Регион

Хамитов: «Формализм губителен в любом деле, но в образовании он опасен многократно»

15.08.2017
Глава Башкирии Рустэм Хамитов считает, что сегодня стратегической задачей для педагогической общественности и власти стал перевод образовательной системы на современные рельсы. По мнению руководителя республики, образование должно стать «локомотивом обновления всех сторон жизни общества». Об этом он заявил на традиционном августовском педсовете, который ежегодно проходит в республике в преддверии начала учебного года.

«Вкладывая серьёзные средства в образование, мы вправе рассчитывать на отдачу»

 

Руководитель Башкортостана рассказал, что в нескольких пилотных регионах – в Самарской, Астраханской, Тамбовской областях, Москве школы будут передаваться с муниципального уровня на государственный.

- На федеральном уровне президент страны, правительство Российской Федерации, министерство образования и науки инициируют важные шаги в реорганизации системы управления и финансирования общего образования через передачу школ с муниципального уровня на государственный, - разъяснил он. - Заявлено о совершенствовании базового содержания учебников, порядка их разработки, экспертизы и включения в федеральный перечень. Сейчас, как вы знаете, в этом списке – около полутора тысяч наименований. Теперь по основным дисциплинам будет две, максимум три линии базовых и углублённых учебников.

Также, как заверил г-н Хамитов, «важной задачей является развёртывание в регионах эффективной и доступной системы дополнительного образования, охват до 2020 года не менее 70 процентов детей, особенно в сельской местности, современными программами, формирование методических центров».

- Планируется развитие научно-технического творчества, расширение кружкового движения, объединяющего ребят, способных к конструированию и программированию, - перечислил он. - Будет создана сеть соответствующих ресурсных центров, а также каналов предоставления доступной и увлекательной для детей информации о научных достижениях, исследованиях российских учёных. Активно обсуждаются и другие инновации.

Рустэм Закиевич вновь напомнил, что «ежегодно республика вкладывает в систему образования колоссальные средства – более 30 миллиардов рублей».

- Это треть всей расходной части бюджета, - заверил он. - На эти деньги строятся новые школы и детские сады, проводится ремонт, оборудуются компьютерные классы и спортивные залы, приобретаются школьные автобусы, выплачивается заработная плата работникам образования. В результате крупных вложений Башкортостан сегодня неплохо выглядит в части укрепления материальной базы.

Глава РБ заявил, что «вкладывая серьёзные средства в образование, мы вправе рассчитывать на высокую отдачу в виде, прежде всего, значимых достижений в профессиональной деятельности, роста качественных показателей работы образовательных организаций».

- Отмечу, что за последние годы заметно улучшились результаты ЕГЭ, - констатировал он. - Средние баллы по всем учебным предметам стали выше. Уменьшилось число неудовлетворительных оценок. Выпускников с высокими баллами стало больше.

 

 

«По итогам аттестации трудно судить, насколько эффективна образовательная система»

 

Однако, как полагает Рустэм Хамитов, «только по результатам итоговой аттестации трудно судить, насколько в целом эффективна наша образовательная система в части приближения её к современным стандартам, в том числе в сфере менеджмента».

- Внедрение в управление отраслью проектных технологий особенно важно для успешной реализация федеральных программ по развитию электронного обучения, созданию современной образовательной среды для школьников, доступного дополнительного образования, центров инноваций в вузах и подготовки кадров для передовых технологий, - считает он. - Министерству образования республики необходимо обеспечить достижение заложенных в них целевых показателей.

Не менее важной задачей глава региона называет запуск в республике единой системы электронного образования.

- Современная информационная среда становится в наши дни эффективной платформой интеграции образовательных ресурсов и компетенций, запуска важных инноваций, - говорит он. - Электронное образование в республике внедряется с 2014 года. Приняты концепция и план мероприятий до 2020 года, реализуется соответствующая подпрограмма. Действует республиканский портал, объединивший онлайн-ресурсы образовательных организаций. Учреждены ежегодные гранты для школ в размере 30 миллионов рублей. В прошлом году в республике состоялась апробация образовательного портала «Российская электронная школа» для пятиклассников.

 

«Должны быть специалисты, подготовленные к работе с юными талантами»

 

Также глава РБ назвал «приоритетной задачей» создание современной образовательной среды.

- Принцип её открытости означает возможность школьников и студентов самостоятельно выбирать программы и курсы, учиться на разных обучающих площадках, - убеждён он. - По прогнозам экспертов, через 10-15 лет более половины образовательной деятельности детей будет проходить вне школы. Это потребует изменения роли учителя, значительного роста его квалификации, привлечения к учебному процессу вузовских преподавателей, учёных, экспертов.

По словам г-на Хамитова, «пока в республике мы видим лишь единичные примеры сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня».

- Большая их часть остаётся вне этого поля, - сетует он. - В том числе и по этой причине нет системной работы с одарёнными детьми, снижаются темпы олимпиадного движения, ухудшаются его результаты. Конечно же, это очень плохо. Нам надо выправлять ситуацию.

По мнению главы РБ, «в каждой образовательной организации должны быть специалисты, подготовленные к работе с юными талантами».

- Министерство образования должно координировать эту деятельность, создавать условия для самореализации одарённой молодежи, - потребовал он.

Рустэм Закиевич напомнил, как два года назад давал поручение создать детскую инженерную школу.

- В результате объединения двух учреждений появился Республиканский инженерный лицей, - рассказывает он. - Фактически же поменялось только название, но не содержание работы. Считаю это формальным отношением к делу. Нужно создать по-настоящему инновационное учреждение с высоким уровнем общеобразовательной и технической подготовки, современным оборудованием. Инженерный лицей должен стать одним из центров подготовки в республике специалистов для высокотехнологичных производств.

При этом глава РБ отметил положительную динамику развития системы среднего профессионального образования.

- Пять наших колледжей стали участниками приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда», - констатирует он. - На развитие СПО в рамках федеральной целевой программы развития образования привлечено более 24 миллионов рублей. В этом году в Уфе состоялись три крупных всероссийских и международных форума по вопросам развития профессионального образования.

Г-н Хамитов привел в качестве положительного примера, что «главный акцент в этой сфере сделан на освоении современных знаний, техники и технологий, необходимых для развития наукоёмкой экономики».

- Нужно достигать соответствия компетенций выпускников запросам такой экономики, наладить тесные связи профессионального образования с реальным сектором и прикладной наукой, - предложил он.

Рустэм Хамитов убежден, что «работу по повышению престижа инженерных специальностей и рабочих профессий надо начинать со школы».

- Важно заинтересовывать молодёжь через грамотную профориентацию, систему дополнительного образования, вовлечение в техническое творчество, работу технопарков, - перечисляет он. - В республике есть свои идеи и наработки в этой части. Нужно привести в пример Туймазинский индустриальный колледж, где на полученный грант закупили современное оборудование и успешно реализуют профориентационный проект по обучению школьников основам рабочих и технических специальностей. Сотни старшеклассников знакомятся здесь с азами рабочих профессий, основами электротехники, 3D-моделирования, робототехники.

Рустэм Хамитов отметил, что и башкирские вузы в последние годы повышают свои рейтинги.

- Уфимский государственный нефтяной технический университет стал опорным университетом, Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы – опорным гуманитарным вузом, - порадовался он. - В этом году будет запущен национальный рейтинг вузов, включающий, в том числе, отечественную систему оценки научных публикаций. Задача наших университетов – занять в нём достойное место.

Между тем, как сообщил г-н Хамитов, БГПУ стал обладателем гранта на 223 миллиона рублей на реализацию государственной программы по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Башгосуниверситет получил рекордный научный грант на 195 миллионов рублей для проведения исследований в области полимерных композитов для развития малотоннажной химии.

- Чтобы наши вузы стали более востребованными, нужно, конечно же, укреплять их материальную и научно-методическую базу, повышать качество подготовки специалистов, особенно в филиалах, теснее работать с профильными предприятиями, в том числе, в части трудоустройства выпускников, - призвал Рустэм Хамитов.

 

«Нужно в целом менять культуру отношений в системе «учителя-родители-ученики»

 

Рустэм Хамитов предложил использовать новые взгляды и подходы в целях, методах и формах воспитательной работы в современной школе.

- Мы уже говорили на первом республиканском Родительском форуме о необходимости обеспечения медиа- и сетевой безопасности детей, находящихся под постоянным и часто негативным информационным прессом, - напомнил он. - Один из проектов Минобрнауки России – «ТАСС – детям» предполагает создание в школе системы школьного телевидения для показа новостных, просветительских, историко-культурных программ воспитательного характера. Планируется также, что сами ученики будут готовить сюжеты о жизни школы, заниматься коллективным творчеством. Мы, конечно же, поддержим такой проект.

Рустэм Хамитов убежден, что «важное направление совершенствования воспитательной работы связано с проектным подходом».

- Важно научить ученика правильно планировать собственную жизнь, ставить реальные цели, а затем целенаправленно их достигать в профессиональной, творческой и других сферах, - советует он. - Начинать развивать эти качества нужно с малых дел в школе, во внеклассной работе, на занятиях в кружках и секциях, помогая формировать ценностное отношение ребёнка к труду, творчеству, друзьям, к себе, своей жизни. Знаменитая писательница Астрид Линдгрен сказала: «Если в самом начале человеку будет даровано чувство уверенности в собственных силах и вера в надёжность этого мира, он легче справится с трудностями, когда придёт их черёд». В этой работе, конечно же, мы должны опираться на родительское сообщество, родителей.

Рустэм Хамитов напомнил собравшимся о важности тесного взаимодействия педагогов и родительской общественности.

- Здесь надо добиваться встречного движения, - уверен он. - Родительским объединениям нужно активнее участвовать в жизни школы, оборудовании спортплощадок, школьных стадионов, организации соревнований, походов, экологических, благотворительных акций и других реальных дел, формирующих у ребят важные качества. Нужно в целом менять культуру отношений в системе «учителя-родители-ученики», объединять усилия исходя из новых вызовов.

Глава РБ посоветовал «не стремиться сделать отношения учителя и родителей конфликтными».

- Не выпячивать порой те проблемы, которые возникают в этой части, - наставляет он. - Мы видим, что иногда в угоду рейтингам средства массовой информации, что называется, пережимают и начинают активно критиковать учительское сообщество. Хотя, считаю, что в большинстве случаев учителя действуют абсолютно правильно.

Рустэм Закиевич полагает, что «родительское сообщество всегда помогало функционированию школы» и предложил министерству образования организовать участие родителей во всех районных и городских августовских совещаниях.

- Так было и в советские времена, так есть сейчас, - говорит он. - Конечно, так будет и дальше. Безусловно, эту работу надо проводить на добровольных началах. Здесь не должно быть сверхдавления. Но без помощи родительского сообщества школам, конечно, трудно.

Глава РБ предостерег учителей и от «формального отношения к этой работе».

- Формализм губителен в любом деле, но в образовании он опасен многократно, - предупредил он. - Стены с мебелью и глобусами делают школу с большой буквы именно учителя. Неравнодушные, сопереживающие, многое знающие и умеющие, способные научить ребёнка познавать и творить. Главное для учителя – привить ребенку желание учиться. Если учитель любит своё дело, верит в ученика, то обязательно получит достойный педагогический результат. Если он равнодушен, если ему неинтересен ни предмет, ни ребёнок, конечно же, ничего хорошего не получится.

 

«Нынешняя школа, основанная на заучивании, не справится с новыми задачами»

 

- Понятно, что образование – это особая сфера, и ситуация в ней касается не только тех, кто учит или учится, - уверен Рустэм Хамитов. - Проблемы общего и профессионального образования значимы для всего общества. От того, как они будут решаться, зависит путь, по которому пойдёт отечественная экономика, наука, будет развиваться Россия.

По мнению г-на Хамитова, республиканский педагогический совет важен как для управленцев и педагогов, так и родительской общественности.

- Особенно сейчас, когда в образовательной отрасли продолжают происходить изменения, на которые нужно оперативно реагировать и на своем уровне грамотно ими управлять, - объяснил он. 

Рустэм Закиевич напомнил, что «сегодня научный прогресс, экономику, многие сферы нашей жизни всё больше определяют информационные технологии, компьютерные системы, нейросети, искусственный интеллект».

- Цифровая экономика включена в список главных направлений стратегического развития страны, - говорит он. - Обозначена задача создания условий для глубокой системной цифровизации жизненного и экономического уклада в России. В ближайшее десятилетие многие отрасли экономики в той или иной мере станут цифровыми, а ряд существующих производств, профессий – исчезнут или трансформируются в другие.

Глава РБ сослался на мнение специалистов, требующих, чтобы школьное образование закладывало востребованные во многих профессиях универсальные знания и навыки – компьютерную грамотность, умение находить и применять нужную информацию, работать с большими массивами данных, системно мыслить и технологично действовать.

- Эти навыки можно осваивать не только за школьной партой, но и дистанционно, на онлайн-курсах, в обучающих и творческих центрах, молодёжных технопарках, фаблабах и так далее, - уверен г-н Хамитов.

Руководитель республики считает, что «школа в первую очередь отвечает за те качества ученика, которые развиваются именно в общении с учителем, коллективной работе в классе».

- Речь идёт об общеучебных умениях, способностях творчески решать нестандартные задачи, делать выбор и отвечать за него, навыках проектной работы, командного взаимодействия, - говорит он. - Важными также являются практические знания и навыки в области права, финансов, предпринимательства.

Рустэм Хамитов убежден, что «нынешняя школа, основанная во многом на заучивании, через несколько лет перестанет справляться с новыми задачами».

- Для успеха в профессии, жизни, гораздо важнее не то, что учитель вложил ученику в голову, чтобы сдать очередной экзамен, а то, насколько он умеет применять всё это на практике, - призвал он. - С академическими знаниями у учащихся российских школ всё в порядке. А вот в плане практического их использования порой есть, над чем работать. Чтобы эффективно отвечать на современные вызовы, необходимо переформатировать деятельность образовательных организаций, перевести их на новые принципы работы.

 

 

«В большой системе нельзя ошибаться»

 

По мнению г-на Хамитова, «слагаемые успеха в развитии системы образования республики - крепкая материально-техническая, научно-методическая база, современные образовательные технологии, компетентные кадры, эффективный менеджмент, опора на лучший отечественный и зарубежный опыт».

- На нас лежит очень большая ответственность, - предостерег Рустэм Закиеич. - В большой системе нельзя формировать какие-то ошибки, потому что они очень далеко распространяются, очень глубинные слои населения затрагивают.

Глава РБ предложил учителям «быть умеренно консервативными, но при этом двигаться вперёд».

- Задача стоит очень сложная, большая, - говорит он. - Нам удаётся сохранять и баланс, и спокойствие, уходить от конфликтов, которые порой искусственно навязываются, политизируются, выпячиваются. Всё-таки здравый смысл берёт верх в нашей образовательной системе. Уверен, что так будет и в дальнейшем, что мы будем справляться с новыми вызовами, работать по-настоящему крепко, надёжно. Мы не уроним авторитет нашей замечательной республики, нашего горячо любимого Башкортостана.

Рустэм Хамитов предупредил, что «во всех наших делах нами должны руководить разум и спокойствие, нормальное, профессиональное отношение к делу».

- В нашей республике всегда будут востребованы образцы хорошей работы в вопросах образования, - уверен глава РБ. - Надеюсь, что мы постоянно будем в лидерах, и мы всегда будем соответствовать самым высоким требованиям, стандартам. Хочу, чтобы в наших школах был мир, спокойствие, чтобы мы были заняты только одним – подготовкой наших детей к взрослой жизни. Чтобы из школы наши дети выходили уже подготовленными людьми к тем сложностям, которые есть в окружающем нас мире.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты