Игры патриотов

Диалект раздора. На каком языке говорят северо-западные башкиры?

06.05.2020
В последнее время в башкирском обществе наметился курс реинтеграцию «северо-западных» башкир. Ранее «зауральская» башкирская элита долгое время отторгала их по языковому принципу, но теперь они получили признание в общественном сознании как неотъемлемая часть башкирского общества. И, тем не менее, вокруг диалекта «северо-западных» башкир до сих пор кипят нешуточные страсти.

Между тем, «cеверо-западные» башкиры – это территориальная группа башкир, проживающая преимущественно в северо-западных районах Башкортостана, на востоке Татарстана, на юге Пермского края. Сегодня, согласно переписи населения 2010 года, численность северо-западных башкир составляет около 360 тысяч человек.

Почему подобные интеграционные процессы внутри башкирского общества начали раздражать многих татарстанских аналитиков, мы решили спросить у доцента кафедры истории РБ, археологии и этнологии БашГУ Искандера Саитбаталова. 

- Внедрение башкирского литературного языка в образовательный процесс, сферы печати и культуры в районах распространения северо-западного диалекта велось непоследовательно, - объясняет ученый. - В 20-е годы для этого не хватало средств и учителей, в 30-е годы оно приняло широкий размах, но было прекращено из-за репрессий против «башкирских националистов». В результате, сферы культуры и просвещения в этих районах были передоверены соседней Татарской АССР. Это привело к тому, что представители северо-западных башкир стали в массовом порядке выезжать для получения образования и развития карьеры в Казань, а среди интеллигенции Татарстана сложилось представление, будто башкир западнее Уфы нет. В свою очередь, среди части башкирской интеллигенции возник миф о том, что «настоящие башкиры» живут только на юге и востоке республики.

- А сегодня эти мифы разрушены? 

- Совместными усилиями учёных, писателей, деятелей искусства, общественных активистов, религиозных деятелей, чиновников и простых представителей северо-западных башкир удалось разрушить эти легенды. Башкиры по происхождению и самосознанию, сохранившие язык своих предков и любящие свою республику разрушают сразу два мифа. Столкновение с реальностью – болезненный процесс, который вызывает негативную, но недолгую реакцию. При этом активность северо-западных башкир не затрагивает татарское население Башкортостана и его бесспорные права на развитие своего языка и культуры.

- И все-таки, северо-западный диалект и татарский язык – это одно и то же?

- Нет: носители северо-западного диалекта на протяжении веков идентифицируют себя в качестве башкир. Уже поэтому их родной язык, согласно принятым в мировой диалектологии правилам, должен рассматриваться как башкирский. Те черты, которые сближают северо-западный диалект со средним диалектом и литературной формой татарского, характерны как для башкирского литературного языка, так и для отдельных его диалектов и говоров. Грамматические особенности северо-западного диалекта связывают его с литературным башкирским, говорами и южного, и восточного диалектов. По своему словарному запасу северо-западный диалект далёк от говоров Татарстана и Среднего Поволжья. Формы, свойственные северо-западному диалекту, были зафиксированы как башкирские уже в «Сравнительных словарях всех языков и наречий…» Петера Симона Палласа, изданных в 1787 году. В конце XIX – начале ХХ века его говоры были описаны как башкирские в работах А. Г. Бессонова и Н. Ф. Катанова. В результате диалектологических экспедиций 1931-1934 года язык северо-западных башкир был описан по комплексной методике ведущего советского тюрколога Н. К. Дмитриева, и уже в середине тридцатых годов ХХ века тезис о трехдиалектном составе башкирского народно-разговорного языка публиковался в научной литературе и школьных учебниках. Тридцатые годы прошлого века являются датой научного описания северо-западного диалекта. Этот тезис был подтверждён в ходе экспедиции 1954 года, а в 1955 диалектолог Т. Г. Баишев защитил в Москве кандидатскую диссертацию, в которой было описано место северо-западного диалекта среди других вариантов башкирского языка. 

- Есть ли риски в «политизации» этих вопросов?

- В Республике Татарстан есть также ряд общественных деятелей и организаций, которые стремятся расширить границы татарского народа за счёт включения в неё представителей других этносов - ногайцев, сибирских татар, крымских татар, кряшенов, нагайбаков, без учёта их собственной воли. И тем самым поставить себя в положение «второй государствообразующей нации» в стране. Башкортостан рассматривается этими деятелями как источник увеличения своей территории и численности, по этой причине они то и дело принимают провокационные заявления то о пересмотре границ республики, то о смене её государственных языков. Взвешенная политика Башкортостана, построенная на удовлетворении культурных и других потребностей всех его народов, вызывает ярость у деятелей, стремящихся дестабилизировать межнациональные отношения по всей стране. Противостоять ей можно лишь сплочением и взаимным уважением всех народов республики.   

Другие новости

Сегодня
Популярное
Что почитать

ОПРОС После выхода на пенсию вы планируете

Результаты