Игры патриотов

Ничего человеческого. Роботы уже поработили землю

14.06.2020
Уже минуло два десятилетия с начала ХХI века и, как предсказывали футурологи, искусственный интеллект прочно вошел в нашу жизнь. 70 лет назад писатель-фантаст Азек Азимов утверждал, что «робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред».

Однако действительность оказалась совсем не такой, как рисовали ее фантасты - не бездушные машины поработили землю. С помощью равнодушного искусственного интеллекта люди нагибают людей. И им плевать на законы робототехники, придуманные г-ном Азимовым, где робот не имеет права вредить человеку.  

Правда, и роботы сегодня выглядят совсем не так, как описывали писатели прошлого века. Это не железные чурбаны, предугадывающие желания хозяев, а программы, которым никакие хозяева не нужны. 

Чуда не произошло. С этими безразличными к нашим проблемам машинами мы сталкиваемся ежедневно - когда автоматический голос в любой справочной в сотый раз просит что-то набрать в тональном режиме. Или пользуясь многочисленными приложениями, где робот за нас решает, что нам смотреть, читать, выбирать и покупать. 

Единственное, в чем оказались правы фантасты - в том, что искусственный интеллект будет работать против людей. Только вовсе не потому, что умные машины превзошли своих создателей, как предполагали авторы научной фантастики, а потому что управляет этими устройствами капитал, который, как известно, в погоне за прибылью не имеет ничего человеческого. 

Интересно, что роботы, которых представляли себе предсказатели будущего, выглядят совсем не так, как рисовалось. Они вообще никак не выглядят. Сегодняшний робот - это не человекообразное железное существо, наделенное множеством функций и умеющий мыслить и разговаривать, а набор программных записей, которые даже нельзя потрогать. Искусственный интеллект оказалось не надо помещать в голову человекообразной машины. Как выяснилось, он прекрасно функционирует в виде цифровых символов, записанных в определенном порядке. И число этих символов не ограничено, их можно нанизывать один на другой, дополняя новыми возможностями. 

Первыми взяли на вооружение искусственный интеллект банкиры, которые максимально используют цифровые программы. В банках практически исключили человеческий фактор - все решают заранее настроенные роботы. Они начисляют проценты по кредитам и решают, выдать ли вам займ, это они холодными голосами отвечают вам заученные тексты, когда вы пытаетесь добиться справедливости. Появились даже онлайн банки, не имеющие отделений и специализирующиеся на выдаче кредитов. Роботы вам звонят, предлагают займы, делают расчеты, а потом, когда вы попадаете в зависимость к такому банку, добиться правды невозможно, поскольку вам предстоит общение с безучастными машинами. Впрочем, для банков - мы давно расходный материал, ростовщичество одно из самых низких занятий, как его не называй. Несмотря на то, что надзорные и контролирующие ведомства пытаются снизить аппетиты банков, вы и не заметите как получите массу навязанных услуг - от ненужных вам смс-оповещений до платы за обслуживание карт, которые вы не просили, но вам их всучили вместе с кредитом. А когда на службу банкирам пришел искусственный интеллект, способов обобрать население у кредитных организаций увеличилось в разы. 

Вторыми любителями использовать искусственный интеллект стали таксомоторные компании. Причем, не такие, которые много лет работают на этом рынке, а внезапно переквалифицировавшиеся из создателей программного продукта в перевозчиков. Сначала казалось, что это безумие - в такие интернет-компании берут всех, кто скачает приложение. И фактически любой человек, не имеющий опыта таксовать, получает право перевозить людей. Но как выяснилось, искусственный интеллект настроен весьма недружелюбно к водителям и подвергает их штрафам за любую провинность. 

- Слишком резко тронулся с места - штраф, - рассказывает один из таких самодеятельных таксистов. - Превысил скорость больше 60, даже там, где можно ехать быстрее - штрафная стоянка на три дня, тебя просто блокируют - отключают от приложения. 

По словам собеседника, штрафуют и блокируют и в случае, если пассажиры ставят антилайки или просто жалуются на водителя - в приложении есть такая функция. 

- И ведь ничего не докажешь, - сетует он. - Был бы человек, можно было бы объяснить, что люди иногда жалуются просто потому, что хотят на ком-то сорвать плохое настроение. Но робот ничего не спрашивает, просто блокирует и все. 

Также невозможно объяснить машине, что она ошиблась, выдав неправильный адрес - а такое при неустойчивом интернете бывает часто, или что сглупил пассажир, указав неверные данные. В любом случае расплачиваться будет водитель, бесплатно наматывая километры. 

- Разобраться вообще невозможно, - переживает таксист. - Однажды пытался дозвониться в контору, но так ни разу и не услышал человеческого голоса. В лучшем случае просили обратиться письменно, в худшем - не отвечали вообще. 

- Это наша сегодняшняя реальность, - констатирует башкирский исследователь глобальных проблем Дмитрий Грачев. - То есть человек становится не главой всего развития, а инструментом. 

По словам г-на Грачева, «платформой для развития должен быть не искусственный интеллект, а наоборот: человек». 

- Мы должны стараться за счет каких-то научных, политических, других решений использовать искусственный интеллект во благо человека, - говорит исследователь. - То есть не человек во благо развития искусственного интеллекта, а все, что есть, для человека. Но многие технологи западного формата активно используют человека как инструмент для развития. И фактически получается, что единственная ценность, которая на сегодняшний день в современном мире возникает, это не человек, а технологии. Если ты обладаешь технологиями, тебе не важно человек ты или не человек, ты правишь миром.

Таксисты, в отличие от бесправных банковских заемщиков, уже выходили бастовать против искусственного интеллекта. Только что толку? Их ждет такая же судьба, как их товарищей по несчастью из начала XIXвека. Тогда, напомним, протестующие выступали против машин, заменивших человека. С точки зрения протестантов, машины вытесняли из производства людей. Техническая революция тогда оставила без заработка тысячи несчастных. Сегодня ситуация может повториться. Например, «Яндекс» уже запускает такси-беспилотник. И вправду, как легко будет всем, когда из этой пищевой цепочки исчезнет человек, неспособный конкурировать с искусственным интеллектом? 

Прекраснодушный писатель-фантаст Азек Азимов, воспевавший искусственный интеллект и придумавший три закона робототехники, не позволяющих роботам вредить человеку, ошибался. Нынешняя реальность такова: роботы стали посредниками, а вредит обычному человеку все тот же капиталист, только теперь спрятавшийся за умными приложениями. 

Другие новости

АвтоКар +
Скидки на погрузчики!
Сегодня
Популярное
Услуги эвакуатора в Уфе и пригороде.
От 1 тысячи рублей.
8-927-086-1921
Популярное

АвтоКар +
дизельные погрузчики в наличии