Игры патриотов

Итоги региональных выборов: технические кандидаты и громкие победы

28.09.2018 Александр КРАСОВСКИЙ
Последние две недели принесли сразу несколько политических сенсаций, связанных с поражением провластных кандидатов на выборах в ряде субъектов России. В чём причины провала кандидатов от «Единой России», случайный это процесс и не повторится ли подобный сценарий в Башкирии?

Что-то пошло не так

 

16 и 23 сентября в трёх регионах России - Приморском и Хабаровском краях и во Владимирской области - состоялся второй тур губернаторских выборов. Казалось бы, вполне привычная процедура местных выборов, которая давно приучила нас к предсказуемым результатам, принесла сенсацию - в двух регионах победила оппозиция, а ещё в одном выборы были отменены по причине массовых фальсификаций.

Началось всё именно с Приморья, где в первом туре победил исполняющий обязанности губернатора единоросс Андрей Тарасенко. Он набрал 46,56 процентов голосов, намного опередив кандидата от КПРФ Андрея Ищенко с его 24,63 процентами. Видимо уверенность в собственной победе сыграла злую шутку с политтехнологами г-на Тарасенко, которые настояли на том, чтобы второй тур состоялся уже через неделю, хотя стандартная практика для таких ситуаций - две недели. Как результат, 16 сентября, что-то пошло не так. Когда избирательные комиссии обработали 95 процентов бюллетеней коммунист Ищенко неожиданно лидировал с преимуществом в шесть процентов. Но после обработки свыше 99 процентов протоколов ситуация резко поменялась и лидировать стал действующий губернатор. Такой расклад был невозможен даже чисто математически. Стало очевидно, что имели место фальсификации. Общественность молчать не стала, разразился скандал. Причём ситуация вышла далеко за пределы Приморья, вся страна следила за происходящим. В этой ситуации ЦИК России принял, пожалуй, единственно верное решение - отменить результаты выборов. Иной выбор был бы откровенным вызовом общественному мнению и мог привести к массовым акциям протеста во Владивостоке и других приморских городах. Тем не менее, понятно, что ситуацию следует расценивать как поражение власти. Неслучайно Андрей Тарасенко почти сразу подал заявление об отставке, тем самым, фактически, распрощавшись с амбициями публичного политика. На его место 26 сентября Владимир Путин назначил Олега Кожемяко, бывшего губернатора Сахалинской области, выходца из Приморья. Таким образом, поняв, что с Тарасенко «кашу не сваришь», власть сделала ставку на другого политика, задачей которого теперь будет победить на повторных выборах, назначенных на 16 декабря этого года.

Ровно через неделю ситуация почти повторилась во Владимирской области и Хабаровском крае. Только здесь региональная власть не решилась на манипуляции во время подсчётов. Победа оппозиции была слишком убедительна и очевидна. В итоге, во Владимирской области победил либерал-демократ Владимир Сипягин (57,03 процентов голосов) опередивший бывшего губернатора Светлану Орлову (37,46 процентов). А в Хабаровском крае первенствовал однопартиец Сипягина Сергей Фургал, набравший 69,57 процентов голосов против 27,97 процентов у действующего губернатора Вячеслава Шпорта. Таким образом, сразу в двух регионах победили кандидаты, представлявшие ЛДПР. 

Второй тур выборов предстоит и в Хакасии, где действующий губернатор Виктор Зимин снял свою кандидатуру. Там процедура состоится 7 октября, но уже сейчас понятно, что победителем будет представитель оппозиции - либо коммунист Валентин Коновалов (44,81 процентов в первом туре), либо «эсер» Андрей Филягин (11,23 процентов). 

 

Что не так с кандидатами от партии власти?

 

Наиболее важен и интересен вопрос о том, как стала возможной победа оппозиции, пусть даже на региональных выборах, и что не так с кандидатами от партии власти. На наш взгляд, здесь нужно говорить о совокупности факторов.

Во-первых, и это самое главное.Региональные выборы проходили в самых непростых для власти условиях за последние несколько лет. Федеральная повестка очень тяжёлая и главной её темой стала пенсионная реформа, вызвавшая бурю недовольства в обществе. Фактически, люди голосовали не за КПРФ или ЛДПР, а за любую оппозицию «Единой России». Иначе говоря - против действующей власти. Большинство граждан не вникает в механизм распределения властных полномочий, для них ответственность за пенсионную реформу в равной степени несёт и правительство страны, и региональный руководитель. Тем более, что и те, и другие принадлежат к «Единой России», а региональные законодательные структуры ещё и высказывались в поддержку повышения пенсионного возраста. Иначе говоря, федеральная власть в лице правительства России сама усложнила жизнь губернаторам, инициировав пенсионную реформу. Победить в этих условиях власти стало намного сложнее. 

Вторая причина - субъективная.Выборы провалили кремлёвские политтехнологи. За долгие годы безальтернативных выборов они привыкли побеждать «малой кровью», без существенного напряжения усилий. Это привело к полной депрофессионализации этого сообщества. Современные московские политтехнологи всё так же выставляют безумный ценник на свои услуги, но уже не могут дать прежнего результата. Да и прежний результат достигался очень часто не благодаря их усилиям, а благодаря административному нажиму. Технологи, к сожалению, совершенно оторвались от реальных региональных процессов, часто не понимают особенностей региона, в который приезжают работать, полагают, что во всех субъектах можно работать по одному шаблону, что есть серьёзное заблуждение.

В-третьих, внутри федеральных элитных групп идёт своя борьба за влияние и власть. Различные группы элиты пытаются лоббировать собственных кандидатов и «топить» оппонентов. Так, не секрет, что существует жёсткая конкуренция между Сергеем Кириенко, отвечающим в администрации президента за внутреннюю политику, и его предшественником на посту первого заместителем руководителя администрации Вячеславом Володиным. В этом контексте провал Андрея Тарасенко в Приморье многие эксперты оценивают, как негласную победу Володина над Кириенко. Впрочем, уже через неделю последний взял реванш, когда во Владимирской области проиграла протеже г-на Володина Светлана Орлова. 

В такой ситуации пугает лишь то, что элиты могут «заиграться» и перестанут адекватно оценивать ситуацию в регионах, пытаясь продвинуть кандидатуры своих людей без какого-либо существенного управленческого опыта. Жителей Хабаровского края или Владимирской области очень скоро постигнет разочарование, когда они поймут, что оппозиционные кандидаты ничем не лучше, чем властные. Только слабее, как управленцы.

 

А что будет на выборах главы Башкирии?

 

В следующем году состоятся выборы главы Башкирии. Уже сегодня начинаются многочисленные спекуляции по этому поводу. В том числе высказывается мнение, согласно которому республику может ждать повторение «приморского» сценария. То есть, либо скандал с возможной фальсификацией, либо провал кандидата от власти, которым, с высокой степенью вероятности, будет Рустэм Хамитов. Насколько оправданы такие прогнозы? Скажем сразу - никак не оправданы.

Во-первых, ситуация в вышеописанных регионах всё-таки скорее исключение, чем правило. Комментаторы по каким-то причинам умалчивают, что помимо четырёх проблемных субъектов, выборы состоялись ещё в восемнадцати регионах и там победили представители «Единой России». Иначе говоря, из 22 избирательных кампаний неудачными для власти оказались лишь четыре. Причём в Башкирии тоже прошли выборы, правда в Госсобрание республики. На этих выборах «Единая Россия», список которой возглавлял действующий глава региона, хоть и набрала меньше, чем на прошлых выборах, но всё равно уверенно победила.

Во-вторых, нужно иметь в виду, что рейтинг Рустэма Хамитова существенно выше, чем у провалившихся губернаторов. Неслучайно «партия власти» уже несколько раз просила г-на Хамитова возглавить её список на выборах. Вместе с тем, внимательные эксперты давно говорили, что в регионах Дальнего Востока у власти могут быть проблемы. Там у населения преобладает протестный тип голосования. Именно поэтому в дальневосточных субъектах и КПРФ, и, особенно, ЛДПР, всегда набирают больше голосов, чем в среднем по России. В то же время, в Башкирии преобладает лоялистское голосование. Люди традиционно доверяют власти, в том числе региональной, больше, чем в других российских субъектах. Сложно сказать хорошо это или плохо, но это сложившаяся практика. Поэтому никакого повторения «владимирского» или «хабаровского» сценария в республике не будет. Для этого нет ни политических, ни социально-экономических оснований. 

При этом нужно понимать, что после провала на Дальнем Востоке, в Хакасии и во Владимирской области, Кремль буде тщательнейшим образом выверять кандидатуры на губернаторские кресла. Несомненно, будут смотреть и на рейтинг действующего главы региона, ведь новая политическая реальность говорит о том, что одной поддержки Путина более недостаточно, претендент на губернаторский пост теперь может проиграть выборы, даже несмотря на поддержку президента России. Ещё совсем недавно это казалось невозможным. Усложнит ситуацию и общее снижение рейтинга «Единой России», которое, впрочем, в Башкирии оказалось не таким катастрофическим как в некоторых других регионах.  

В целом, Башкирия – это не депрессивная Владимирская область и не проблемный Дальний Восток. Поэтому власти федеральной власти здесь будет намного проще переизбрать действующего руководителя, чем искать нового, которому ещё только предстоит завоевать доверие людей.

Не выдерживает критики и предположение о возможных фальсификациях. Можно по-разному относиться к региональной избирательной комиссии, но нельзя не заметить, что последние выборные кампании были вполне чистыми. Об этом явно свидетельствует отсутствие по-настоящему скандальных ситуаций и фактическое признание итогов выборов всеми участниками, включая КПРФ, которые провели довольно агрессивную кампанию. Конечно, небольшие нарушения были, но без них не обходятся ни одни выборы. Большинство из таких нарушений носят технический характер. Главное, что мы можем сказать с уверенностью - результаты выборов довольно точно отражают позицию граждан.

Но было бы неправдой говорить, что так было всегда. В «лихие» 90-е и, особенно, в «нулевые» годы выборы в Башкирии действительно часто превращались в фарс с заранее предрешённым результатом. Достаточно вспомнить, как в 1996 году после победы в первом туре Геннадия Зюганова во втором неожиданно победил Борис Ельцин. Причём в Башкирии математически получилось так, что сторонники Зюганова во время второго тура проголосовали за Ельцина, что, конечно, решительно невозможно.

Остаётся надеяться, что это были «болезни роста» для региональной избирательной системы и таких скандалов больше не повторится. Тем более, что и оснований для этого серьёзных нет. Но это не в коей мере не значит, что власть может расслабиться и быть уверенной в своих силах. Ситуация для регионов сейчас тяжёлая, и чтобы заслужить доверие населения предстоит много работы.  

Скорее всего, выборы главы республики в 2019 году пройдут в условиях дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации в стране. А это значит, что республиканской власти предстоит принимать комплекс мер, направленных на минимизацию негативных последствий тех реформ, которые были инициированы российским правительством. 

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты