Регион

Депутат Госдумы Павел Качкаев: «Все, что делается в доме, где мы живем, зависит только от нас»

12.05.2018 Альбина ИБАТУЛИНА
В России вступил в силу закон, позволяющий гражданам напрямую оплачивать счета за свет, воду и тепло. То есть жильцы имеют право заключать договора непосредственно с поставщиками коммунальных услуг. Одним из авторов законопроекта, который всерьез изменит работу управляющих компаний, является бывший мэр Уфы, а ныне депутат Госдумы, заместитель председателя парламентского комитета по ЖКХ Павел Качкаев.

Прямые расчеты и прямые договора

 

- Мы достаточно долго пытались принять этот закон через Думу, причем не только я, - рассказал Павел Рюрикович в эфире телеканала «ВГТРК-Башкортостан». - На последней редакции стоят две подписи – Галины Петровны Хованской и моя. Вообще законопроект готовился еще в 2011-м. Мы начали над ним работать в 2013-2014 годах, это уже третий вариант закона. Закон сам по себе очень сложный и меняет практически всю систему взаимоотношений между управляющей организацией, ресурсоснабжающей организацией и собственником. Если раньше между ресурсоснабжающей организацией и собственником стояла управляющая организация, то сейчас мы ее из этой цепочки убрали, то есть напрямую ресурсоснабжающая организация – собственник. Но только, я еще раз подчеркиваю, в расчетах. А в обслуживании многоквартирного дома, инженерных сетей, во взаимодействии «собственник – ресурсоснабжающая организация» по различным нарушениям, по качеству поставленных ресурсов никто с управляющей организации ответственности не снимал. Управляющие копании так и будут обслуживать. То есть собственник знает ресурсоснабжающую организацию только при расчете, при прямом платеже. 

По мнению г-на Качкаева, законодательное нововведение улучшит положение и управляющих компаний, поскольку «ранее даже самой хорошей управляющей компании приходилось отдавать ресурсоснабжающей организации часть своих денег». 

- Яркий пример: у нас, в Башкирии, собираемость по коммунальным платежам не самая плохая, - говорит он. - По крайней мере, насколько я знаю по цифрам, мы входим в десятку лучших регионов страны - примерно 95-97 процентов по оплате коммунальных услуг. Но вот эти недостающие три процента недоплатежей, даже у самой хорошей республики, предъявляются управляющей организации. Если ресурсоснабжающая организация поставила тепла на 100 рублей, а жители заплатили 97 рублей, вот эти три рубля провисают между нами и ресурсоснабжающей организацией. А ресурсоснабжающая организация эти три рубля, эту дельту, предъявляет управляющей организации, которая вынуждена или заплатить из расходов на обслуживание дома, каких-то других статей или оформить как долг. И через 10-15 лет этот долг вырастает так, что управляющая организация становится банкротом. 

- То есть управляющие компании тоже выигрывают?

- Управляющие компании выиграли, тут говорить нечего. Они лишились оборотных средств, наверное, на две третьих, но ведь они как ничего не имели с этих платежей, так ничего и не имеют теперь, после появления нового закона. Управляющие компании могли размещать оборотку в банке и получать какие-то проценты за обслуживание этих денег, но это все. Теперь выиграли все. И ресурсоснабжающие организации, потому что стали получать деньги напрямую и средства нигде не зависают, и управляющие организации. 

- А самое главное – жильцы выиграли?

- Мы надеемся, что для жильцов ничего не изменится: как платили сто рублей, так и будут платить сто рублей. Уфа уже давным-давно на прямых расчетах, не на договорах, а на расчетах.

- Очень радует, что вы говорите: «Уфа, наша республика», как будто вы живете не в Москве, а по-прежнему здесь.

- В Москве я живу в служебной квартире. Поэтому в Москве у меня нет ничего. Хотя много по регионам приходится ездить. Башкирия, кстати, не самая плохая, если взять в целом работу в жилищной сфере, хотя вопросов тоже достаточно много. Но, тем не менее, в республике пока все более-менее нормально.

 

Неучтенный жилой фонд

 

Павел Качкаев автор еще трех законопроектов, которые сегодня продвигаются в Госдуме. Один из них касается наведения порядка в обслуживании газового оборудования.    

- Это после многочисленных взрывов? 

- В том числе, да. Надеемся, что часть проблемы снимется, хотя эта она гораздо шире. Мы предлагаем, чтобы управляющая организация заключала договоры со специализированной организацией, которая занимается обслуживанием и проверкой газового оборудования, как внутридомового, так и внутриквартирного. Сейчас это отдано на откуп самим жильцам. У нас в многоквартирных домах по 50-60 процентов собственников таких договоров не имеют, то есть оборудование не проверяется. Мы не говорим, что управляющая компания или организация будет ремонтировать или обслуживать. Задача – только организовать проверку, а дальше уже дело собственника: он должен заплатить деньги и привести свое квартирное оборудование в порядок. Я думаю, что часть проблемы снимется.

Второй законопроект - о проведении общих собраний в виде конференции. 

- Допустим, у нас в Уфе есть дома по 50 тысяч квадратных метров, это как минимум 250-300 квартир, - рассказывает Павел Рюрикович. - Мы еще в прошлом году внесли этот законопроект, что выбираются представители от ряда квартир по подъездам или по этажам, это на выбор самих жителей, то есть нужно один раз провести общее собрание, выделить представителей, которые будут участвовать на конференции и голосовать. 

Третий законопроект бывшего уфимского мэра касается упрощения сбора справок для пенсионеров и инвалидов, которые имеют льготы по капитальному ремонту. 

- Сейчас пожилые люди, чтобы получить эту льготу, собирают справки у регионального оператора, выписку со спецсчета и многие другие документы. Я думаю, что буквально на днях будет принят этот законопроект, и тогда эта обязанность будет на региональном операторе, то есть запрос будет региональному оператору от центра предоставления субсидий. И уже после этого будет определяться субсидия. 

Еще один закон, где г-н Качкаев приложил свою руку - закон о возобновлении государственного учета жилого и нежилого фонда.

- Этот документ правительственный, очень серьезный и поможет нам работать в сфере ЖКХ, - объясняет Павел Рюрикович. -  У нас были БТИ, помните? В 1990-х и при советской власти, когда дома обследовались каждые пять лет, определялся износ, определялась стоимость восстановительных работ, то есть техпаспорт дома. В 1997 году этот закон и БТИ отменили. В некоторых регионах они сохранились в виде ООО или государственных учреждений, но тем не менее, этот учет был отменен. И вот правительство все-таки внесло этот законопроект. Сейчас мы работаем над подготовкой ко второму чтению, и я думаю, что это поможет в первую очередь понять, что же у нас с домами вообще творится. Потому что, когда мы собирали региональную программу капитального ремонта, пришлось даже целый закон выпускать, чтобы пересмотреть эти графики капитального ремонта, региональные программы, сделать актуализацию этих программ. Потому что в 2014 году были такие региональные программы, что не отвечали вообще факту самих домов. Поэтому этот четвертый законопроект, на мой взгляд, сегодня из самых важных. Есть, конечно, муниципалитеты, которые жилым фондом все-таки занимаются. А есть регионы, где нет даже перечня многоквартирных домов, вернее, не было. Сейчас, когда капремонт заработал, все просто обязаны составлять эти списки, им деваться некуда. 

 

Ответственные граждане 

 

Павел Качкаев напомнил, что «в Уфе капремонт делался всегда – и в 1996-м, и в 1998-м, и в 2000 году». 

- Мы собирали по 50 копеек, а потом начали собирать по 80 копеек или по рублю, то есть у нас в принципе система капремонта действовала, - рассказал он. - Я прекрасно помню, когда в конце 90-х была проблема с крышами – они текли. Мы же целенаправленно занимались ремонтом крыш, хотя закона о капремонте тогда не существовало. И для меня, как мэра города, другого выхода не было. Кстати, этот российский закон был списан с нашего горсоветовского положения о капитальном ремонте. Когда в 2008 году начали капитально ремонтировать за счет фонда реформирования ЖКХ, вот тогда, собственно, началась работа над капитальным ремонтом. А в 2014 году в стране было отремонтировано 36 миллионов квадратных метров, в 2015-м – 66, в 2016-м – 135. В этом году мы отремонтировали 171 млн квадратных метров многоквартирных домов. Это около восьми процентов от всего фонда многоквартирных домов, то есть мы вышли в принципе на ремонт дома один раз в 12 лет. Но у нас слишком большой хвост тянется, недоремонтов. Поэтому, по оценке Минстроя РФ, если мы выдержим этот темп, к 2025 году, может быть, войдем в график. 

- В Башкирии нет такого огромного количества «недоремонта»?

- В огромном количестве нет, тут у нас другой минус. На сегодня для того, чтобы гражданам не создавать дополнительные траты, в среднем по стране мы собираем 6 рублей 59 копеек с квадратного метра жилья. Начали в 2014 году с 6 рублей 29 копеек, собственно, рост небольшой. Фактически полные суммы за капитальный ремонт собираются только в Москве – 17 рублей с копейками. Мы делаем один или два вида капитального ремонта. И сегодня уже начались такие вопросы: «Почему наш дом завтра, а не сегодня? Почему нам делают только крышу, а не меняют лифт?» Кстати, по лифтам тоже есть программа. И я считаю, республика вполне нормально ведет эту работу. В этом году 400 лифтов меняются по Башкирии, то есть работа ведется вполне. 

- Известно, что вы – куратор проекта «Городская среда». Насколько эта нагрузка влияет на законодательную деятельность? 

- Понимаете, от городской среды все равно никуда не денешься. Я, например, очень доволен тем, что мы в прошлом году наконец-то законодательно утвердили «Правила благоустройства». Еще когда я был мэром Уфы, мы не могли наказать тех же самых автолюбителей, которые заезжают на газон и паркуют машины, или хулиганов, которые мусорят, малые формы архитектуры разрушают. Потому что прав у муниципалитета не было. Над этим законом мы тоже очень долго работали и в прошлом году его приняли. Сегодня у муниципалитета есть рычаги, чтобы нормально содержать то, что создано, или, по крайней мере, наказывать тех, кто не хочет подчиняться правилам проживания. Что касается проекта «Городская среда», то, честное слово, я не очень-то верил, что все получится. В 2017 году на благоустройство дворов из российского бюджета выделили первые 25 млрд рублей и сказали, что граждане сами должны решить, что нужно делать. Это было одно из условий, когда мы эти правила согласовывали в правовом управлении президента. Сегодня я уже четко могу сказать, что граждане начали активно участвовать в благоустройстве собственных территорий.

- То есть менталитет граждан тоже меняются?

- Да, и отношение людей такое же, как это было, когда вводился капитальный ремонт. В 2008 и 2010 он делался за счет бюджета Российской Федерации, а жильцы платили только пять процентов. Я помню, как они боролись за эти пять процентов: что крыша не шиферная, а металлическая, что цоколь нужен не синий, а бежевый. Здесь примерно то же самое, сегодня уже одними скамейками и асфальтом во дворе не отделаешься. Сейчас правила несколько ужесточились - для муниципалитетов, где проживает больше 20 тысяч человек, надо устраивать рейтинг голосования. И последние рейтинговые голосования показали, что явка была на уровне 28 процентов. Таких муниципалитетов в стране было 854, а всего приняли участие в голосованиях 18 миллионов. Когда мы в 2017 году обсуждали этот проект, только в очных обсуждениях приняло участие более двух миллионов и четыре миллиона голосовали через интернет. Ведь я все время говорил, что наша основная задача – это разбудить в человеке ответственного гражданина. До тех пор, пока мы не поймем: все, что делается в доме, где мы живем, зависит только от нас. И мы должны следить за тем, что делается у нас во дворе. Не проходить равнодушно мимо, когда машина припаркована на газоне или, когда бьют стекла. Пофигизм сейчас уже не пройдет. Потому что мы не настолько богаты, чтобы два раза делать одно и то же или чтобы покупать дешевые вещи. 

- То есть это такой элемент местного самоуправления, когда народу дают чуть-чуть порулить? 

- Да, идет развитие местного самоуправления. В прошлом году в бюджет программы «Городская среда» 25 млрд выделила российская казна, 20 млрд добавили региональные бюджеты, 10,5 млрд - муниципалитеты, миллиард внес частный бизнес и впервые 800 тысяч жителей сами приняли участие в финансировании своих дворов. Например, предусмотрели дополнительные работы по детским и спортивным площадкам, и сами собрали 255 млн рублей. Это первый случай, когда люди оказались готовы вкладывать во двор свои средства. Я уж не говорю о тех, которые вместо денег вложили свой труд. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты