Игры патриотов

Стоимость дополнительных услуг при автокредите может оказаться дороже автомобиля

04.12.2019 Альбина ИБАТУЛИНА
На банковском рынке появился новый способ навязывания услуг. Так автолюбителям при выдаче автокредита предлагают специальные карты якобы для помощи на дорогах. Начальник отдела защиты прав потребителей регионального Госкомитета по торговле РБ Ляля Сулейманова рассказала, насколько законно, что эта услуга включается в стоимость кредита, и почему средства, выплаченные за такую помощь, могут превысить цену самого автомобиля.

- В республиканский Госкомитет по торговле и защите прав потребителей поступают обращения граждан на оказание различных видов услуг, в том числе и на финансовом рынке, - рассказывает Ляля Хамзовна. - И в последнее время взрослые мужчины начали жаловаться, что при приобретении автомобиля в кредит, им настойчиво навязывают так называемую услугу «Помощь на дорогах».

- Получается, что те, кто оказывает эту помощь на дорогах, банковскими учреждениями не являются, но банки включают эти услуги в сумму автокредита?

- Абсолютно верно, это не банковское учреждение, это некая компания, юридическая фирма, которая предлагает свои услуги при оформлении договора потребительского кредитования или автокредита. На мой взгляд, услуга очень дорогостоящая, от 25 тысяч рублей и более. Могу привести пример, что несколько граждан, которые к нам обратились, попросили оказать содействие в составлении претензии. Претензию мы помогли составить, они направили ее заказным письмом с уведомлением, все как положено. Причем, время от периода заключения этого договора до направления претензии не превысило месяца. Однако они получили ответ от юридической фирмы, что компания готова расторгнуть договор и возвратить сумму… в размере 2000 рублей.

- То есть совсем не те деньги, которые заплатил человек, взявший кредит?

- Да. Причем на законные требования: «А где же оставшиеся средства, за какие действия вы удержали такую большую сумму?», в этой фирме ответили: «Это услуги, которые вам были оказаны в течение этого периода». Какого периода, в течение месяца? Потребители за услугой не обращались. И в подобных случаях мы, конечно же, предлагаем потребителям на этом не останавливаться, а обращаться уже с исковым заявлением в суд для того, чтобы эту ощутимую разницу вернуть.

- Люди боятся, что если не согласятся на навязанные условия банка, то и не получат кредит…

- Да, многие жалуются, что сотрудники автоцентров говорят, что банк может и не одобрить кредит, если они откажутся от той или иной услуги. Хотела бы разъяснить нашим потребителям, что договор страхования, договор оказания различных видов услуг и договор потребительского кредитования — это абсолютно самостоятельные договоры и заключение одного договора, например, потребительского кредитования не влечет за собой обязательного заключения иных договоров.

- И в банках это знают, что это незаконно?

- Безусловно, знают, в том числе договор страхования жизни, договор присоединения к коллективному страхованию и различных видов услуг, в том числе и «Помощь на дорогах». Это право гражданина, но никак не обязанность заключать какие-либо виды услуг при получении потребительского кредита.

- То есть человек, придя в банк за кредитом, должен сразу сказать сотрудникам: «Я не хочу никаких дополнительных услуг, я хочу только взять кредит». Но люди уверены, что после этого им укажут на дверь…

- Я еще не знаю ни одного гражданина, которому бы отказали, если бы он так сделал. Я вас уверяю, как только он встанет и пойдет по направлению к двери, сотрудник банка его остановит и будет заключен кредитный договор без каких-либо услуг. И без страховки, и без услуги «Помощь на дорогах».

- Люди думают, что если они приходят в банк, то получают качественную услугу, но ведь это не факт, получается?

- Абсолютно верно. И люди уже готовы приобрести автомобиль, вот он стоит, вот его мечта, именно такой автомобиль хотел, но вдруг такое маленькое препятствие: нужно оформить пару дополнительных соглашений, договоров, где там 25 тысяч, тут 58 тысяч договор страхования, там еще чуть-чуть.

- И потом, когда приходит время платить, они понимают, что попали в ловушку?

- Да, после эйфории, после того как наступает первый платеж, они понимают, что те 100 тысяч рублей, которые они переплатили, нелишние в семье. В подобных случаях я, конечно же, хотела бы посоветовать нашим потребителям не упускать время и помнить, что в течение 14 календарных дней потребитель, страхователь имеет право отказаться от договора страхования, направив заявление в страховую компанию. Страховая компания в течение десяти рабочих дней с момента получения данного заявления обязана расторгнуть договор и вернуть денежные средства.

- То есть если даже вы подписали страховку, получая кредит, можете ее расторгнуть в течение двух недель?

- Здесь не нужно набираться смелости, достаточно просто написать заявление и направить в страховую компанию, не в банк. Если возникают затруднения в составлении такого заявления, у нас на сайте республиканского Госкомитета по торговле и защите прав потребителей в разделе «Защита прав потребителей» размещены типовые формы таких заявлений. Их достаточно распечатать, заполнить и направить заказным письмом в страховую компанию. Если 14 дней истекли, у страхователя также есть право отказаться от договора страхования, но тогда страховая компания вычтет из страховой суммы еще и страховую премию. Как правило, страховая премия составляет львиную долю от страховой суммы. А по поводу услуги «Помощь на дорогах» – это не договор страхования, это договор оказания услуг, и от такой услуги потребитель вправе отказаться в любое время. Жесткого срока, как при договоре страхования 14 дней, не существует, то есть в любой момент, когда потребитель посчитал возможным и нужным отказаться, он отказывается от этой услуги. Ему возвращают сумму за минусом расходов, которые понес исполнитель.

- Насколько законно, что сотрудники банка предлагают и другие услуги, например, договоры инвестиционного страхования неких фирм?

- Нашим гражданам посоветовала бы более внимательно относиться к тем действиям, которые они совершают. Инвестиционный вклад – это когда вы уже не заемщик и не потребитель, а инвестор. И договор заключается с некоей юридической фирмой, и этой юридической фирме вы даете денежные средства взаймы под проценты. То есть как таковые потребительские правоотношения здесь отсутствуют, потому что инвестор передает денежные средства под проценты, то есть с целью извлечения выгоды. В данном случае закон о защите прав потребителей может применяться только в очень усеченной форме. Это только в части получения информации, в части подсудности и в части морального вреда.

- А как гражданам уберечься от навязывания услуг на других рынках, не только банковских? 

- Не подписывать договор, если стоимость услуг достаточно высока и дорога для потребителя. У потребителя есть право отказаться от договора оказания услуг в любое время за минусом расходов, понесенных исполнителем по оказанию этой услуги.

- Как можно оградить себя от аферистов? 

- Чтобы все-таки избежать таких случаев, нашим гражданам нужно знать хотя бы азы законодательства о защите прав потребителей, помнить, что право на заключение договора остается за гражданином, и никто не может заставить его подписать тот или иной договор.

Другие новости

АвтоКар +
Погрузчики вилочные MITSUBISHI в отличном состоянии

Сегодня
Популярное

Популярное

АвтоКар +
CATERPILLAR FD15 в наличии, в Уфе