Регион

В Уфе проложат железнодорожные пути до аэропорта, а в Сибае – до Оренбуржья

25.09.2021
Глава Башкирии Радий Хабиров считает, что «республика сейчас находится на хорошем этапе своего развития». Однако, по мнению руководителя региона, в Башкортостане «есть ряд проблемных вопросов, которые сдерживают это движение вперед». Г-н Хабиров назвал пять трудных задач, которые не решить без помощи федерального центра. Они касаются промышленности, сферы образования, экологии, транспортной инфраструктуры и туризма региона.

Об этом глава РБ заявил на окружном совещании по социально-экономическому развитию, который провел вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. 

По словам руководителя республики, в проблемы, которые нужно срочно решать в Башкирии, входят: отсутствие необходимой дорожной сети в Уфе, выбросы парниковых газов, которые превышают объемы их поглощения, острая нехватка молодых ученых и специалистов, зависимость некоторых отраслей от импортных поставок и отсутствие инфраструктуры для развития туризма. 

Радий Хабиров представил на высокий суд членов российского правительства пять ключевых проектов, «реализация которых положительно скажется на социально-экономическом развитии республики, и они станут новыми точками роста Башкортостана».

- Надеемся, что они будут в русле развития нашей страны, - пояснил он.

 

В Башкирии состоится эксперимент по специальному регулированию выбросов

 

Так, Радий Фаритович назвал первоочередной задачей формирование системы углеродного контроля. 

- В республике объёмы выбросов парниковых газов превышают объемы их поглощения, - проинформировал он. - В ближайшие годы это может отрицательно сказаться на инвестиционном и экономическом развитии региона. С учётом нашего природного потенциала нужно создать инфраструктуру для реализации региональных климатических проектов в совокупности с мерами поддержки.

В Башкирии уже разработали проект «Евразийская климатическая инициатива для глобального энергетического перехода». 

- Республика активно приступила к формированию системы учета выбросов парниковых газов, – проинформировал глава РБ. - Изучив опыт Сахалинской области, мы планируем реализовать на нашей территории эксперимент по специальному регулированию выбросов. 

Правда, г-н Хабиров считает, что «для эффективной поддержки климатических проектов необходимо принять федеральный закон о проведении такого эксперимента в республике». 

- Сейчас совместно с минэком России готовится финансово-экономическое обоснование для его принятия, - пояснил он.

Радий Хабиров напомнил, что в республике уже создают карбоновый полигон. 

- Защитили нашу заявку в минобрнауки России, - сказал глава региона. - Уфимский государственный нефтяной технический университет берет на себя функцию оператора полигона с открытием центра компетенций национальной технологической инициативы в этой области.

По мнению главы региона, «уникальные возможности республики, развитие нефтегазохимии предполагают не только создание карбонового полигона, но и внедрение технологий по утилизации углекислого газа». 

- К этой работе мы уже приступили, и это одно из наших преимуществ, - сообщил он. - Ядром системы управления климатической повесткой должна стать цифровая платформа, интегрированная в единую цифровую экосистему Гостех. Предлагаем определить наш регион в качестве пилота, где будет развёрнута такая платформа с интеграцией всех инструментов контроля источников и поглотителей парниковых газов различных стейкхолдеров.

По словам г-на Хабирова, общий объём инвестиций в большую климатическую инициативу республики оценивается в объёме 50 млрд рублей, из которых федеральные инвестиции – это 5,1 млрд рублей. 

- Основные расходы финансирует бизнес, - пояснил Радий Фаритович. - Просим оказать нам поддержку. Этим стратегическим проектом мы сможем снизить углеродоёмкость ВВП на 10 процентов и нарастить экспорт низкоуглеродных товаров в промышленности до 30 процентов.

 

Первую очередь студенческого кампуса сдадут в начале 2023 года

 

Второй, не менее важной проблемой г-н Хабиров обозначил «отток молодёжи из регионов в большие и инфраструктурно обеспеченные агломерации». 

- А республике для ускорения технологического развития экономики остро не хватает молодых учёных и специалистов, - объяснил он.

Радий Хабиров объяснил, что снизить эту кадровую напряженность поможет создание большого Уфимского университета и строительство студенченского кампуса. 

- Мы провели все необходимые мероприятия по объединению двух крупных университетов – БашГУ и УГАТУ, - проинформировал он. - Сейчас основная задача – сформировать конкурентоспособную научно-образовательную среду.

Глава РБ признался, что башкирские власти «вдохновлены быстрыми победами в этом проекте». 

- Я говорю о получении нашим Евразийским НОЦ мирового уровня федерального статуса, поддержке президентом страны создания нового университета, а также правительством страны на конкурсном отборе по созданию кампусов мирового уровня, - отчитался он.

Глава РБ пообещал до конца года решить все земельно-имущественные вопросы. 

- Мы уже предусмотрели финансирование на проектирование, - рассказал он. - Надеемся получить положительное заключение государственной экспертизы на проектно-сметную документацию. Отберём концессионную компанию и сможем раньше других регионов приступить к строительству, сдав первую очередь в первом квартале 2023 года.

Объединение вузов и строительство кампуса мирового уровня позволит обучать в большом университете более 50 тысяч студентов, в том числе 10 тысяч иностранных. Университет сможет войти в топ-100 предметных международных рейтингов и топ-500 рейтинга ведущих мировых университетов. 

— Это приведёт к положительному сальдо миграции в республике за счет притока молодежи в кампус, который войдет в топ-100 рейтинга GreenMetric, - уверен Радий Фаритович. - Мы будем выигрывать борьбу за таланты, предлагая образование мирового уровня, лучшие условия для научной деятельности и технологического предпринимательства.

Правда, г-н Хабиров сообшил, что «при реализации проекта власти РБ столкнулись с проблемами, которые требуют определённой поддержки».

- Для вузов, отобранных в программу «Приоритет 2030», надо ввести собственные образовательные стандарты и автономии в распределении части контрольных цифр приёма, а также дать этим вузам разрешение на ведение инвестиционной деятельности, - говорит он. – А также необходимо изменить нормативно-техническую документацию для проектирования и строительства кампусов мирового уровня. Сегодня вузы не могут эксплуатировать в своём имущественном комплексе объекты здравоохранения и рекреации. Серьёзно устарели требования к материалам, инженерным решениям и их стоимости.

 

В республике планируют наладить серийный выпуск малой авиации

 

Глава РБ напомнил, что «в республике, как и в целом по стране, сохраняется острая зависимость ряда отраслей от импорта». 

- Например, 90 процентов рынка гражданских беспилотников принадлежит зарубежным компаниям, - переживает он.

Изменить ситуацию в Башкирии Радий Хабиров предлагает, запустив перспективный проект – формирование кластера беспилотной авиации. 

- У нас уже есть технопарк и инжиниринговый центр, - сообщил он. - Создадим сертифицированный испытательный полигон беспилотных авиационных систем. Планируем наладить серийный выпуск малой авиации на собственной силовой установке.

Будем формировать инфраструктуру использования беспилотников в городских и межрегиональных условиях, таких как зарядные станции, парковки, станции обслуживания и другое. Введём экспериментальный правовой режим для легализации продуктов и услуг беспилотной техники.

Руководитель региона полагает, что в Башкирии «этот проект может быть довольно эффективным». 

- Мы опираемся на существующие крупные компании, работающие в системе авиа- и двигателестроения, - объяснил он. - Эффект для экономики страны будет серьёзным. Мы создадим около пяти тысяч новых рабочих мест.

Радий Хабиров признался, что власти РБ в этом проекте «очень рассчитывают на поддержку минпромторга». 

- Мы готовы не только войти в госпрограмму, но инициировать формирование новой подпрограммы для развития беспилотной авиации, - пояснил он.

 

В Зауралье может появиться особая экономическая туристская зона 

 

Также Радий Фаритович считает, что сегодня необходимо развивать башкирское Зауралье - центр цветной металлургии, один из крупнейших в стране поставщиков концентратов медноколчеданных руд. 

- Зауралье является одним из туристских привлекательных регионов, - проинформировал он. - При этом социально-экономическое развитие территории во многом сдерживается серьёзным отставанием в развитии инфраструктуры. Здесь мы предлагаем решить три задачи. Это строительство железнодорожной дороги «Сибай–Подольск–Сара», новой цифровой электростанции, а также создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Урал».

Как утверждает Радий Фаритович, «железная дорога позволит доставить более девяти млн тонн руды с действующих месторождений до промышленных предприятий южного Урала». 

— Это значит, что будут расти товарооборот, прибыль, будут новые рабочие места, - убежден он. - Также эта ветка обеспечит прямую связь в обход загруженного Челябинского железнодорожного узла со странами Средней Азии, Китаем, районами Нижней Волги и Кавказа, сократит на 250 километров путь до границы Казахстана. В целом создаст дополнительные условия для развития экспорта.

Руководитель республики попросил правительство страны «содействовать включению проекта в долгосрочную программу развития РЖД». 

- По предварительным расчётам, нужно более 34 млрд рублей инвестиций, - информирует он. - Учитывая капиталоёмкость проекта, считаем целесообразным реализовать его в рамках концессии с участием РЖД и «Уральской горно-металлургической компании», с которой мы уже провели необходимые переговоры.

Также, по словам г-на Хабирова, Зауралье многие годы испытывает серьёзный дефицит электроэнергии. 

- Строительство новой электростанции на 500 кВ обеспечит потребности предприятий УГМК и группы компаний Lasselsberger, а также будущих крупных производств, которые появятся здесь в ближайшие годы, - считает он. - Объём финансирования оценивается в шесть млрд рублей.

Глава региона объяснил, что «новая подстанция будет цифровой».

- Поэтому мы предлагаем построить её в рамках федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» и проекта «Цифровая энергетика», - сообщил он. - Прошу поддержать предложение о формировании рабочей группы по созданию в Зауралье первой цифровой подстанции классом напряжения 500 кВ.

А создание в четырех районах Зауралья особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Урал», по мнению Радия Фаритовича, «будет способствовать развитию межмуниципальных связей, совмещению лечебно-оздоровительного и туристического комплексов с получением мультипликативного эффекта».

- Здесь расположены уникальные природные достопримечательности, известные региональные здравницы и курорты, - пояснил он. – Якорным резидентом особой экономической зоны станет всесезонный горнолыжный курорт «Мраткино» в Белорецком районе. Здесь будет создано более тысячи новых рабочих мест. Кроме того, это будет способствовать развитию малого бизнеса. Мы готовим заявочную документацию, планируем внести её до конца года. Прошу нас в этом тоже поддержать.

 

Новый мост через Белую в Уфе могут построить в начале Черниковки 

 

Руководитель республики уверен, что сегодня крайне важно развивать дорожную сеть столицы Башкирии. 

- Уфимская агломерация - крупнейший индустриальный центр, - рассказал он. - Основные мощности нефтепереработки республики сконцентрированы здесь. Уфа лидирует среди городов-миллионников по объёмам промышленного производства. При этом в городе, который является важным транспортным узлом, есть серьёзные проблемы с развитием дорожной сети.

По мнению г-на Хабирова, развязать транспортные проблемы Уфы можно, развивая Уфимский железнодорожный узел, так называемый Южный обход города. 

- Планируется построить новую железнодорожную ветку для организации внутригородского пригородного сообщения, в том числе до международного аэропорта Уфа, и запустить кольцевое движение скоростных электричек типа «Ласточка», - рассказал он.

Глава РБ объяснил, что региональное правительство совместно с РЖД «уже подготовили технико-экономическое обоснование, которое находится на рассмотрении экспертного совета компании с высокой вероятностью положительного заключения».

- Общая стоимость работ – 18 млрд рублей, - сообщил он. - По результатам реализации проекта ожидается рост перевозок пассажиров с 1,5 до 6,5 млн человек, грузопотоков – со 102 до 121 млн тонн.

Также глава региона полагает, что Уфе необходимо строительство новых мостовых сооружений и транспортных развязок. 

— Это позволит перераспределить в столице транспортные потоки, разгрузить существующие выезды и создать новые, - считает он. - Необходимо строительство «связок» для выхода на федеральные трасы М-5 и М-7. Требуется реконструкция предаварийного моста через реку Уфу в микрорайоне Шакша, строительство нового моста через реку Белую с продолжением дороги по улице Интернациональной.

Глава РБ пояснил, что «общая стоимость работ по развитию дорожной инфраструктуры – 31,5 млрд рублей». 

- У республики есть возможность поэтапного строительства линейных трасс, - говорит он. - Однако мостовые сооружения с учётом инженерных особенностей нужно строить единовременно и непрерывно. 

Радий Хабиров напомнил, что «эти проекты особенно актуальны в преддверии празднования в 2024 году 450-летия Уфы». 

- Тем более что президент России Владимир Владимирович Путин придал этому событию федеральный статус, - сказал он. - Просим нас также поддержать в этих вопросах.

Между тем, Башкортостан – один из наиболее экономически развитых российских регионов. По эффективности реализации промышленной политики за 2020 год республика занимает первое место в России и находится на пятом месте в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Для достижения национальных целей развития страны к 2030 году Башкортостан должен обеспечить двукратный рост валового регионального продукта, утроить инвестиции – с 365 млрд рублей до 1,2 трлн рублей, сократить вдвое уровень бедности и нарастить реальные располагаемые денежные доходы более чем на 35 процентов.

Другие новости

АвтоКар +
Скидки на погрузчики!
Сегодня
Популярное
Услуги эвакуатора в Уфе и пригороде.
От 1 тысячи рублей.
8-927-086-1921
Популярное

ОПРОС По какой причине вы бы сделали прививку от коронавируса?

Результаты

АвтоКар +
дизельные погрузчики в наличии
Диадок

Фокус