Регион

Правительство РБ обязали создать цифровую образовательную среду

21.05.2017
Представители профильных министерства, ведомств, вузов и предприятий Башкирии приняли участие в выездном пятом заседании совета при главе РБ по развитию электронного образования. Форум состоялся в «Уфимском моторостроительном производственном объединении», где только прошлом году 11 тысяч работников прошли современное обучение в учебном центре предприятия.

«Важная задача - создание технологических платформ для дистанционного обучения»

 

По словам главы Башкирии Рустэма Хамитова, «сегодня нужно осваивать современные модели подготовки специалистов, механизмы непрерывного развития их информационно-технологических компетенций в ходе производственной деятельности».

- Промышленное производство, особенно высокотехнологичные отрасли, переходят сейчас в стадию роботизации, широкого внедрения информационных технологий, - уверен г-н Хамитов. - Система профессионального и высшего образования должна соответствовать вызовам времени, а ещё лучше – опережать эти процессы.

Рустэм Закиевич уверен, что «многие передовые компании уделяют этой работе самое серьёзное внимание».

- Сейчас в России действуют уже более 30 корпоративных университетов и научно-образовательных центров, - рассказал он. - Нашим производственникам, безусловно, надо внимательно изучать опыт УМПО и внедрять его в жизнь.

Г-н Хамитов напомнил, что в прошлом году «Госкомитет по информатизации представил нашим ведущим предприятиям модель взаимодействия с учебными центрами в части развития электронного образования, однако особого интереса эти предприятия не проявили».

- Нужно в корне менять отношение к этой важной работе, - заявил руководитель региона. - Для повышения конкурентоспособности компании должны активнее инвестировать в разработку качественного образовательного контента для расширения компетенций своих специалистов. Профессиональное и высшее образование, безусловно, должны ориентироваться на заказ корпоративного сектора. У каждой компании, каждого вуза есть свои наработки, надо налаживать сетевое взаимодействие между собой.

По мнению Рустэма Хамитова, «важно, чтобы университеты и предприятия, особенно крупные, на которых работают тысячи рабочих и инженеров разной квалификации, были нацелены на совместную подготовку и переподготовку кадров, в том числе в рамках дуального образования».

- Вы знаете, что 9 мая этого года президент России утвердил Стратегию развития информационного общества до 2030 года, - говорит руководитель РБ. - Важнейшими приоритетами в ней выделены совершенствование электронного образования, дистанционных систем обучения, а также разработка и реализация партнёрских программ вузов с высокотехнологичными организациями и предприятиями, координация подготовки современных кадров.

По словам главы РБ, «одной из основных задач становится создание технологических платформ для дистанционного обучения, конкурентоспособного отечественного программного продукта и оборудования».

- Согласно Стратегии, это приведет к формированию национальной технологической платформы онлайн-образования, охвату дистанционным обучением всего населения: - считает Рустэм Закиевич. - Вопросы, которые мы сегодня обсуждаем на Совете, имеют стратегический характер для будущего страны, формирования экономики знаний. Отрадно то, что мы стартовали в этом процессе чуть пораньше. Этой темой занимаемся уже несколько лет. У нас уже есть определённые заделы. В этом наше конкурентное преимущество по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Такой же документ на региональном уровне приняла и республика.

Г-н Хамитов рассказал, что в конце апреля правительство РБ утвердило государственную программу развития информационного общества в республике до 2023 года.

- Сейчас начинается этап реализации, - объяснил он. - В этом документе учтены основные мировые и отечественные приоритеты в информационно-телекоммуникационной сфере, чтобы Башкортостан всегда был в тренде этих процессов, успешно участвовал в важных международных и российских проектах.

Рустэм Хамитов убежден, что в ближайшие годы башкирское правительство «обязано решить главную задачу – создать в республике современную цифровую образовательную среду».

- Чтобы каждый обучающийся, каждая образовательная организация, каждое предприятие были вовлечены в электронное образование, - потребовал он. - Я постоянно привожу пример организации электронного образования в Южной Корее, где ежегодно 95 процентов работающего населения повышает квалификацию через электронные средства обучения. Сегодня ежегодный рост рынка онлайн-образования в мире составляет 25-30 процентов. В 2016 году на дистанционных площадках обучались более 50 млн человек, из них 800 тысяч – россияне. Это примерно соответствует пропорциональному соотношению численности населения земного шара и нашей страны. На самом деле, 800 тысяч человек – это немного. У нас в республике более 1,5 млн человек работающего населения.

Глава РБ полагает, что «со временем, конечно же, значительная часть этих людей будет электронным образом повышать свою квалификацию».

- Но сегодня в России – 800 тысяч человек. Это совсем немного, и мы находимся только в самом начале пути, - поведал он. - Опыт Южной Кореи в этой части хорошо известен в Российской Федерации. Более того, началась реализация проектов кооперации наших стран в сфере высоких технологий. Нам нужно повышать не только сервис онлайн-обучения, но и степень доверия людей к нему, отрабатывать систему аттестации и сертификации по его результатам.

Хотя, Рустэм Закиевич считает, что «в последние годы в республике многое сделано в части развития электронного образования».

- Сформирована необходимая правовая база, - рассказал он. - Действует Ассоциация образовательных организаций «Электронное образование». Создан специализированный портал. Началось создание центров общественного доступа для населения.

 

«У 72 процентов школ и 53 процентов ссузов отсутствует высокоскоростной интернет»

 

В то же время, по мнению руководителя региона, «пока недопустимо медленно разворачиваются процессы формирования самой информационно-образовательной среды электронного обучения, включая цифровые образовательные ресурсы, телекоммуникационные технологии, программно-аппаратную платформу и оборудование».

- Сегодня доступ к сети непосредственно с рабочих мест есть всего у 76 процентов организаций республики, - перечисляет он. - У 72 процентов школ и 53 процентов ссузов отсутствует высокоскоростной интернет. О каком электронном образовании мы можем говорить в этой ситуации? Всего в семи процентах организаций есть образовательные программы, которые можно освоить полностью дистанционно.

Как уверяет Рустэм Хамитов, «каждой образовательной организации необходимо обладать электронным контентом по всем учебным дисциплинам».

- Сейчас этого нет в принципе. На всех уровнях образования доля применяемых электронных курсов составляет менее 17 процентов, доля использующих их преподавателей и сотрудников – около 40 процентов. Безусловно, нужны более активные шаги по всем этим направлениям, - считает он. - Эти невысокие цифры в очередной раз подчёркивают, что мы находимся только в самом начале этого процесса. Несмотря на то, что административно, организационно, финансово пытаемся внедрять системы электронного образования. Но сопротивление среды пока ещё достаточно велико, и нам не всегда удаётся его преодолеть.

Также г-н Хамитов считает важными темами «задачи дальнейшего развития сетевого взаимодействия образовательных организаций и грантовой деятельности в сфере электронного образования».

- Здесь есть и проблемные вопросы – например, использование электронных образовательных ресурсов, созданных другими организациями; обеспечение широкого их доступа с соблюдением авторских прав, - говорит он. - Надо внимательно посмотреть, как расходуются выделенные из бюджета республики гранты образовательным организациям, какова их эффективность.

Рустэм Закиевич убежден, что «в настоящее время для республики открываются широкие возможности в рамках реализации федеральных приоритетных проектов в сфере образования, в частности проекта «Современная цифровая образовательная среда».

- Надо целенаправленно работать с федеральным центром в части продвижения нашего лучшего опыта, - объяснил он. - У нас внедряются инновации, которые позволяют нам выступить в качестве пилотного региона по развитию современной цифровой образовательной среды. Мы можем и должны предложить свою модель формирования такой среды для последующего её тиражирования в других регионах. Важно подкрепить наши успехи федеральным финансированием.

Глава РБ уверен, что «обеспечение доступа к открытым образовательным ресурсам высокого качества всех жителей республики позволит во многом решить проблему оттока абитуриентов в другие регионы, что у нас сегодня наблюдается, создаст условия для повышения профессиональных компетенций граждан, их трудовой мобильности, роста заработных плат и повышения уровня жизни».

 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты