Игры патриотов

Эксперт: «Наглость предпринимателей порой возникает из-за безысходных ситуаций»

05.09.2019 Альбина ИБАТУЛИНА
На оперативном совещании в правительстве Башкирии руководитель республики Радий Хабиров отчитал глав городов и районов за «безответственное» проведение «Инвестчасов». Оказалось, что в целом ряде муниципалитетов в августе не состоялось на одного заседания по предпринимательству. Почему начальники местных администраций не желают встречаться с местным бизнесом, мы спросили у директора по работе с инвесторами «Корпорации развития Республики Башкортостан» Игоря Смолягина.

- Все-таки что такое инвестиции, может, для глав районов это слово непонятное? 

- Мало построить в районе детский сад, нужно его содержать в тепле, чтобы вода была, игрушки были у детей, нянечкам зарплату платили. А откуда деньги? Это налоговые платежи, которые платят, в том числе и предприниматели. Что такое инвестиции? Это когда создается новое производство, реконструируются и модернизируются старые, увеличивается выпуск продукции и расширяется ассортимент, увеличивается производство на территории района, создаются новые рабочие места – это все результат инвестиций. 

- Чего требуют от руководителей муниципалитетов в башкирском Белом доме?  

- Основной посыл к главам администраций – чтобы они повернулись и услышали предпринимателей. Формат «инвестчасов» – нужно сидеть лицом к лицу с предпринимателями и отвечать на их запросы, и порой эти запросы с тяжелым подтекстом, а главы администраций должны уметь держать на них ответ. Не прикрываться какими-то бюрократическими сроками в 30 дней, когда вам напишут, разъяснят, нет – здесь прямой диалог чиновника и бизнеса. Руководитель республики неспроста требует, чтобы такие встречи проводили сами мэры - они должны выходить за рамки комфорта чиновников, которые сидят в теплом кабинете в уютном кресле.   

- Что дает такой диалог с бизнесом?

- Главы администраций получают очень практичный опыт: куда на самом деле развивается подведомственная ему территория. Это тот опыт, который они должны преодолеть, получить навыки общения с бизнесом и увидеть, как на самом деле строится бизнес изнутри. Потому что «инвестчасы» позволяют главам администраций проследить проект на каждом его этапе, посмотреть, какие проблемы есть у предпринимателей, и понять, что есть сфера управления администрацией района, а есть бизнес, который строится на других основах, началах. И ведь мы уже достаточно часто слышим высказывания, отчеты администрации и понимаем, что они не всегда сходятся с реальностью. Порой это две разные отрасли, которые не соприкасаются. А теперь они должны сесть за стол диалога и понять друг друга. 

- Как в районах должна строиться работа с коммерсантами? 

- Бизнес в первую очередь стоит рассматривать так, что он создает рабочие места. Надо дать совет главам администраций, чтобы они не зацикливались на каких-то глобальных проектах, а смотрели на территорию своего района стратегически. Потому что возле любого, даже самого современного, глобального какого-нибудь химического комплекса есть ряд аутсорсинговых предприятий, которые производят сопутствующие услуги, обеспечивают питание, автотранспорт, то есть создается такой кластер маленьких представителей субъектов малого и среднего бизнеса, которые помогают развиваться крупному. И это те же самые рабочие места, при этом они более мобильны, они создают периодически больше рабочих мест. Потому что современные мегапроекты имеют не так много рабочих мест, это все высокотехнологичные производства, а жителям куда идти работать? На субъекты малого и среднего бизнеса. Поэтому глава района должен стратегически понять: если у него развивается какой-то, пусть даже не мегапроект, просто большой проект, сможет ли вокруг него развиться еще и малый бизнес? Если сможет, то кто может заняться этими мероприятиями, какой бизнес у него уже есть, у кого открывается новая ниша, и постепенно раскручивать эту цепочку. 

- Должны ли главы районов разделять бизнес-риски с предпринимателями? 

- Совет предпринимателям: денег просить не следует, потому что это всегда вызывает подозрения и безрезультатно в 99 процентах случаев. Все-таки бизнес должен сам вкладывать деньги и рисковать, это его деятельность. А чем все-таки может помочь администрация? Это подготовленные площадки, потому что даже сейчас, когда мы сталкиваемся со строительством индустриальных парков в «Корпорации развития», мы подолгу обсуждаем с администрацией, где есть свободная земля, куда можно подвести инженерную инфраструктуру, не попадает ли это под санитарно-защитные зоны и так далее. Генпланы в удручающем состоянии иногда находятся у городов и районов, они не понимают, как развивается территория, и это ужасно. Поэтому в первую очередь главам администраций следует понять, как выглядит его территория сейчас и как будет выглядеть через пять-десять лет, где ему стоит сажать промышленные предприятия, а где социальную инфраструктуру в виде школ, больниц, детских садов. Или общественные пространства, которые тоже могут делать предприниматели. 

- Как мэру города отличить желания от возможностей?

- По поводу использования земли в других целях здесь, конечно, тяжело, но нужно смотреть, что стоит за плечами инвестора, есть ли у него уже какой-то бизнес. Если он построил сеть частных школ, вряд ли он заберет землю и построит там торговый центр. Скорее всего, это будет очередная школа или какой-то очередной завод, если у него сеть таких заводов. Действительно, есть предприниматели, которые не очень хорошо используют ресурсы, которые ему предоставили, а есть такие фантазеры, которые приходят и говорят: «А я построю вам что-то красивое». И таких главам администраций тоже следует опасаться, чтобы не увлекаться и не втягиваться в этот омут, а потом оказывается, что предприниматель и вовсе не предприниматель, а мечтатель. Здесь нужно смотреть, есть ли у него элементарные навыки управления проектами, навыки технологического управления производства.

- Есть и другой тренд - общество не слишком жалует предпринимателей…

- Многие видят в предпринимателе такого хапугу, который пришел, вложил свои деньги, потом еще получил какую-то компенсацию и наварился в два-три раза. Да, в Башкирии немало историй, когда бизнес повел себя не совсем корректно. Увидев какие-то редкие случаи, главы администраций стараются отстраниться от всего этого. Но на самом деле этого не стоит делать, нужно смотреть и постоянно мониторить ситуацию, чтобы бизнес тоже не наглел. Порой наглость возникает из-за безысходных ситуаций, поэтому здесь администрации районов, городов должны помогать, создавать нормальные условия. Предпринимателям нужно развивать бизнес так, чтобы было приятно жить и работать и через год, и через два, и через десять лет, а потом передать бизнес своим детям, внукам, создавать такие семейные бизнес-традиции. Предприниматель тоже должен измениться, то есть он не должен думать о сиюминутной прибыли, а создать нечто такое, что принесет пользу на будущее. Поэтому это такая достаточно длительная история.

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты