Игры патриотов

Наследство Ялалова. Кому придется решать накопившиеся проблемы Уфы?

29.09.2018 Федор ЛЫТКИН
На днях ушел в отставку мэр Уфы Ирек Ялалов, переехав в кресло сенатора. Перед уходом Ирек Ишмухаметович много общался с прессой, вспоминал свои достижения и сетовал на трудности, с которыми столкнулся на посту сити-менеджера. Уфа, конечно, не худший город страны, но надо понимать, какое наследство оставляет г-н Ялалов своим последователям.

 

Что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной

 

В первую очередь, конечно, вспоминается снежный коллапс в январе 2017 года. Тогда-то и выяснилось, что городу остро не хватает снегоочистительной техники - как минимум около тысячи машин. В январские каникулы, когда все городское руководство отбыло в теплые края, уфимцы узнали, как это бывает, когда исчезает цивилизация и каждый житель «должен помахать лопатой». Растерянная пресс-служба администрации Уфы призывала к сознательности горожан и требовала, чтобы каждый лично расчищал себе пути, потому что никакой другой альтернативы не могла предложить. Когда начальство все-таки вышло из десятидневного отпуска, на дороги, по отчетам коммунальщиков, выходило не более 400 снегоуборочных комбайнов, при потребности в 1288 единиц техники. Сколько сейчас у нас снегоочистительных машин не известно. Видимо мы узнаем эту цифру зимой, если она будет снежной.

А ведь подобные зимы совсем не редкость в наших краях. Были и более снежные периоды - в 2002 и 2006 годах, да ещё с морозами под 40 и выше. Но раньше так не заваливало улицы Чернышевского и Мустая Карима в центре города, или улицу Кирова в районе республиканской больницы, куда было не подъехать. К приемному покою «республиканки» врачи и санитары несли больных, утопая в сугробах. 

Снегу выпало в том январе по сообщению метеорологов около 130 процентов от месячной нормы, хотя кто-то из городских коммунальщиков уверял, видимо с перепуга, о четырехкратных осадках. 

Понятно желание руководства города сэкономить на технике, горючем, рабочих, которых будто бы нечем занять в другие сезоны. Но это мнимая экономия и сентябрьский ливень того же 2017 года, когда город поплыл в буквальном смысле, ясно это показал. Уфимцы резонно говорили тогда, что одной из главных причин подтоплений в Уфе были забитые мусором решетки «ливневок», которые некому было чистить и отсутствие ливневых канализаций в районах точечной застройки.

Минувшая зима тоже надолго запомнилась уфимцам. Снег выпал поздно и над столицей Башкирии установилось вполне реальное пылевое облако, как будто Уфа находится в центре пустыни Гоби. Однако если на монгольскую столицу Улан-Батор неслась природная пыль, то Уфа погрязла в пыли рукотворной. Коммунальщики, ожидая, что вот-вот выпадет снег, прекратили убирать улицы и получили результат – метеорологи утверждали, что ПДК по пыли в городе превышена в 1,7 раз.

Над уфимскими улицами вились клубы пыли, а в глаза людей летел песок, как на деревенских проселках. Продолжалось это безобразие несколько недель.

- Виновата сухая и безветренная погода, - уверяли чиновники мэрии.

Правда, уфимские начальники путали причину со следствием - неубранная коммунальщиками грязь поднялась в воздух, а вовсе не спустилась с небес благодаря безветрию.  

В ответ на справедливые претензии уфимцев городские власти вновь призывали проявить сознательность и меньше пользоваться личными автомобилями, а больше ходить пешком. Но из-за бездумно зауженных несколько лет назад тротуаров после подобной прогулки обязательно нужно не только мыть руки, но и умываться, смывая пыль с лица и убирая песок из глаз.

 

Хоронить будем стоя или в братских могилах?

 

Ситуацию с уфимскими кладбищами иначе как позорной не назовешь. На более, чем миллионный город сейчас по существу одно Северное кладбище. Закрытие Южного погоста удивительным образом совпало с открытием нового моста в Затон. Похоже, сделано это было в интересах крупных городских застройщиков. 

Между тем, специалисты утверждают, что Северное кладбище разрослось до огромных размеров и теперь мёртвые жители города могут угрожать здоровью живых.

- Чудовищное по размеру «Северное» кладбище расположено в долине реки Шугуровка, как и находящиеся неподалеку огромная городская свалка и территория закрытого ранее производственного объединения «Химпром», - рассказал нам известный российский эколог, доктор химических наук, профессор Марс Сафаров. – Стоки, в том числе трупные яды, непременно попадают в Шугуровку, а оттуда - в Уфимку. Затем часть стоков оказывается в городском водозаборе, который находится ниже по течению, а другая часть остается в реке. Конечно, трупные яды – это органика и водопроводную воду можно обеззаразить сильным хлорированием, но ничего хорошего нет в том, что они попадают в реку. Уфимка и без трупных ядов нагружена сверх всякой меры, а воду из Южного водозабора пьет половина Уфы.

Марс Гилязович называл сомнительным желание властей сэкономить на экологии.

Один из неравнодушных уфимцев даже обратился в прошлом году по поводу отсутствия мест захоронения к Владимиру Путину. Однако его письмо, пройдя несколько инстанций, оказалось… в управлении коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы, то есть у тех людей, на которых жаловался заявитель. В итоге мужчина получил ответ от заместителя начальника управления Рената Лутфрахманова.

- Спасибо, что не могильщик или кладбищенский сторож рассматривали по существу мое обращение к президенту страны, - с иронией говорит гражданин.

В ответе на двух страницах Ренат Юлаевич уверял, что с «гарантии при осуществлении погребения, предусмотренные действующим федеральным законодательством, соблюдаются, права граждан не нарушаются». 

Но на своей последней оперативке г-н Ялалов все же признал наличие проблемы и пошутил, что если её не решать, то придется хоронить стоя. 

Можно продолжить шутку экс-мэра и предложить другой вариант – братскую могилу. А на могильном памятнике написать: «Жертвам бюрократии и бездушия уфимских чиновников».

Кстати, для начальников на территории муниципального Южного кладбища зарезервирован отдельный большой участок на центральной аллее, названый в народе "красный угол", предназначенный для VIP-персон. А простым смертным уготована пока другая дорога – промзона уфимских химзаводов рядом с городской свалкой. Чтоб знали плебеи свое место!  

   

Антиобщественный транспорт 

 

Другая не менее острая проблема – общественный транспорт. Именно Ирек Ишмухаметович «похоронил» уфимское метро в декабре прошлого года. Помните: «У метро социальная функция, прибыли оно не приносит». Но власти всех городов, в том числе и европейских, понимают, что общественный транспорт всегда и везде убыточен, поскольку выполняет главным образом социальную функцию. При этом одномарочные автобусы ходят как часы по расписанию, как в Стамбуле, так и в Париже, в Москве и в… Казани. Десять лет назад казанские власти жестко подошли к организации городских перевозок, поставив частникам условие - или вы закупаете новые большие автобусы и оформляете в едином стиле, или уходите с этого рынка. Никто не ушел, и теперь общественный транспорт Казани - одномарочные красные автобусы на всех маршрутах - пример для многих регионов. Даже башкирский «НефАЗ» специально для казанских предпринимателей выпустил партию пассажирских машин красного цвета. И, наверное, автокоммерсанты, согласившиеся с условиями казанской мэрии, получали некие преференции, в том числе и при покупке транспортных средств - договориться можно всегда. 

Но в Уфе не нашлось политической воли, чтобы навести порядок на полукриминальном рынке пассажироперевозок - вот и гоняют по столице Башкирии старые, чадящие «ПАЗики», причем таких «антикварных» моделей уже не увидишь ни в одном городе. А за рулем этих автодинозавров сидят уроженцы Средней Азии и просто бомбилы, которые не только о безопасности пассажиров, о правилах дорожного движения не всегда думают. Наверное, только в Уфе регистрировались случаи, когда автоинспекторы снимали с рейсов водителей в состоянии даже не алкогольного, а наркотического опьянения. 

Не удалось городским властям спасти и электротранспорт - МУЭТ находится в процедуре банкротства и вряд ли выживет. С огромными трудностями работает государственный перевозчик «Башавтотранс», поставленный в неравные условия с частниками, которые собирают деньги наличкой и ни перед кем не отчитываются. По подсчетам специалистов, на городском рынке пассажироперевозок крутится до 10 млрд рублей в год, но мэрии эти деньги были не интересны, по крайней мере, так, чтобы они попадали в казну. 

 

Кандидаты на кресло 

 

В ближайшее время кандидатуру нового мэра столицы Башкирии утвердит специальная комиссия - в Уфе сити-менеджера назначают, а не выбирают. Контракт с кандидатом, отобранном с помощью конкурса на знание законодательства, заключают городские депутаты. И теперь важно, чтобы они не промахнулись, а Уфа получила мэра, который будет болеть за нужды столицы. 

Про Ирека Ялалова говорили, что он хороший хозяйственник, но, похоже, не слишком требовательный руководитель. В городе явно не хватало сильной руки, а хозяйственные навыки г-на Ялалова оказались не слишком востребованы, когда каждый чиновник мэрии торопился жить для себя. И понятно, что в такой конфигурации власти интересы налогоплательщиков, обеспечивавших хорошей зарплатой чиновников, были побоку. Череда уголовных дел, под которые попали чуть ли не все высокопоставленные служащие уфимской администрации, лишь подтверждает этот тезис. Такого числа преследуемых в уголовном порядке чиновников, не было за все годы существования мэрии. И новому городскому руководителю придется как-то отмываться от этого грязного шлейфа.   

Кроме того, в городе, после ухода мэра, остается масса проблем, которые придется решать преемнику Ирека Ялалова. Это и платные парковки, которые нынешние чиновники намеревались возвести в центре города, и охрана исторических зданий, которые в бытность г-на Ялалова горели синим пламенем, или сносились экскаватором несмотря на протесты общественности, и точечная застройка, которая растет как грибы, и строительство новых дорог и мостов, школ и детских садов, которых в Уфе катастрофически не хватает. Перечислять можно долго - работы у нового мэра будет много.  

Другие новости

АвтоКар +
Фронтальный погрузчик NEO 300, новый, в Уфе

Сегодня
Популярное
АвтоКар +
Новые и б/у
погрузчики в Уфе
Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе