нужны для того, чтобы они расширили свои сервисы, - поведал он. - Мы разработали семь типовых форматов, два формата некоммерческие – это беседки, такие места отдыха, и пять форматов коммерческих. Почему именно пять? Это было пожелание именно потенциальных инвесторов. Эти пять форматов различаются наполненностью, то есть от заправки и какого-то магазинчика до полноценного современного комплекса, где можно не только поесть, но и отдохнуть. Это наличие гостиницы либо мотеля, наличие душевых, возможности постирать белье и погладить. Это актуально для дальнобойщиков плюс какие-то станции монтажа. Более того, мы включили концепцию единого типового стилистического решения, чтобы наши объекты придорожного сервиса были уникальны с точки зрения айдентики. 

По словам г-на Гусева, «использование этих решений необязательно, но многим инвесторам эта идея показалась актуальной». 

- Это такие интересные форматы комплексов, по которым сразу можно понять, что вы въехали на территорию Башкирии, - заключил он.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты