Регион

Депутат Госдумы РФ Павел Качкаев: «Люди не дают забыть, что я был мэром Уфы»

14.06.2021 Альбина ИБАТУЛИНА
В будущем жильцы смогут сами решать, когда и в каких объемах им делать капитальный ремонт своего дома. А деньги на капремонт они будут перечислять на специальные счета, которые тоже смогут контролировать сами. Депутат Госдумы от Башкирии Павел Качкаев рассказал, насколько это реально, чтобы жители многоквартирных домов начали самостоятельно распоряжаться деньгами на капремонт. Сегодня эти средства уходят региональным операторам.

Как утверждает Павел Качкаев, на самом деле такой вариант, когда жильцы сами распоряжаются своими деньгами, «прописана в Жилищном кодексе еще в 2014 году».

- Когда мы принимали жилищный кодекс, было два равноценных варианта накопления средств на капитальный ремонт, - рассказал Павел Рюрикович. – Сегодня деньги собираются в так называемый общий котел, куда все собственники вносят средства на один счет регионального оператора. А потом из этой суммы обеспечивается ремонт в соответствии с региональной программой капитального ремонта, где дома выстраиваются в зависимости от степени износа. То есть сначала ремонтируют здания, где капитальный ремонт крайне необходим, а менее устаревшие дома будут ремонтироваться по мере убывания изношенных. Многие говорят: «Я плачу за капремонт каждый месяц, каждый год накапливается сумма, при этом наш дом не ремонтируют, а ремонтируют какие-то другие». Но жильцы имеют право накапливать деньги сами, открыв специальный счет. 

По словам депутата, «региональный оператор у нас тоже знает, сколько средств накопил каждый многоквартирный дом».

- Этот учет ведется по всей стране, это тоже прописано федеральным законодательством, - поясняет он. - А вот спецсчет, здесь у нас есть некоторые как бы послабления или плюсы для активных собственников. Если ты, допустим, накопил деньги на производство, замену инженерных сетей и видишь, что они у тебя ветхие, постоянно рвутся, ты можешь на общем собрании решить, что завтра мы ремонтируем инженерные сети. Выбирайте подрядчика, делайте договор подряда. Подрядчик исправляет, и вы расплачиваетесь.

Если жильцы инициативные, сегодня они могут открыть такой спецсчет согласно законодательству. Правда, таких жильцов у нас в стране пока чуть больше 13 процентов. 

Г-н Качкаев считает, что проблема нежелания людей самим заниматься капремонтом заключается в том, что «все-таки мы еще не стали собственниками многоквартирного дома». 

- Те люди, которые живут в своих домах - собственники, и понимают, что если крышу сегодня не отремонтировать, то завтра тебя зальет дождем, - говорит Павел Качкаев. - А люди, которые живут в многоквартирных домах, надеются на то, что придет кто-то из чиновников, придет государство, муниципалитет и сделает. Так вот, уже с 1991 года государство ничего не обязано делать.

Интересно, что психология жильцов при этом не меняется.

- Может быть, потому что мы в этом сами виноваты, - сетует Павел Рюрикович. - Если бы мы сделали только один вариант накоплений, допустим, спецсчет, и не было бы регионального оператора, который отвечает за своевременный ремонт, то, может быть, и поактивнее стали бы наши собственники. Но в 2014 году выхода просто не было: если бы мы начали формировать спецсчета, это затянулось бы на несколько лет. А больше 700 тысяч многоквартирных домов требовали срочного ремонта. Государство подстраховало, но никто не запрещает собственникам решить и перейти на спецсчет.

Г-н Качкаев напомнил, как минувшей осенью в нескольких городах Башкирии более 150 домов остались без крыш. 

- Можно привести пример, когда у нас во многих городах по вине подрядчиков или регионального оператора остались дома без крыш на осень, и много затопило дождем, подрядчик не справился с работой, - говорит он. – Жильцы не оказались бы в такой ситуации, если бы сами следили за ремонтом.

Как рассказал Павел Качкаев, который работает в Госдуме заместителем председателя парламентского комитета по ЖКХ, российские избранники в этом созыве «попытались упорядочить и упростить процедуру проведения общего собрания собственников». 

- У нас согласно Жилищному кодексу за все отвечает собственник, - рассказывает парламентарий. – Все утверждается на общих собраниях жильцов, кроме разве тарифов – тарифы последние десять лет устанавливает правительство. При этом активность собственников крайне низкая – не ходят люди на собрания. Может быть, не из-за того, что у нас собственникам наплевать, многие работают, многие не могут прийти. Более того, если, допустим, брать в Уфе дом около дворца Машиностроителей, площадь которого 48 тысяч квадратных метров, там около тысячи собственников проживает. Попробуй собери их всех вместе. Поэтому мы все-таки постарались как-то упорядочить или упростить проведение общего собрания, то есть появились онлайн-голосование и очно-заочная форма. 10-15 собственников могут выбрать своего одного представителя с полными полномочиями. Тогда не тысячу надо будет собирать, а 100, уже проще. Законопроект уже два года находится на рассмотрении, мы над ним работаем. 

Павел Качкаев уверен, что, если этот законопроект вступит в силу, злоупотреблений не будет. 

- Если ты доверяешь, если я вам доверяю, какие злоупотребления за мной? – поясняет он. - Меня же можно проконтролировать, как я проголосовал. Если я голосовал не так, как вам хочется, тогда вы можете выйти и отобрать это право. Нет, там все предусмотрено, согласовывается со своими десятью собственниками, как голосовать «за» или «против».

Прокомментировал российский парламентарий и ситуацию с крайне завышенными и неподъемными для многих счетами за тепло, которые получили жители Уфы минувшей зимой. В ресурсоснабжающих организациях объясняли, что жители должны сами следить за счетчиками тепловой энергии, а также за данными, которые передают управляющие компании. Некорректные данные, якобы и стали причиной появления квитанций с астрономическими суммами. 

- Здесь, мне кажется, вина не только собственников, которые не следят за счетчиками, хотя обязаны следить, - говорит Павел Рюрикович. - Но проблема еще в том, что системы теплоснабжения, особенно, где есть индивидуальные тепловые пункты, которые массово внедряли в Уфе еще в 2008 году и которые экономят тепло, не обслуживались все эти годы. Они просто не работали, как должны работать.

Г-н Качкаев не знает ответа на вопрос, почему были выведены из строя такие нужные приборы: потому что управляющие компании этим не занимались или потому что сами жильцы за ними не следили.

- Вообще эти тепловые пункты мы ставили в Уфе за счет кредитных ресурсов, то есть формально это была собственность муниципалитета, - говорит бывший мэр столицы Башкирии. - И в свое время их обслуживали «Уфимские тепловые сети», потом их убрали с обслуживания. По-моему, их два или три года вообще никто не обслуживал, вот, собственно, одна из основных причин завышенных данных по потреблению тепловой энергии.

Интересно, что согласно законодательству, управляющие компании, которые дают неверные данные, можно обязать наказывать рублем.

— Это все уже прописано в законе давным-давно: за неправильное начисление, за некачественный ресурс, за все остальное, - разъясняет Павел Качкаев. - Управляющие организации, ресурсники рублем отвечают, там приличные штрафы. Первый штраф на суммы этих, грубо говоря, приписок, а сверх этого они еще платят штрафы. Для этого у нас есть государственный жилищный надзор и прокуратура. Собственники должны набраться терпения, писать заявления и требовать ответов. Закон на их стороне. 

Г-н Качкаев признается, что несмотря на то, что он уже два созыва работает в Госдуме, уфимцы до сих пор по старой памяти, жалуются ему на приемах на проблемы столицы Башкирии. Однако депутат уверен, что нынешнему мэру Сергею Грекову никаких рекомендаций давать не надо. 

— Это неблагодарное занятие – давать рекомендации, - говорит Павел Рюрикович. - Каждый человек выстраивает свою работу так, как он понимает. Единственные в моем понимании рекомендации – это не бояться людей, встречаться с людьми, постоянно быть на обратной связи, то есть не прятаться от людей, не загораживаться охраной. Все остальное в любом случае, если человек хочет, придет. Понятно, что Сергею Николаевичу сложно, потому что города не знает. Все-таки мне было попроще, я отработал первым замом главы администрации сначала. Родился я не в Уфе, но жил и работал в Уфе на приборостроительном заводе. Все-таки многие карьерные ступени прошел: работал районным главой, первым замом мэра города, министром ЖКХ, мне проще было втянуться. Я, кстати с Сергеем Николаевичем встречался несколько раз, в моем понимании человек вполне адекватный и вполне разумный, который знает, что нужно делать. Честно, я стараюсь не лезть со своими советами. С другой стороны, люди не дают забыть, потому что каждый прием говорят об Уфе: там заасфальтировать надо, там капитальный ремонт, надо помочь с этим, здесь вот вода, проблемы-то в принципе остались.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты