Регион

Политические итоги-2017: интриги, скандалы, расследования

25.12.2017 Александр КРАСОВСКИЙ
Хотя завершающийся год не был выборным, тем не менее, в республиканской политике было много интересного и даже неожиданного, а региональный информационный фон гудел от различных домыслов. Уже сегодня можно говорить о формировании целого политического сообщества – башкирского фейсбука, в котором порой проходят нешуточные баталии представителей разных политических сил, как правило не имеющих отношения к формальным политическим институтам.

Мэрия Уфы - влиятельный, но зависимый от власти региональной субъект

 

Одной из интриг, активно продвигавшихся в местном информационном пространстве, стал так называемый «конфликт» между республиканской властью и уфимской администрацией. Скорее можно было говорить о некоторых трениях, тем не менее некоторые активно гнали информационную волну. Как бы то ни было, никаких резких решений и демонстративных акций ни с той, ни с другой стороны не последовало. Впрочем, если очень захотеть, то такие акции можно углядеть даже во вполне рутинных административных решениях.

Формальным основанием для того, чтобы увидеть «чёрную кошку в тёмной комнате» стали события прошлой зимы, когда снега в городе было не в пример нынешнему декабрю.

При этом у проблем, которые возникли у уфимских властей, очевидно, было две причины. Первая – неудачное информационное сопровождение работы мэрии, когда многие чиновники своими высказываниями в средствах массовой информации и, особенно, в социальных сетях, лишь провоцировали рост недовольства граждан. Вторая – сокращение расходов на содержание инфраструктуры мегаполисов. Если в 2016 году доходная часть уфимского бюджета составляла 26 млрд рублей, то в 2017-м - по разным данным лишь 18-21 млрд. Для сравнения, бюджет соседних Челябинска и Самары составляет соответственно 23 и 13 млрд рублей. То есть, у уфимской администрации просто не было денег для того, чтобы справляться с подобной или аналогичными кризисными ситуациями самостоятельно.

Об этом же и говорил мэр Уфы Ирек Ялалов на урбанистическом форуме в Москве в июне, когда предложил «китайский вариант» межбюджетных отношений, при котором треть собираемых налогов оставалась бы городу, треть – региону, а оставшаяся треть – шла в федеральный центр. Это выступление вызвало серьёзный резонанс, в том числе в федеральных СМИ, существенно повысив известность уфимского градоначальника за пределами Башкирии.

Тем не менее, массовая критика со стороны горожан и замечания республиканского руководства привели к перезагрузке работы уфимской мэрии. После этого ситуация зримо изменилась в лучшую сторону. Отставка вице-мэра Александра Филиппова снизила, пусть на какой-то период, влияние мощного лобби крупного строительного бизнеса, которое мешало нормальной работе городской администрации. Кадровые изменения фактически сняли вопрос о якобы имеющих место быть трениях между городской и республиканской властью. Несмотря на то, что оппозиция пыталась в течении года ещё несколько раз спровоцировать конфликт или недопонимание между руководителем региона и мэром Уфы, в частности, задавая г-ну Ялалову провокационные вопросы, не собирается ли он возглавить республику, сделать этого фактически не удалось.

Нужно помнить и о том, что Уфа в постсоветский период не проявляла политической самостоятельности, не была замечена в противостоянии с региональной властью. Политическая культура в РБ не предполагает конфликтов, она нацелена на компромисс и сотрудничество. Если конфликты всё же возникают, то они крайне редко проявляются в публичном пространстве. Предполагающая жёсткую централизацию и иерархию власти региональная система гасит их внутри, непубличными способами. Поэтому уфимская администрация всегда рассматривалась как пусть и влиятельный, но всё же зависимый от власти региональной субъект.

 

 

Губернаторопад ожидаемо обошёл Башкирию стороной

 

Любимым занятием политизированной прослойки общества, концентрирующейся в основном в фейсбуке, является гадание на страничках друг друга в соцсетях: снимут главу региона или не снимут. Этот вопрос для многих стал буквально смысложизненным, а для некоторых, особо зацикленных, перерос в разряд параноидальных.

Вот уже много лет руководитель республики по 5-6 раз в год «совершенно точно» уходит в отставку. Справедливости ради, Рустэм Хамитов в этом не пионер. Муртазу Рахимова в своё время тоже снимали с упорством, достойным лучшего применения. При чем снимали примерно лет семь, начиная с выборов 2003 года. Угадать пока не получилось ни разу, однако недовольные и обиженные, в основном бывшие чиновники, которые сами себя величаво называют контрэлитой, не оставляют попыток предсказать желанный уход. Тем более, что формальных поводов было достаточно, ведь два раза в течении года – весной и осенью – страна пережила массовый «губернаторопад».

Бросается в глаза то, что причины отставок региональных руководителей весьма существенно отличаются. Они не всегда могут быть объяснены с точки зрения привычной логики, но включают три основные причины. Первая – конфликт между бывшим губернатором и влиятельной частью региональной элиты. Другими словами, губернатор столкнулся с внутренней фрондой, что, в конечном счёте, заставило его уйти. Это касается, например, Самарской, Нижегородской и Новосибирской областей. Вторая причина отставок – ухудшение социально-экономической ситуации в регионе. Сюда вписываются отставки глав Дагестана, Ненецкого автономного округа и Ивановской области. Третья причина – несбывшиеся ожидания. Отставки губернаторов в Красноярском крае (Виктор Толоконцев), Приморье (Владимир Миклушевский), Орловской (Вадим Потомский) и Омской (Виктор Назаров) областях нельзя назвать прогнозируемыми. В отличии от, например, отставок г-на Шанцева или г-на Меркушкина. Скорее всего, здесь сработал эффект несбывшихся ожиданий, а также желание обновления кадров, замена прежних губернаторов на более молодых и динамичных. Именно динамики не хватало перечисленным регионам в последнее время.

То, что Башкирия осталась в стороне от данного процесса вполне закономерно и объяснимо. Рустэм Хамитов и находящаяся у власти элита являются проводниками политического и социально-экономического курса, который инициирует центр. В условиях выстроенной властной вертикали ломать систему, которая даёт необходимый результат, было бы, как минимум, странно.

 

Большинство партий проспали весь минувший год

 

Ближе к концу года вдруг вспомнилось, что совсем скоро президентские выборы и самое время активизироваться политическим партиям, ведь подготовка к избирательной кампании предполагают существенное оживление деятельности региональных партийных структур. Между тем, большинство партий, как находилось весь 2017 год в сонном состоянии, так и продолжает спячку в конце года.

Впрочем, когда мы говорим, что выборов в регионе не было, это не совсем верно. 10 сентября 2017 года, в единый день голосования, в Башкирии состоялись выборы в муниципальные органы власти. По их итогам из 256 депутатских мест 193 достались «Единой России», 39 - самовыдвиженцам, 14 - «Справедливой России», 6 - ЛДПР, 3 - «Патриотам России» и 2 - КПРФ. Колоссальный разрыв между «партией власти» и оппозицией - результат полной неготовности партий парламентской оппозиции вести избирательную кампанию самостоятельно, без помощи центра. Называя вещи своими именами, все партии, кроме «Единой России», которая обладает серьёзным административным и организационным ресурсом, кампанию провалили. Если ещё точнее – она им оказалась не интересна и не нужна.

«Партия власти» встречает новый год в состоянии обновления, анонсированного секретарём Генсовета Андреем Турчаком. Изменения должны существенно поднять статус региональных и местных отделений, а также предполагают увеличение финансирования последних. Позитивным видится и идея слияния некоторых партийных проектов, часть из которых дублируют друг друга. Одним из этапов партийных реформ должно стать и обновление руководящего состава партии, в том числе, на региональном и местном уровне. Это уже подтвердил секретарь регионального отделения Константин Толкачёв.

Главным политическим сюжетом осени текущего года для КПРФ стало участие руководителя башкирских коммунистов Юнира Кутлугужина в митингах против главы региона Рустэма Хамитова. Дело в том, что ранее региональное отделение КПРФ не было замечено в политической деятельности, идущей в разрез с установками региональной власти и считалось вполне лояльным и управляемым. Достаточно жёстко коммунисты оценивают и деятельность городских властей. Но если катализатором выступлений против Рустэма Хамитова стала проблема преподавания башкирского языка (коммунисты выступили за принудительное преподавание), то здесь, вероятно, следует говорить о желании КПРФ встроиться в общий тренд.

В отличии от КПРФ, мобилизационные возможности либерал-демократов ограничены. В то же время, следует признать, что в последние годы ЛДПР удалось создать местные отделения в большинстве муниципалитетов Башкирии. Партия проводит большое число благотворительных акций и спортивных мероприятий. Отдельно следует отметить серию одиночных пикетов за чистоту русского языка - требования ограничить использование заимствованных, прежде всего, англоязычных слов. Такие пикеты больше влияют на популярность партии в регионе, чем мероприятия, проводимые «для галочки».

Учитывая традиционно непростую экологическую ситуацию в Башкортостане, берущую начало ещё в 1990-е годы, и всегда имеющую политический резонанс, шансы нарастить электоральный потенциал есть у «зелёных». Однако, в целом, деятельность политических партий в республике незаметна. Можно говорить о том, что их влияние на политический процесс незначительно.

 

Что год грядущий нам готовит?

 

Политический год и календарный, как известно, не совпадают. И если встречать новогодний праздник мы будем через несколько дней, то политический 2018-й год уже идёт. Начался он, пожалуй, с объявления старта избирательной кампании по выборам президента России. Именно президентские выборы станут главной политической повесткой ближайших месяцев. Понятно, что их результат уже предрешен, но дело не в этом. Выборы президента – это важнейшее политическое событие года, это время, когда элиты действуют с удвоенной энергией и борются за место при дворе.

А Башкортостан ждёт сразу две избирательные кампании – в сентябре состоятся выборы в Госсобрание – Курултай республики, которые тоже обещают быть весьма интересными и могут преподнести множество сюрпризов. В экономике можно ждать продолжения судебной саги «Роснефти» и АФК «Система».

За всеми этими событиями мы будем пристально следить и, по возможности, обсуждать с нашими читателями их последствия. Но самое главное, что новый год несёт каждому из нас новую жизнь, новую весну и надежду на то, что он будет лучше прежнего.

 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты