Ветеран МАУ Анатолий Воронин: «Я знаю не понаслышке, что такое послевоенная жизнь»
Анатолий Егорович родом из деревни Старое Березово, которая расположена недалеко от небольшого городка Сасово, что в Рязанской области. Первая специальность Воронина - автомеханик тракторов и автомобилей, которую он получил в московском электромеханическом техникуме. После армии Анатолий Егорович вновь отправился учиться – в Сасовское летное училище гражданской авиации.
- В 1950 году получил диплом и как отличник учебы остался работать инструктором в училище, а спустя четыре года перебрался в Казань, - вспоминает Анатолий Егорович. – Чуть позже получил направление в ленинградское высшее летное училище гражданского флота. После его окончания по распределению приехал в Уфу.
В столице Башкирии Воронин сначала работал командиром «Ли-2», потом замкомандира летного отряда и командиром летного отряда.
- Первым вертолетчиком Уфы был Курамшин, а я вторым после него переучился управлять вертолетом, - объясняет Анатолий Егорович. – В то время уфимский аэропорт находился еще на улице Зорге. Управлять вертолетом гораздо сложнее, нежели самолетом по многим причинам. Например, у вертолета нет автопилота, приходилось все время пилотировать вручную. Да и вообще вертолет – более сложная машина. На самолете я налетал 15 тысяч часов, а на вертолете – 5 тысяч.
По словам ветерана авиаотрасли, в 50-е годы пассажиров в Уфе было не так много.
- Бывало, что в течение двух недель я жил в небольшой гостинице при аэропорту совершенно один, - вспоминает пилот. – Сначала на «Ан-2» мы занимались химическими работами. Кроме того, патрулировали нефтепровод и газопровод, возили газовиков. Ну и, конечно, пассажиров возили в районы. Чуть позже стали поступать большие самолеты – «ЛИ-2, «Ту», «Ан-24». Постепенно и поток пассажиров стал намного больше. Помню, что в аэропорту на Зорге порой даже не было мест, весь вокзал был забит людьми. Пассажиры сидели даже на лавочках на улице, представляете? А все потому, что были дешевые билеты. Например, билет в Москву в одну сторону стоил 27 рублей, в Белорецк - 8 рублей, в Ташкент - 64 рубля. Люди могли себе позволить летать! Например, в Москву некоторые уфимцы летали, чтобы сходить в театр. «Ан-2» совершали рейсы в каждый районный центр, «Ли-2» - из Белорецка в Уфу и Москву. Мы связывали города: Уфа – Нефтекамск – Октябрьский - Уфа. Сегодня, к сожалению, такого нет.
Гораздо сложнее даются воспоминания о войне, слишком много тягот выпало на долю нашего героя в то время.
- Во время войны я был пацаном. В 1942 году фашисты не дошли до нас всего лишь 20 километров. Мы рыли окопы, ждали, что немец пойдет с южной стороны. Но захватчики не дошли, их отбросили дальше. Я хлебнул сполна тяжелой жизни и горя. Мы работали в колхозе, чтобы прожить - собирали колоски, картошку, которая оставалась… Знаете, очень тяжело было, как, впрочем, и всем тогда. Мой отец был трактористом, а потом - водителем танка. В 1943 году он таранил «Тигра» и получил за это орден Красной Звезды, погиб при прорыве блокады Ленинграда.
Но несмотря ни на что в 17 лет Анатолий Воронин поехал в Москву поступать в техникум.
- Приходилось ездить на крышах поездов. На что купить билет, если денег совсем нет? Я учился очно и работал. Кем? Да кем придется - брался за любое дело. Я знаю не понаслышке, что такое послевоенная жизнь.
Пережить непростое время Анатолию Егоровичу помогало воспитание.
- Видимо, так меня воспитали, ведь я не пошел в плохую компанию, старался изо всех сил. Сама жизнь заставляла карабкаться и держаться в буквальном смысле за все. Мысли о доме помогали. Знаете, когда я работал инструктором в сасовском училище, то часто пролетал над своей деревней Старое Березово, где у меня жили мать и сестра. Сделаю круг, помашу крылом и назад.
Сегодня Анатолию Воронину 88 лет. Но он по-прежнему не забывает об авиации и интересуется всем, что связано с отраслью.
- У меня дача около аэропорта, и все лето я живу там. Да и в уфимской воздушной гавани был последний раз не так давно. Очень радостно, что про нас не забывают, приглашают на праздники, уделяют внимание. Конечно, перемены уфимского аэропорта впечатляют – словами не передать! Все очень здорово! Конечно, хочется, чтобы билеты стали дешевле и люди могли с легкостью путешествовать, летать во все уголки России. И на российских самолетах, а не на импортных. Уверен, нам это под силу!
Вика ЗВЕРЕВА.