Регион

Эксперт: «Власти понимают, что развитие Башкирии невозможно без развития Уфы»

05.08.2018 Александр КРАСОВСКИЙ
В Уфе закончилась, а точнее – на короткий срок разрешилась, эпопея с многострадальным мостом через реку Белая. Старый мост наглядно вскрыл вопросы городского хозяйства, которые требуют наиболее пристального внимания. Какие проекты ждут столицу Башкирии в ближайшем будущем, и каковы планы дальнейшего развития Уфы?

Берег левый - берег правый

 

«Старый мост» через Белую, ведущий в аэропорт, был построен ещё в 1956 году. В связи с возросшей интенсивностью дорожного движения в 1992 году был сооружён новый мост, по которому осуществляется въезд в город, а по-старому - выезд. Однако обследование моста, проведенное в 2017 году, показало, что после 61 года эксплуатации конструкции сооружения накопили значительное количество повреждений, снижающих долговечность. Впервые мост был закрыт в середине января, что объяснялось низкими температурами. А с 26 января мост официально прекратил функционировать. Вице-мэр Уфы Салават Хусаинов заявил в это время, что открытие возможно не ранее 1 октября, что тогда казалось катастрофой, ведь летом и при двух функционирующих мостах нередко собиралась огромная пробка. Однако затем сроки были перенесены на 30 июля, а фактически мост начал работу уже в конце второго летнего месяца. Надо признать, что ремонт этого сложного инженерного сооружения прошёл действительно очень быстро. На реконструкцию моста республиканский бюджет выделил немного –  37,5 млн рублей. Причем было подчеркнуто, что это средства, заплаченные в качестве налогов уфимским аэропортом. 

В целом же необходимо отметить, слаженную работу властей по устранению проблемы. Чувствовалось, что для мэра Уфы Ирека Ялалова – выполнение обещания было вопросом чести. 

Впрочем, история на этом не закончена: городские власти сообщают, что через два-два с половиной года мост всё равно придётся поставить на капитальный ремонт. Дело в том, что идёт проектирование нового моста, который будет располагаться между существующими. На данный момент городскими властями и правительством республики ведётся совместная работа по поиску средств для строительства новой переправы через реку Белую между двумя существующими переходами и для полной реконструкции старого моста.

 

Денег нет, но вы держитесь

 

И здесь мы подходим, пожалуй, к главной проблеме сегодняшней Уфы – нехватке средств для развития инфраструктуры. Бюджет Уфы в 2018 года составляет 22,7 млрд рублей. Причём прогнозируется, что в 2019 году он будет ещё меньше – 22 млрд рублей, а в 2020 и вовсе 21,7 млрд рублей. Для сравнения, в прошлом 2017 года бюджет столицы Башкирии был более 24 млрд рублей. Таким образом, тенденция носит негативный характер. При этом бюджеты многих других мегаполисов существенно выше. Например, у Екатеринбурга он составляет 34 млрд, а у Ростова-на-Дону – 28 млрд рублей. Это города сопоставимые с Уфой по численности населения. О Москве и Санкт-Петербурге мы даже не говорим – там цифры совсем другого порядка, о которых жителям провинции остаётся только мечтать. Справедливости ради надо отметить, что есть и города с существенно меньшим, чем у Уфы бюджетом. Это Самара (14 млрд) или… Казань (19 млрд). Однако, у соседей многие проекты финансируются из федерального бюджета, например, в последние годы эти города получали федеральные средства на развитие инфраструктуры накануне чемпионата мира по футболу. 

Несмотря на сложности с финансированием в Уфе развивается значительное количество проектов, направленных на благоустройство города и совершенствование городской среды. Совсем недавно уфимской мэрии удалось получить финансирование для ремонта 136,84 км городских дорог. Таким образом, тема качества дорожного покрытия, вполне возможно, станет волновать уфимцев чуть меньше.  Масштабный проект ремонта дорожного полотна реализуется в башкирской столице поэтапно. К чести руководства города, оно планомерно информирует горожан о проводимых работах. Любой желающий может ознакомиться с результатами и на сайте городской администрации, где создана интерактивная карта с указанием сроков ремонта дорожного полотна и дат его окончания. Подобная отчётность властей важна ещё и потому, что позволяет следить за тем, как мэрия выполняет свои обязательства.

Есть существенные результаты и в деле благоустройства города. Продолжает реализовываться известный многим горожанам успешный проект «Уфимские дворики», финансируемый из республиканского и муниципального бюджетов. Проект был запущен два года назад, его основная идея состояла в том, чтобы создать точки притяжения, где уфимцам будет комфортно общаться, читать, играть в настольные игры, гулять с детьми, чувствовать себя гармонично и безопасно в собственном дворе. Несмотря на сложности с финансированием проект даёт свои результаты. В этом году, в тринадцати дворах Кировского района Уфы должны появиться современные детские и спортивные площадки, пешеходные зоны, обновленные проезды, территории для парковки. 

Внушает оптимизм, что в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Уфа в ближайшие годы сможет получить значительное финансирование. Уже в этом году на эти нужды выделено 330 млн рублей, что можно расценивать как существенно подспорье для городского бюджета. Как сообщает городская администрация, в 2018 году в Уфе запланирован ремонт 55 дворовых территорий 80 многоквартирных домов, в рамках благоустройства которых ведутся работы по ремонту асфальтового покрытия дворовых проездов, тротуаров и пешеходных дорожек, замене или установке 147 опор освещения. Причём, на сегодняшний день в 13 дворовых территориях работы уже завершены, а в 28 – работы выполнены более, чем на 50 процентов. Очень важно, что дворы будут таким, какими их хотят видеть сами жители. Проекты будущего капитального ремонта утверждаются на общем собрании жильцов вместе с представителями районной администрации и управляющих компаний.

 

По дороге разочарований

 

Реализации тех программ, которые позволяют развивать городскую среду, придомовые территории, конечно, недостаточно для того, чтобы смотреть в будущее с уверенностью. У города должна быть стратегия развития, позволяющая ему смотреть в будущее с оптимизмом. В противном случае любой мегаполис обречён – его начнут покидать жители в поисках лучшей доли в других, более успешных городах. 

Стратегия развития Уфы основывается на нескольких ключевых факторах. В первую очередь это развитие городской инфраструктуры. С этой целью уже спроектировано строительство нескольких мостов, которые должны разгрузить уфимский полуостров и дать толчок развитию территориально отдалённых частей города. Помимо упомянутого выше третьего моста в районе южного выезда, кстати, по мнению мэра Уфы Ирека Ялалова, строительство данного моста требует и усовершенствования транспортной развязки в районе Монумента Дружбы, принято принципиальное решение о строительстве так называемого «восточного выезда». Этот проект предполагает соединение трасс М-7 и М-5 при помощи строительства моста через реку Уфа в районе трамплина. Основную сумму на реализацию проекта – 20 млрд рублей должен составить федеральный капитальный грант, бюджет республики выделит 4,5 млрд, ещё 7,5 млрд рублей будут взяты из внебюджетных источников. Третий по счету мост через Белую планируется построить на въезде в Черниковку в створе улицы Интернациональной, он должен будет соединить Черниковку и Затон, тем самым существенно разгрузив «затонский мост», да и вообще движение транспорта по проспекту Октября и улице Зорге. Планируется, что мост будут иметь четыре полосы для движения и длину 1322 метра. Проект предполагают реализовывать в несколько этапов. Первая очередь предполагает строительство собственно моста и путей, обеспечивающих выезд на улицы Интернациональную и Комарова, а на левом берегу Белой – на автодорогу, связывающую поселки «8 Марта» и Алексеевка. Вторая очередь проекта предполагает строительство под улицей Комарова 390-метрового тоннеля, что обеспечит беспрепятственный выезд на мост со стороны Интернациональной. Проблема в том, что источники финансирования данного проекта пока не определены. И хотя строительство должно уложиться в четыре года, но и начнётся оно ещё не скоро - не ранее 2023 года. 

Среди других насущных вопросов городского развития можно отметить необходимость решения транспортной проблемы. Несмотря на неоднократные требования горожан, в Уфе пока так и нет отлаженной системы общественного транспорта. Проекты скоростного трамвая, канатной дороги и метробуса умерли, так и не родившись, а попытка запустить городскую электричку не оправдала себя из-за неразвитости городской железнодорожной инфраструктуры и её удалённости от центра города. Решение транспортной проблемы тесно связано с загруженностью улиц личными автомобилями. На этой неделе г-н Ялалов поручил продумать вопрос об организации платных парковок в центре города. Однако, думается, что введение платных парковок не решит вопрос с загруженностью улиц до тех пор, пока личный автомобиль выигрывает конкуренцию у общественного транспорта. 

 

Выбор велосипедистов

 

Буквально на днях Ирек Ялалов назначил нового советника, который будет работать на общественных началах, занимаясь взаимодействием с городскими сообществами.  Этим помощником стал Станислав Сарыгин, который ранее занимался организацией городских велопробегов. Назначение вполне вписывается в логику решений уфимской администрации, много внимания уделяющей связям с населением. За последние полтора года уфимская мэрия инициировала много инициатив, направленных на активизацию форм гражданского участия горожан в жизни Уфы - участие уфимцев в наименовании улиц и парков, проведение спортивных и других массовых мероприятий, общественные слушания.

Плюс надо помнить, что уже совсем скоро состоятся выборы в Курултай в которых фактор участия Ирек Ялалова, включенного в первую тройку списка «ЕР», призван поднять явку в Уфе. В этой ситуации помощник способный взять на себя большой объём работы, связанной с продвижением пиар-акций уфимской администрации будет совсем нелишним.

Вопрос о финансировании города постоянно стоит на повестке дня правительства Башкирии. В прошлом году и вовсе речь шла о якобы имевшем месте конфликте между Иреком Ялаловым и министром финансов Башкирии Ридой Субханкуловой - ныне собравшейся в Курултай РБ. Однако проекты, о которых мы рассказали выше, явно свидетельствуют, что у республиканского руководства, так же, как и у городских руководителей есть чёткое понимание того, что развитие Башкирии как региона невозможно без развития её столицы. 

Рустэм Хамитов активно продвигает идею превращения Уфы в одну из конгрессных столиц России. И надо признать, что это получается довольно убедительно. В городе регулярно проходят крупные деловые выставки, в ближайшие годы состоятся Летние Международные детские игры, всемирная Фольклориада и международный конгресс по пчеловодству «Апимондия», который ещё называют медовой олимпиадой. Также высокую «внешнеполитическую» активность проявляет и Ирек Ялалов, завоевавший в последние годы репутацию одного из самых авторитетных мэров российских мегаполисов. Все это работает на повышение авторитета столицы Башкирии и роста потенциала для ее развития. 

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе