Игры патриотов

Задержания активистов «Башкорта» - первая ласточка по умиротворению этнического сепаратизма

24.12.2018 Александр КРАСОВСКИЙ
Эксперты расходятся во мнениях, считать ли межнациональным конфликтом случившееся на площади перед новогодней елкой в Белорецке, где толпа парней в присутствии полицейских заставила извиняться «перед всем башкирским народом» студента медицинского колледжа. Юноша, таджик по национальности, стал участником уличной потасовки местной молодежи. Имеет этот конфликт межэтническую окраску, или кто-то намеренно манипулирует молодежью, придавая обычным студенческим разборкам национальный привкус?

В фарватере нацполитики 

 

В 1996 году национальная стратегия существенно отличалась от нынешней, принятой в 2012 году. Но и время «девяностых», как многие хорошо помнят, было совсем иным, чем сегодняшнее. Федеративные отношения после распада СССР, трещали по швам, первоначально все строилось по ельцинскому принципу «берите суверенитета столько, сколько проглотите», а роль центральных властей сводилась к медиативной составляющей. Кремлю в новой России было необходимо сохранить целостность страны. До 2000 года существовали и определённые риски распада государства, фиксировалась огромная диспропорция в качестве жизни и уровне доходов россиян, недовольных в первую очередь Москвой. Справедливости ради нужно отметить, что федеральный центр в тот период практически не имел рычагов влияния, ни для улучшения социального самочувствия граждан, ни для обновления ряда неэффективных региональных элит. Поэтому десятилетиями местные кланы и группировки могли оставаться у власти, «царствуя», независимо от результатов своей работы и наличия коррупциногенных факторов.

К 2012 году федеральные власти страны в массовом сознании россиян вновь сумели стать фундаментом целостной, самостоятельной структуры с крепкой и управляемой вертикалью. Была принята новая стратегия государственной нацполитики до 2025 года, с ключевым приоритетом национальной безопасности, а указ прошлого руководства страны - утратил силу. В рамках нынешнего документа, этнокультурная самобытность народов России является неотъемлемой частью государственной политики, но исключительно в русле укрепления гражданского единства и целостности страны. Причем константой этой программы стала общероссийская гражданская идентичность и именно гражданское самосознание. 

Не стоит забывать, что основным рулевым контроля за исполнением федеральных законов, в том числе в сфере межнациональных отношений, выступает президентская администрация. Сотрудники Старой площади постоянно мониторят ситуацию в проекции: «Федеральный центр – регионы – местное самоуправление». Собранные данные анализируются и передаются в компетентные органы, среди которых не только региональные администрации, но и силовые ведомства, подчиняющиеся напрямую президенту России.

 

Будущее «Башкорта»

 

Несколько лет назад в Башкирии образовался новый виток институализации этнического сепаратизма – это «Конгресс башкирского народа» и движение «Башкорт». Первое сегодня практически сошло на нет, но вот второе, благодаря продвижению агрессивной националистической повестки, наоборот нашло сторонников праворадикального толка. В 2016 году руководством организации «Башкорт» были высказаны требования о возвращении договорных отношений между Россией и Башкортостаном и назначения кадров в госорганы, не по профессиональному, а национальному признаку. По сути идеологи организации преподносят роль этнического самосознания жителей региона, через позиционирование республики как отдельного протогосударства, пусть и в составе нынешней страны. Чаяния местных националистов сводятся к посылу, что Башкирия должна «плыть» самостоятельно, а федеральный центр этому препятствует.

Сегодня организация «Башкорт» небезуспешно пытается агрегировать различные негативные социально-экономические факторы трансформируя их в этнический протест. Любое социальное недовольство используется для формирования «этнических обид», а любой их лозунг преподносится как мнение всего башкирского народа. Аналог сходов граждан под названием «Йыйыны» становится локальной формой «подогревания» сепаратных настроений и самосуда, подменяющих решения органов власти. Многочисленные группы в соцсетях генерируют негативную повестку с постоянной установкой, что башкир притесняют везде и всюду. Иными словами, затянувшийся экономический кризис и общая стагнация региона, от которой так или иначе страдает всё население, преподносится этнонационалистами как целенаправленная политика исключительно в отношении башкирского народа. 

Одновременно это движение умело манипулирует молодежью, апеллирует к этническим мифологемам 90-х годов прошлого века. 

Не стоит забывать, что республиканские власти лишь партнеры, а не руководители силового блока страны. Спецслужбы, силовой аппарат наделены необходимыми полномочиями. И, говоря простым языком, это «дубина» для поддержания целостности страны и внутреннего порядка в государстве. И какими бы мягкими и пушистыми не старались быть власти, все их попытки тихо нейтрализовать националистов не мешают правоохранителям предпринимать свои превентивные меры самыми различными методами.

Вследствие чего, участившиеся задержания полицией активистов «Башкорт» лишь первая ласточка по умиротворению этнического сепаратизма. Поэтому гражданским активистам пора задуматься о реформировании своего общественно-политического движения, учитывая, что в условиях новой администрации Башкирии они стали единственной «красной тряпкой» для федерального центра. Уход от мнимой болтанки «парада суверенитетов» к конструктивной работе по реализации национально-культурного развития всех народов, проживающих на территории Башкирии, представляется наиболее приемлемым вариантом. 

Поскольку жесткие установки федерального центра по недопущению роста этнического сепаратизма и межнациональных конфликтов находятся вне зоны влияния республиканских властей, то наиболее рациональным решением для актива «Башкорт» представляется самороспуск и присоединение к официальным башкирским организациям умеренных взглядов. 

 

Новые реалии Башкирии

 

Роль институтов гражданского общества или попросту некоммерческих организаций на первый взгляд воспринимается не более чем кружками по интересам. Хотя многие крупные общественные объединения, играют немаловажную роль в консолидации общества и негласных переговорах по отстаиванию интересов своей социальной группы с властями. Например, профсоюзы во Франции не дают покоя правительственным чиновникам, то же самое можно сказать и об экологической организации «Гринпис». И те, и другие, убеждают местные власти корректировать свою повестку дня в разных сферах, с учетом мнения общественности. Но и властям они тоже полезны. Ведь эти общественные институты не только выполняют правозащитную деятельность, но и позволяют «амортизировать» общественные настроения, смягчить «градус критики», направляя ее в конструктивное, а не в протестное русло. 

Возвращаясь к Башкирии, республика действительно прошла трудный путь своего исторического и социокультурного становления. Важной особенностью региона является ее полиэтничный состав, насчитывающий представителей более 160 национальностей. При этом исконно коренным народом республики является башкирский, а в общественной среде его самым солидным представителем, начиная с 1995 года стала общественная организация Всемирный курултай башкир (ВКБ). Сегодня объединение насчитывает отделения в 30 странах мира.

Недавнее избрание нового руководителя «ВКБ», развитие межрегиональных связей и создание штаба сообщества «Башкирские проекты», подчеркивают желание как общественников, так и региональных властей повысить субъектность национальной общественной структуры, но без политизации организации. Например, планы по проведению Всемирного курултая к 100-летию республики в 2019 году коррелируют с масштабными правительственными мероприятиями. «ВКБ» переформатировалось под новые реалии и стремится идти в ногу со временем, укрепляя свои имиджевые позиции.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты