Регион

Омбудсмен по правам потребителей: «Самая проблемная сфера – рынок финансовых услуг»

16.10.2021
Уполномоченный по правам потребителей РБ Валерий Самохин считает, что сегодня российские суды «восполняют» законодательные пробелы, вынося решения по потребительским спорам, не оговоренные законодательством. Например, г-н Самохин уверен, что необходимо вводить штрафные санкции для банков, которые не удаляют из своих баз данные по кредитам закрытым или признанными недействительными.

- Ко мне обратилась женщина-инвалид, которой еще в 2014 году пришлось судиться с банком, чтобы признать кредит недействительным, - рассказывает Валерий Геннадьевич.  – Тогда бабушка пришла в салон сотовой связи, где выразила намерение купить телефон. Ей сказали, что можно взять гаджет в кредит, взяли у нее все данные, но в итоге женщина отказалась от покупки телефона. А потом выяснилось, что кредит у нее уже есть - сотрудник салона все-таки оформил на нее заем. Естественно, банк в полной уверенности, что договор заключен, начал требовать оплаты. Семь лет назад в суде доказали, что отсутствуют какие-либо договорные отношения между банком и этой гражданкой, договор признали недействительным, поскольку женщина подпись нигде свою не ставила. 

По словам г-на Самохина, банк пытался обжаловать это решение, но безрезультатно – оно вступило в законную силу. 

- А в 2020 году вдруг банк продает этот долг коллекторам, которые обращаются за получением судебного приказа, - продолжает региональный уполномоченный по правам потребителей. - В это время женщина из Уфы переезжает в Краснодар, естественно, судебный приказ она не получает и узнает только тогда, когда у нее все счета оказываются арестованными, в том числе и тот счет, на который начисляется пенсия. Я считаю, что в таких случаях законодательно должны быть такие штрафные санкции. Ведь банк получил судебное решение, где договор о кредите признали недействительным. А в системе банка долг «висит». 

Валерий Самохин возмущается, что «никто из сотрудников финансового учреждения не почесался, чтобы удалить эти данные из базы». 

- Я не думаю, что банк специально это делал – передача несуществующего долга коллекторам – ошибка, - полагает он. - Но ведь такая невнимательность создала массу проблем пожилому человеку. Поэтому должен быть какой-то штраф за такую халатность.  

Как утверждает Валерий Геннадьевич, именно такие судебные споры, которые выносятся в пользу потребителя, потом становятся «предметом статистического исследования». 

- И Центробанк такие споры изучает, и депутаты Госдумы, - поясняет он. – И выясняют, где у нас имеются пробелы в законодательстве. Потому что пока суды вынуждены в своих решениях эти пробелы восполнять. Потом депутаты российского парламента принимают законопроекты, правда, это очень долгий процесс.  

Валерий Самохин признался, что сам в составе рабочей комиссии участвовал в разработке законопроекта, который обязал судебных приставов не снимать все деньги со счета, «чтобы человек не оставался без средств существования».

- Этот процесс занял три или четыре года, - говорит он. – И все это время во время исполнительного производства арестовывались счета пенсионеров и сирот, на которые им начислялась пенсия. Сейчас, по крайней мере, закон принят, и теперь граждане защищены законом – у них на счету даже при исполнительном производстве должен оставаться прожиточный минимум. Но все равно проблемы периодически возникают. 

Напомним, глава Башкирии Радий Хабиров назначил на должность уполномоченного по правам потребителей РБ известного эксперта в этой области Валерия Самохина. Башкирия стала первым регионом в стране, где есть уполномоченный, призванный следить за прозрачностью потребительского рынка.  

Валерий Геннадьевич считает, что права потребителей в стране нарушаются «ежечасно и ежеминутно». 

- И, собственно, институт уполномоченного создавался в республике не для того, чтобы решать проблемы отдельно взятых граждан, - поясняет он. - Каждый конкретный гражданин может обратиться к юристу, адвокату и получить помощь. Задача уполномоченного – выявление системных проблем. Я считаю, что наиболее проблемные сферы в Башкирии — это медицина, финансовые услуги и сектор ЖКХ.  

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты