Игры патриотов

«Крышевателей» нелегального рынка перевозок привлекут уголовной ответственности

24.10.2018
«Адекватно симметричный» ответ получили нелегальные перевозчики столицы Башкирии, задумавшие шантажировать забастовками региональные власти. В среду, 24 октября, в Союз автопредпринимателей Уфы, расположенной на улице Набережной, ворвались омоновцы. Спецназ сопровождал оперативников, которые пришли в эту общественную организацию с обысками. Правоохранители изъяли достаточно документов, чтобы привлечь к уголовной ответственности королей теневого рынка, угрожавших городу транспортным коллапсом.

Дело в том, что Союз автопредпринимателей зарабатывает продажей путевок, маршрутных карточек и «юридическим сопровождением», а по сути «крышеванием» всех желающих работать на рынке пассажироперевозок. Между тем, эта деятельность не просто незаконна, а является преступлением, которое Уголовное законодательство трактует как мошенничество. По закону выдавать маршрутные карточки имеет право только муниципалитет, который определяет, сколько автобусов должно выйти на линии. Согласно законодательству, выписывать водителям путевки может только оператор маршрута, получивший это право, выиграв конкурс в мэрии. 

Однако в Уфе эти нормы как будто не существовали. В Союзе автопредпринимателей раздавали и маршруты, и путевки, не имея на это абсолютно никаких полномочий. Любой водитель, прикупив по дешевке подержанный автобус, мог прийти сюда и за сумму от 150 до 300 тысяч рублей получить «право» ездить по тому или иному прибыльному маршруту. А когда такого бомбиста останавливали гаишники или сотрудники Росавтодорнадзора, и объявляли ему, что его путевка - «липа», по звонку выезжал «юрист» Союза, который и «улаживал проблему». Надо полагать, что за определенную мзду. 

Трудно себе представить, какими деньгами ворочали организаторы этой фантастической по масштабу мошеннической схемы! Ведь все частники, «купившие» себе маршруты за немаленькие деньги, еще и каждый вечер отстегивали определенный процент «учредителям» за «крышу».  А крыша у них, как говорят, "серьезная" - один из известных в Уфе криминальных авторитетов. 

То есть все правоохранители отлично знали о криминальной деятельности этого автообъединения, но до недавнего времени смотрели на происходящее сквозь пальцы. И лишь после того, как в Башкирии сменилась власть, и новый глава региона Радий Хабиров дал поручение покончить с незаконным рынком, в силовых структурах начали действовать, проводя рейды и проверки пассажирских транспортных средств. 

Последней каплей для начала открытой войны и проведения силовой операции, постигшей Союз автоперевозчиков, стал шантаж автопредпринимателей. Они заявили властям, что, если их не прекратят «прессовать», то автобусы не выйдут на линии и город встанет. 

- В результате проверки организации, оказывающей юридические услуги в сфере пассажироперевозок, установлены документы, свидетельствующие о деятельности предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров с нарушением действующего законодательства, - сообщили в МВД по РБ.

Надо думать, что первым ответит за организацию криминальных перевозок глава Союза автоперевозчиков Олег Куляшов, настолько вольготно чувствовавший себя на этом рынке, что даже баллотировался в депутаты горсовета. Хотя, знающие люди утверждают, что г-н Куляшов лишь «сборщик общака», а за ним стоят весьма серьезные люди, не считающие нужным «светиться». Как бы там ни было, сегодня Олега Ильича ждут испытания, связанные с уголовным преследованием - власть отступать не собирается, а г-н Хабиров пообещать «дожать эту тему».  

Между тем, башкирские силовики давно предлагали именно таким образом, с помощью привлечения к уголовной ответственности за мошенничество организаторов криминального рынка, нейтрализовать нелегалов. Достаточно было выбить точку опоры из-под незаконных перевозчиков, и половина бы нелегальных автобусов не вышла бы в рейсы, а вторая половина была бы привлечена к ответственности за нелегальные перевозки. Но все эти предложения гасились не только в высоких чиновничьих кабинетах, но и на уровне руководителей правоохранительных структур. Теперь Олег Куляшов, если станет фигурантом уголовного дела, сможет объяснить, как нелегалам удавалось так долго оставаться невидимыми для тех, кто надзирал за этим рынком. 

Правоохранители могут припомнить Олегу Ильичу и перестрелку в Иглинском районе Башкирии, где маршрут Уфа-Иглино делили с помощью автомата Калашникова. Бегавшие с оружием наперевес и ранившие восемь(!) водителей легальной фирмы, рассказали, что действовали по поручению теневых владельцев компании «Транс-лайн» Олега Куляшова и Дмитрия Калачева. Но в январе прошлого года парням удалось выйти сухими из воды, так как дело, возбужденное за… «хулиганку», а вовсе не организацию преступного сообщества с применением оружия, благополучно закрыли в райотделе. Тогда никто не захотел связываться с «авторитетными предпринимателями». 

Но недавно приехавший в Уфу министр внутренних дел Роман Деев, получив сегодня письмо из Госкомитета по транспорту РБ с просьбой «принять меры по обеспечению безопасности перевозок» и возобновить уголовное дело о перестрелке, не стал класть его под сукно. В этом письме, кстати, упоминаются и недавние разборки нелегальных перевозчиков, случившиеся 22 октября в микрорайоне ДОК, когда гонцы Олега Куляшова и Дмитрия Калачева кулаками добивались от водителей легальной фирмы, чтобы они не выходили на маршрут. 

Так что любители играть мускулами и шантажировать власть, до недавнего времени уверенные, что уберегутся от любого уголовного преследования, теперь ответят перед законом не только за мошенничество.   

Между тем, Уфа - не первый город, где нелегальные перевозчики грозят забастовкой. Во многих российских мегаполисах, где наводился порядок в сфере общественного транспорта, власти шантажировали невыходом автобусов на линии. Там, где не прогнулись под автобизнесменов, сегодня никто не жалуется на незаконных автоперевозчиков. 

В той же Казани, на опыт которой по борьбе с незаконным извозом ссылался Радий Хабиров, перевозчики отлично понимают, что в любой момент могут уйти с этого рынка, если не станут соблюдать цивилизованные правила игры.

- Любым властям не трудно запретить нелегалам передвигаться по городским улицам, потому что существует российская нормативная база, регулирующая этот вопрос, — рассказал бывший замминистра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Азат Галиахметов, 10 лет назад наводивший порядок на рынке пассажироперевозок в Казани. - Ни в одной стране мира власти не отдают безопасность своих граждан на откуп коммерсантам. И если высокие чины в органах управления и полиции не считают нужным ориентироваться на законодательство, значит, есть особая причина для такой слепоты. Кроме того, закон дает право муниципалитетам самим определять типы, марки и количество подвижного состава, который станет обслуживать горожан. Если глава местной администрации принимает решение, что по городу будут передвигаться только вместительные автобусы, то он, законодательно закрепив этот документ, обязан сделать все, чтобы другие типы машин близко не подъезжали к остановкам. А для тех, кто игнорирует закон, создавать невыносимую и нетерпимую обстановку совместно со всеми контролирующими ведомствами. В Татарстане такая система действует.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты